Решение №АЯ-04/5926 Решение по делу №016/07/3-731/2022 от 5 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-04/5926 от 05.05.2022 г

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей организатора закупки АО «Газпром закупки» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №№60/ДВ от 09.07.2021г.), заказчика ООО «Газпром трансгаз Казань» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №309 от 15.12.2021г.), заявителя ООО «Клининский институт охраны и условий труда» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 27.04.2022г. №67), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 27.04.2022г. №66), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Клининский институт охраны и условий труда» (вх. №5552 от 22.04.2022г., №5825 от 27.04.2022г., №6000 от 04.05.2022г.), перенаправленную по подведомственности из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на действия организатора закупки АО «Газпром закупки», заказчика ООО «Газпром трансгаз Казань» при проведении закупки №32211234444 на предмет: «Разработка проактивной системы управления производственной безопасностью ООО «Газпром трансгаз Казань» на основе риск-ориентированного подхода для нужд ООО «Газпром трансгаз Казань» 0017376»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме №32211234444 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 01.04.2022 года.

Организатор закупки – АО «Газпром закупки».

Заказчик – ООО «Газпром трансгаз Казань». 

Начальная (максимальная) цена договора – 53 061 600,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Организатор закупки с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора закупки, заказчика и позиции организатора закупки, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности организатор закупки, заказчик руководствуются Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение) с изменениями, утвержденными решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 18.01.2022 № 3704.

Согласно пункту 14.1.1 Положения Конкурентный отбор проводится по правилам, предусмотренным разделом 7, а также разделом 8 в случае, если конкурентный отбор проводится в электронной форме, с учётом особенностей, установленных настоящим разделом.

Пунктом 14.1.3 Положения установлено, что конкурентный отбор может проводиться в несколько этапов, предусмотренных пунктами 10.3.1.1, 10.3.1.2, 12.5, 14.11 в соответствии с документацией о конкурентном отборе

В соответствии с пунктом 7.8.4 Положения в целях выявления победителя конкурентной закупки проводится рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурентной закупке. В случае если было принято решение об отклонении заявок на участие в конкурентной закупке, оцениваются и сопоставляются только заявки на участие в конкурентной закупке, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 14.8.1 Положения на стадии формирования итогового протокола Организатор проводит анализ заявок на участие в конкурентном отборе и проверку информации об участнике конкурентного отбора в соответствии с условиями, предусмотренными в пункте 7.7.

Согласно пункту 14.9.1 Положения на основании результатов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие конкурентном отборе, в том числе ценовых предложений, Комиссией могут быть приняты следующие решения:

о результатах конкурентного отбора и определении победителя (поставщика (подрядчика, исполнителя), победителей (нескольких поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

о признании конкурентного отбора несостоявшимся; о рекомендации Организатору (Заказчику) завершить процедуру конкурентного отбора без заключения договора при наличии оснований, предусмотренных настоящим Положением.

В соответствии с итоговым протоколом №1/0095/22/7.2/0017376/ТГКазань/К/ГОС/Э/18.03.2022 от 06 апреля 2022г. на участие в закупке было подано 4 заявки, по результатам рассмотрение которых принято решение об отклонении заявки с идентификационным номером 3.

По результатам оценки Заявок по критериям в соответствии с разделом 3 Методики анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе участником присвоены следующие значения с определением порядковых номеров Заявок:

 

Идентификационный

номер Участника

Стоимостной критерий

Нестоимостной критерий

Итоговая оценка (значения в баллах)

Присвоенный порядковый номер (значение) Заявки

1

20,00

50,40

70,40

1

2

17,02

52,20

69,22

2

4

15,90

48,80

64,70

3

 

Победителем определен участник с идентификационным номером 1, заявке которого присвоен первый порядковый номер, с ценовым предложением 39 742 583,00 руб. (без НДС).

Согласно доводам заявителя, заказчиком произведен неправомерный расчет при оценке заявок участников по стоимостному критерию. Данное обстоятельство привело к неправильному определению победителя закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом либо без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 4.2.5 документации установлено, что порядок формирования цены договора (цены лота) определен в Информационной карте (п. 5.1.12). Расчёт ценового предложения необходимо выполнить с учетом всех затрат, налогов, пошлин и сборов согласно действующему законодательству РФ.

Согласно пункту 5.1.11 информационной карты начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) единицы каждой работы, услуги, являющихся предметом закупки составляет 53 061 600,00 рублей с НДС.

Пунктом 5.1.12 информационной карты открытого конкурентного отбора установлено следующее:

 

5.1.12

1.8.7, 4.2.5

Порядок формирования цены договора (цены лота)

 

Обоснование начальной (максимальной) цены договора (предмета закупки) либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей

Расчет цены Заявки необходимо выполнять с учетом всех затрат, налогов, пошлин и сборов согласно действующему законодательству РФ в соответствии с комментариями по заполнению Формы 1.1.

Цена единицы работ (услуг) по договору может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных договором объемов работ (услуг) и иных условий исполнения договора.

Наименование примененного метода (примененных методов) определения начальной (максимальной) цены договора (предмета закупки):

Метод расчета цены научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

 

Согласно пункту 2.5.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок производится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе»

В соответствии с пунктом 2.5.7 документации в случае если было принято решение об отклонении Заявок, оцениваются и сопоставляются только заявки на участие в конкурентной закупке, которые не были отклонены. В случае если при рассмотрении Заявок по результатам их анализа только одна Заявка не была отклонена, такая Заявка оценивается в порядке, установленном Документацией, если Комиссией не было принято решение о признании такого конкурентного отбора несостоявшимся.

Разделом 3 Методики анализа и оценки заявок Участников установлен порядок оценки и сопоставление Заявок. Для данной закупки максимальный уровень оценки устанавливается в баллах, равных 100 или в процентах, равных 100%.

Сравнительная оценка Заявок Участников проводится по следующим критериям:

1.    Стоимостной.

2.    Нестоимостной.

Для каждого критерия применяется коэффициент значимости (T) в зависимости от долевого соотношения между максимально возможными оценками. Общие оценки по критериям заносятся в графу (S) Сводного протокола балльной оценки Заявки Участника, на основе которых формируется Итоговая оценка по данной Заявке, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение Общей оценки на указанный Коэффициент значимости (T x S). Итоговая оценка Заявки Участника определяется как сумма соответствующих Бальных оценок по всем критериям (V).

 

Оценка стоимостного критерия


п/п

Подкритерии оценки*

значимость (вес)**

Предмет оценки

Принцип учета подкритерия

Значение показателя (баллы)

Оценка по подкритерию

   

А

 

 

В

S = А х В

1.

Уровень цены заявки.

1

Ценовое предложение участника.

В = 10 * (Nmin/Ni),

где: N min – наименьшее из представленных Участниками ценовое предложение. Ni – ценовое предложение оцениваемого Участника.

При этом для целей учета подкритерия значения Nmin и Ni определяются с учетом условий, установленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925.

К учету принимаются итоговые значения цен независимо от применяемого режима налогообложения Участников.

 

 

Общая оценка по критериям

P=∑ S:

 

Из положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между суммами налога, полученного исходя из стоимости реализованных товаров (услуг), и суммами налога, уплаченного поставщику за данные товары (услуги).

Согласно пункту 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров 10 (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В силу положений пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров, работ, услуг), передаваемых имущественных прав, обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями влечет их освобождение от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (статья 346.11 НК РФ).

Комиссия отмечает, что принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Указанная правовая позиция отражена в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Возможность установления разных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения), также не следует из положений части 10 статьи 4 Закона о закупках, согласно пункту 5 которой в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Из буквального толкования части 22 статьи 3.2, части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что заказчик в документации о закупке должен установить одно значение начальной (максимальной) цены договора для всех участников закупки (независимо от применяемой системы налогообложения), победителем признается лицо, предложившее лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, одним из критериев оценки при проведении закупки может являться цена договора.

Судебная коллегия ВС РФ в Определении по делу А56-75118/2019 от 21.04.2021 г. указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.

Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закон о закупках не содержит положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, преимуществ при участии в закупках.

При проведении закупки победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (если по остальным критериям предложения участников закупки совпадают).

При этом, цена договора, заключаемого по результатам закупки, устанавливается в соответствии с ценой, предложенной в заявке победителя (независимо от применяемой им системы налогообложения).

Оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.

Заказчик не имеет правовых оснований производить корректировки ценового предложения участника, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

28.03.2022г. в 09:51 участник (ID № 4) сделал ценовое предложение в размере 50 009 750,00 руб. (НДС не облагается, так как участник использует упрощенную систему налогообложения).

05.04.2022г. в 09:48 участник (ID № 3) снизил свое ценовое предложение до 37 000 000,00 руб. Однако, ввиду отклонения заявки указанного участника, в силу требований пункта 2.5.7 Документации, учет данного ценового предложения при оценке заявок по стоимостному критерию не производился.

05.04.2022г. в 09:54 Заявитель (ID № 2) снизил свое ценовое предложение до 46 717 693,44 руб. с НДС. Указанное предложение является итоговым и подлежит учету Организатором при расчете бальной оценки по стоимостному критерию с учетом суммы НДС.

05.04.2022г. в 09:57 участник (ID № 1) снизил свое ценовое предложение до 39 742 583,00 руб., (НДС не облагается, так как участник использует упрощенную систему налогообложения).

Ценовое предложение участника (ID № 1) в размере 39 742 583,00 рублей является минимальным.

Соответственно, расчет бальной оценки по стоимостному критерию осуществляется следующим образом:

Победитель (ID № 1): B = 20,00 баллов – максимальное значение критерия.

Заявитель (ID № 2): B = 10 * (39 742 583,00 / 46 717 693,44) * 2 = 17,02 баллов.

Таким образом, расчет баллов по стоимостному критерию оценки заявок произведен организатором закупки в соответствии с условиями, установленными документации о закупке.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Клининский институт охраны и условий труда» (вх. №5552 от 22.04.2022г., №5825 от 27.04.2022г., №6000 от 04.05.2022г.), перенаправленную по подведомственности из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на действия организатора закупки АО «Газпром закупки», заказчика ООО «Газпром трансгаз Казань» при проведении закупки №32211234444 на предмет: «Разработка проактивной системы управления производственной безопасностью ООО «Газпром трансгаз Казань» на основе риск-ориентированного подхода для нужд ООО «Газпром трансгаз Казань» 0017376» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны