Решение №04-04/4983 Решение по делу № 016/10/18.1-660/2021 от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/4983 от 26.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии после перерыва представителя организатора торгов - ООО «Вендер»  - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.03.2021 г.), заявителя – <…> – [физическое лицо] (лично), в отсутствие представителей оператора торговой площадки ООО «Сирин» о времени и месте рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя, перенаправленную ФАС России (вх. № 4650 от 06.04.2021 г.) на действия оператора электронной площадки ООО «Сирин», организаторов торгов при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке https:// new.torg.msk.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 030321/40689777/01, лот №1),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба заявителя <…> – [физическое лицо] (вх. № 4650 от 06.04.2021 г.) на действия оператора электронной площадки ООО «Сирин», организаторов торгов при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке https:// new.torg.msk.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 030321/40689777/01, лот №1).

Суть жалобы, по мнению заявителя, оператором торговой площадки нарушены требования действующего законодательства.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в установленном порядке привлекло для реализации арестованного имущества специализированные организации ООО «Вендер», заключив с обществом государственный контракт №12/19-3А от 19.12.2019 г.

Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, проведение торгов при реализации имущества должника в рамках Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является обязательным.

Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия оператора торговой площадки, организатора торгов, а также позиции оператора торговой площадки, организатора торгов, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что оператор торгов – ООО «Сирин» ввел заявителя в заблуждение в ходе процедуры аккредитации на электронной торговой площадке.

Между ООО «Вендер» и ЭТП ООО «Сирин» был заключен агентский договор от 22.01.2020г. №10 на оказание услуг об организации электронных торгов во исполнение условий государственного контракта №12/19-3А от 19.12.2019г., заключенного между ООО «Вендер» и МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.

В рассматриваемом случае осуществление регистрации заявителем производилось на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу https:// new.torg.msk.ru. 

ООО «Сирин» является оператором электронной площадки https:// new.torg.msk.ru/, которая действует в соответствии с Регламентом данной электронной торговой площадки, размещенным на сайте ЭТП в свободном доступе.

Регламент ЭТП является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов торгов, Участников ЭТП, Посетителей, иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора).

Частью 1 статьи 438 Гражданского кодекса РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В соответствии с п. 3.1 Регламента настоящий Регламент является договором присоединения в соответствии со статьей 428 ГК РФ и регулирует отношения, права и обязанности, присоединившихся к нему сторон (Оператора ЭТП, Организаторов торгов, Заявителей, Претендентов, Участников ЭТП, и иных лиц, присоединившихся к Регламенту – сторон Договора).

Согласно п. 3.2. Регламента присоединение стороны к Регламенту осуществляется средствами площадки путем совершения на ЭТП действий, направленных на регистрацию с указанием персональных данных и подписанием ЭЦП заявки на аккредитацию ЭТП.

В соответствии с п.3.4 Регламента лицо выражает согласие с условиями Регламента в момент подачи заявки на аккредитацию и, считается присоединившимся к Регламенту, с момента его аккредитации Оператором и внесения в реестр Участников ЭТП. Аккредитация действительна в течение одного года и является одним из необходимых условий для участия в торгах и иных продажах, проводимых на ЭТП в электронной форме. По истечении срока аккредитации Участник ЭТП обязан заново предоставить актуальные документы и повторно пройти процедуру аккредитации.

П. 3.3 установлено, что с момента присоединения лица к регламенту, настоящий Регламент становится обязательным для такого лица, в том числе предоставляет присоединившемуся лицу право на участие в торгах и иных продажах, проводимых на ЭТП в электронной форме в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

В соответствии с п. 3.5 Регламента присоединение к Регламенту означает полное принятие условий настоящего Регламента в редакции, действующей на момент совершения на ЭТП присоединившимся лицом действий, направленных на регистрацию на ЭТП. При этом, совершая указанные действия, лицо подтверждает полное принятие и согласие с его условиями, а также то, что настоящий Регламент не лишает лицо прав, предоставляемых законодательство, не исключает и не ограничивает ответственность Оператора за нарушение обязательств, не содержит любых других явно обременительных для лица условий, которые оно, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняло бы при наличии у него возможности участвовать в определении условий настоящего Регламента.

П. 5.2 Регламента установлено, что для регистрации на ЭТП Претендент заполняет форму регистрации, которая открывается при нажатии на кнопку Регистрация, заполняет регистрационные данные, в том числе и email (адрес электронной почты) Претендента, который с указанного момента будет являться надлежащим идентификатором Претендента и по которому производится направление юридически значимых сообщений и подписывает своей электронной цифровой подписью.

Согласно п. 5.6 Регламента оператор в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации и уведомляет Претендента о принятом решении.

П. 5.7 Регламента установлено, что оператор отказывает Претенденту в аккредитации в следующих случаях:

- в случае непредставления документов и сведений, указанных в пункте 5.4 настоящего Регламента;

- в случае представления Претендентом документов, не соответствующих установленным к ним требованиям либо содержащих недостоверную информацию, в т.ч. не соответствующую информации, содержащейся в базах данных из официальных сайтов» органов государственной власти Российской Федерации в сети «Интернет;

- в случае представления Претендентом недостоверной информации в заявлении, и/или заполнения полей заявления с нарушением требований к ним (п. 5.19);

- в случае предоставления Претендентом в заявке адреса электронной почты, который уже был предоставлен иным Претендентом и /или Участником ЭТП;

- в случае если Претендентом подано, но не рассмотрено к моменту подачи заявления, ранее поданное заявление от Претендента на аккредитацию;

- при повторной подаче заявления на аккредитацию уже аккредитованного ранее лица, в том числе лица аккредитация которого была приостановлена;

- в случае подачи заявления на аккредитацию лицом, ранее аккредитованным на ЭТП, сведения о котором, в том числе паспортные данные, были предоставлены Оператору ЭТП, но с указанием иного, нежели чем указанного в п. 5.2. настоящего Регламента, email (адреса электронной почты).

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установленный оператором ЭТП (не организатором торгов) в пункте 5.6 Регламента срок принятия решения и аккредитации участника является максимальным.

Как установлено из имеющихся материалов дела Заявителем была подана заявка 14.03.2021 г. В 01 ч. 11 мин. 19.03.2021 г. на адрес электронной почты, указанный заявителем при регистрации, поступило письмо об отклонении заявки.

В этот же день на электронную почту заявителя поступило письмо, в котором было указано на одобрение заявки. Согласно пояснениям заявителя, данное сообщение позволило ему считать, что аккредитация на ЭТП «Сирин» им пройдена.

Однако, при подаче заявки на участие в рассматриваемых торгах функционал площадки не позволил заявителю подать заявку, была доступна только кнопка пройти аккредитацию.

Так, как оператор ЭТП не имеет контактный номер телефона для обратной связи, через функционал площадки заявитель дважды обратился с вопросом: «Почему на электронную почту пришло сообщение об одобрении регистрации, а на площадке, я не могу подать заявку на торги»? Однако ответа не поступило, так как и обратная связь через функционал площадки не работал по техническим причинам, об этом было  указано в разделе «Hовости» (связь с оператором ЭТП, через функционал ЭТП не работает по техническим причинам, свои вопросы необходимо направлять на электронную почту оператора ЭТП через свою электронную почту).

23.03.2021г. заявитель написал на электронную почту оператору о своей проблеме.

Однако, ответ заявитель получил 25.03.2021г., после окончания подачи заявок на торги.

Комиссией было установлено, что заявитель повторно направлял заявку на аккредитацию 22.03.2021 г. Повторная заявка на аккредитацию оператором площадки была рассмотрена 26.03.2021 г. (в течение 5 рабочих дней) и была отклонена по причине отсутствия обязательных документов. Затем, заявитель направил заявку на аккредитацию в третий раз 31.03.2021 г. Заявка была одобрена оператором ЭТП 05.04.2021 года.

Оператором электронной торговой площадки ООО «Сирин» в адрес антимонопольного органа были направлены запрашиваемые документы, пояснения, согласно которым cотрудник электронной торговой площадки ООО «Сирин» при рассмотрении заявления случайно нажал на одобрено (кнопки находятся рядом), хотя заявка не соответствовала, причина была указана, после чего сразу же перевел в статус отклонена. Поэтому и ушло два сообщения.

При этом, оператор указывает на то, что причиной отказа в аккредитации на ЭТП стало то, что заявителем не были приложены обязательные документы, а именно, анкета и согласие заявителя.

Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив все представленные документы, пришла к выводу об обоснованности довода заявителя на основании следующего.

Оператор ввел потенциального участника торгов в заблуждение, так как направил информацию о том, что заявитель аккредитован на ЭТП ООО «Сирин». В свою очередь, заявитель, получив письмо с электронной почты ООО «Сирин» был уверен в том, что он аккредитован и только при подаче заявки на участие в рассматриваемых торгах сам обнаружил факт того, что ему отказано в аккредитации.

Действуя разумно, заявитель заблаговременно подал заявку на аккредитацию,  не подозревая о том, что заявка отклонена готовил заявку на участие в торгах. Ссылка оператора ЭТП на то, что оператором площадки заявка Заявителя была рассмотрена в течение срока, установленного Регламентом ЭТП, и о том, что оператор ЭТП никоим образом не нарушил положения регламента, которые установлены для всех пользователей является не соответствующей действительности.

Так как согласно пункту 5.6 Регламента электронной площадки https:// new.torg.msk.ru оператор уведомляет Претендента о принятом решении. Оператор электронной торговой площадки, в нарушение пункта 5.6 Регламента электронной площадки https:// new.torg.msk.ru уведомил заявителя об одобрении заявки на аккредитацию, вместе с тем, как заявка фактически была отклонена (за непредставление анкеты и согласия заявителя).

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что на электронной площадке отсутствует контактная информация оператора электронной площадки.

ООО «Сирин» является оператором электронной площадки https:// new.torg.msk.ru, которая действует в соответствии с Регламентом данной электронной торговой площадки, размещенным на сайте ЭТП в свободном доступе. Это программно-аппаратный комплекс, который выглядит как интернет-сайт, после регистрации и аккредитации на котором организаторы торгов могут объявлять торги. В рамках действующего законодательства площадка предоставляет способы торгов и реализации имущества, процедура которых регулируется Регламентом ЭТП и ее внутренними положениями.

Электронная площадка ООО «Сирин» является инструментом проведения торгов, а оператор площадки обязан обеспечивать исправную работу этого инструмента.

ООО «Сирин» отвечает за функционал ЭТП, а также за условия регистрации и аккредитации заявителей на ЭТП, которые устанавливаются оператором ЭТП самостоятельно. Все отношения регулируются положениями Регламента.

Действующим законодательством не определен порядок отражения контактных данных оператора электронной торговой площадки.

На электронной торговой площадке есть обратная связь, заполнив которую можно обратиться к оператору электронной торговой площадки ООО «Сирин».

Учитывая, что действующим законодательством не определен порядок размещения информации о контактных данных (о номере телефона, адресе электронной почты) оператором электронной площадки, а также учитывая, что заявитель имел возможность связаться с оператором ЭТП, направить заявку на аккредитацию в адрес оператора ЭТП, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя торгов у антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя, перенаправленную ФАС России (вх. № 4650 от 06.04.2021 г.) на действия оператора электронной площадки ООО «Сирин», организаторов торгов при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке https:// new.torg.msk.ru (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 030321/40689777/01, лот №1) обоснованной в части введения заявителя в заблуждение в ходе процедуры аккредитации на электронной торговой площадке.

Признать жалобу заявителя, перенаправленную ФАС России (вх. № 4650 от 06.04.2021 г.) на действия оператора электронной площадки ООО «Сирин», организаторов торгов при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке https:// new.torg.msk.ru  (номер извещения на сайте torgi.gov.ru 030321/40689777/01, лот №1) необоснованной в части второго довода.

Признать оператора торговой площадки ЭТП https:// new.torg.msk.ru ООО «Сирин» нарушившим положения пункта 5.6 Регламента ЭТП ООО «Сирин».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны