Решение №ВЧ-08/8003 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-968/2023 о нарушении законодательс... от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/8003 от 03.08.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ИП <…>, <…>, <…> по факту использования транспортного средства (прицепа) с государственным регистрационным знаком АТ459 116 исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, находящегося по адресу: г. Казань ул. Серова, д. 32 и распространения рекламы с текстом: «СПИСЫВАЕМ: кредитные карты, микрофинансовые займы, потребительские кредиты, ЖКХ, налоги, штрафы…ЗВОНИТЕ 8 (843) 203-21-47…сайт: 712сбю.рф», что имеет признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 2 статьи 20  Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение Хайруллина Р.М. (вх. №5232 от 24.05.2023), направленное МКУ «Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета г. Казани» по признакам нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображение приведено ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация со сведениями: «СПИСЫВАЕМ: кредитные карты, микрофинансовые займы, потребительские кредиты, ЖКХ, налоги, штрафы…ЗВОНИТЕ 8 (843) 203-21-47…сайт: 712сбю.рф» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам ИП <…>  и <…>.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются услуги по списанию долгов.

Из буквального смысла содержания рекламного текста следует, что ИП <…>, <…> гарантирует успешность проведения процедуры банкротства во всех 100% случаях.

Согласно пункту 6 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указанная выше реклама позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов, без указания на последствия процедуры банкротства. Реклама создает впечатление, что, подав на банкротство, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий. Кроме того, из рекламы следует, что подав на банкротство, гражданину гарантировано освобождение от долгов, в то время как решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства принимает суд, который также может и отказать во введении процедуры банкротства.

Вместе с тем, согласно Закону о банкротстве освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Кроме того, последствием признания гражданина банкротом может быть ограничение его права на выезд из Российской Федерации, должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Индивидуальный предприниматель с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. В течение пяти лет с момента завершения процедуры банкротства индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Из законодательства о банкротстве следует, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, то есть юристы не имеют полномочий на списание долгов. В деле о банкротстве судом утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), участие которого в деле о банкротстве граждан является обязательным. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. При этом существует перечень обязательств, освобождение от которых невозможно (ч. 4, 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение – имущество, на которое нельзя обратить взыскание).

С учетом изложенного, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку реклама создает впечатление о том, что процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий.

Исходя из рекламы невозможно установить характер рекламируемых услуг, порядок списания долгов.

На основании фотоматериалов установлено, что указанное транспортное средство (прицеп) с государственным регистрационным знаком АТ459 116 с рекламным текстом: «СПИСЫВАЕМ: кредитные карты, микрофинансовые займы, потребительские кредиты, ЖКХ, налоги, штрафы…ЗВОНИТЕ 8 (843) 203-21-47…сайт: 712сбю.рф» находилось в одном и том же месте 06.07.2023 и 10.07.2023.

На прицепе размещена реклама со следующими сведениями: «СПИСЫВАЕМ: кредитные карты, микрофинансовые займы, потребительские кредиты, ЖКХ, налоги, штрафы…ЗВОНИТЕ 8 (843) 203-21-47…сайт: 712сбю.рф».

Таким образом, транспортное средство (прицеп) с государственным регистрационным знаком АТ459 116, находящееся по адресу: г. Казань ул. Серова, д. 32 используется исключительно в качестве передвижной рекламной конструкции.

В соответствии с Постановлением Правительства от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Согласно ответу УГИБДД МВД по РТ транспортное средство (прицеп) с государственным регистрационным знаком АТ459 116 <…> – [физическое лицо].

В соответствии с ответом сотового оператора ПАО «МегаФон» абонентские номера, указанные в рекламе: 8 (843) 203-21-47 зарегистрирован на <…>, +7 (904) 717-70-00 зарегистрирован на <…>.

Согласно пункту 1 Письма ФАС России от 02.05.2012 №АК/13623 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте», в части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе», использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

Таким образом, запрещается использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.

Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально.

Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

В соответствии с Письмом ФАС России от 20.05.2013 №АК/19504/13 «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ» в части 2 статьи 20 Закона «О рекламе» приведен один из видов использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций - переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Рассмотрение дела №016/05/5-968/2023 по факту распространения рекламы с текстом: «СПИСЫВАЕМ: кредитные карты, микрофинансовые займы, потребительские кредиты, ЖКХ, налоги, штрафы…ЗВОНИТЕ 8 (843) 203-21-47…сайт: 712сбю.рф», что имеет признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», было назначено на 02 августа 2023 г. в 13 часов 30 минут.

02.08.2023 на заседании Комиссии представитель по доверенности от ИП <…>  представила письменные пояснения своего доверителя, исходя из содержания, которых следует, что ИП <…> к информации, размещенной на прицепе с государственным регистрационным номером АТ459 116 отношения не имеет. Номер 89047177000 в информации, размещенной на прицепе не указан, в настоящее время данным номером ИП <…> не пользуется, а также услуг в сфере права не оказывает.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что при переходе по ссылке 712сбю.рф, указанной на рекламной конструкции открывался чат с номером телефона 89047177000, который на данный момент удален. Однако при наборе данного номера телефона, вызов принимает администратор со словами: «Вас приветствует Союз Банкротных Юристов, благодарю Вас за доверие». Отсюда следует, что абонентский номер используется для оказания услуг в сфере банкротства, что противоречит пояснениям представителя на заседании Комиссии. Более того, согласно выписке из ЕГРИП следует, что ИП <…> осуществляет деятельность в сфере права (69.10). 

Также на заседании Комиссии представителем были приобщены к материалам дела письменные пояснения <…>, исходя из содержания, которых следует, что прицеп был приобретен у <…> по договору купли-продажи, в данный момент прицеп убран.

В связи с вышеизложенным, производство по делу 016/05/5-968/2023 в отношении <…> прекратить.

03.08.2023 в адрес Управления поступили письменные пояснения <…> (вх. №7969), исходя из содержания, которых следует, что сайт 712сбю.рф принадлежит <…>, также лицо приложило чек об оплате доменного имени. К тому же <…> сообщил, что в настоящее время ведет консультационную деятельность без извлечения прибыли в связи с чем, организационной формы не имеет.

Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 2 статьи 20 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Из положения части 7 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 20 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 2 статьи 20 Закона о рекламе.

Рекламодателями и рекламораспространителями рассматриваемой рекламы являются ИП <…>, <…>.

На момент рассмотрения дела №016/05/5-968/2023 в материалах дела имеются подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы в связи с чем Комиссией принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП <…>, <…>  по факту использования транспортного средства (прицепа) с государственным регистрационным знаком АТ459 116 исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, находящегося по адресу: г. Казань ул. Серова, д. 32 и распространения рекламы с текстом: «СПИСЫВАЕМ: кредитные карты, микрофинансовые займы, потребительские кредиты, ЖКХ, налоги, штрафы…ЗВОНИТЕ 8 (843) 203-21-47…сайт: 712сбю.рф», поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 2 статьи 20  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», 

Производство в отношении <…> – [физическое лицо] прекратить.

ИП <…>, <…> предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе» не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Решение изготовлено в полном объеме 03 августа 2023 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны