Решение №АЯ-04/9378 Решение по делу № 016/10/18.1-1148/2022 от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ "НОВЫЙ ВЕК"– <…> – [должностное лицо], в отсутствии представителей заявителя ООО «Глобалс Аудит», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобы заявителя ООО «Глобалс Аудит» (вх. №9283/ж, 9282/ж от 18.07.2022г.) на действия заказчика при проведении закупки № 0411000000322000002 на предмет: «Услуги по проведению финансового аудита»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0411000000322000002 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 24.06.2022г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 230 912,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение спорного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неуказании заказчиком идентификационного кода закупки.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Соответствующая закупка, согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязана осуществляться Заказчиками посредством электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем при осуществлении оспариваемой закупки не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», которое не размещается на официальном сайте.

Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Закупка размещена в Разделе IV Порядка, утвержденного приказом Федерального Казначейства «Об утверждении порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок от 10.12.2021 N 39н.

Данный раздел предусматривает:

 - юридическое лицо, осуществляющее закупку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Идентификационный код закупки (ИКЗ) - это цифровой, машиночитаемый код, который обеспечивает взаимосвязь плана-графика, извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, контракта, а также иных документов, предусмотренных Законом 44-ФЗ.

Таким образом, учитывая, что заказчик не является субъектом Закона о контрактной системе, не имеет возможности размещать план, ИКЗ не формируется автоматически при размещении закупки, раздел IV секции 44-ФЗ ЕИС не дает возможности формировать ИКЗ самостоятельно.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о нарушений требований действующего законодательства в части особенностей регламента ЭТП и системы ЕИС, когда при размещении информации о торгах программно-технически допускается неиспользование Идентификационного кода закупки, что препятствует подаче жалобы участника в антимонопольный орган через личный кабинет ЕИС.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении
об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом в информации
и документах, подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в единой информационной системе, идентификационный
код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Пунктом 4 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 № 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» установлено, что формирование идентификационного кода закупки осуществляется заказчиком, иным лицом, осуществляющим закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе
при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 Закона о контрактной системе.

Исходя из совокупности установленных норм законодательства Российской Федерации, в том числе Закона о контрактной системе, Закона о закупках и Закона об аудиторской деятельности, ИКЗ при формировании извещения об осуществлении закупки указывается заказчиком, а не оператором ЭТП либо оператором ЕИС.

Вместе с тем у заказчика, осуществляющего закупочную деятельность
в силу положений Закона о закупках, отсутствует правовая обязанность
по указанию ИКЗ, как было установлено Комиссией по первому доводу жалобы.

Кроме того, представитель заявителя на заседание Комиссии не явился, а также не представил сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.

Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о непроведении заказчиком процедуры подачи итоговых ценовых предложений и нарушении требования части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Согласно части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:

1) заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" (за исключением случая включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства) и подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Положения частей 3 - 10 настоящей статьи не применяются;

2) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части поданных заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;

3) действия, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, осуществляются не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с пунктом 2 настоящей части вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки;

4) не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи оператор электронной площадки направляет заказчику третьи части заявок на участие в закупке, поданные участниками закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также размещает протокол, предусмотренный частью 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.

Согласно доводам заявителя, заказчиком нарушены положения части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, согласно которым возможные особенности «короткой» процедуры закупки без «переторжки», применимы только для ситуации, когда заказчик не использует часть 2 и 3 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом закупка не относится к области ремонта, строительства, проектной документации, расходов на эксплуатацию. Вместе с тем Заявитель отмечает, что положения части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе предполагают одновременное применение качественных характеристик и строительных особенностей, поскольку по мнению заявителя словосочетание «а также» означает союз «и».

Согласно части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей (в частности, заявка состоит из второй и третьей частей).

Следовательно, переторжка не проводится в ходе открытых электронных конкурсов, в случае, если заказчик не установил критерии оценки заявок по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, либо включил в описание объекта закупки в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе проектную (типовую проектную) документацию или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства. При этом в данном случае ценовые предложения не подаются.

Таким образом, пункт 19 статьи 48 Закона о контрактной системе предусматривает 2 случая проведения «короткого» конкурса с особенностями, изложенными в данной статье, так как в формулировке закона используются слова «а также в случае».

В данном случае, Заказчиком в извещении о проведении Закупки установлены только критерии «Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги» и «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Вместе с тем Заказчиком не установлено критериев, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия отмечает, что словосочетание «а также» имеет значение «равным образом, в равной мере», допуская как применение исключительно «качественных характеристик» либо только «строительных особенностей».

В свою очередь заявителем в жалобе не представлено доказательств обратного. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.

4. Относительно довода заявителя о том, что вместо оценки опыта оказания услуг сопоставимого характера (т.е. с таким же предметом договора- обязательный аудит в рамках ст.5 ФЗ-307) Заказчик сделал дополнение, ограничение к перечню предприятий в данной статье.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Подпунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об оценке заявок на участи ев закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Закона об аудиторской деятельности для целей настоящего Федерального закона общественно значимыми организациями признаются:

1) публичные акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;

3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;

4) страховые организации, общества взаимного страхования;

5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;

7) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

8) иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

В соответствии с порядком оценки заявок на участие в закупке установленном заказчиком следует, что:

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие у участников закупки опыта аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с долей государственной собственности более 25% за 2017-2021 годы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие у участников закупки трудовых ресурсов:

Количество штатных аудиторов, имеющих право осуществлять аудит предприятий с долей государственной собственности более 25%:

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

В соответствии с доводом жалобы заявителя, заказчиком установлен неправомерный критерий оценки заявок, а именно в части того, что заказчиком в качестве подтверждения опыта выполнения работ будут приняты договоры на оказание услуг по проведению аудита в организациях имеющих долю государственной собственности не менее 25%». В качестве подтверждения опыта выполнения работ, могут быть приложены договоры, заключенные на проведения обязательного аудита в иных организациях, в частности в МУП, ГУП не имеющих уставного капитала.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения. Так, заказчик пояснил, что указанное требование к опыту было установлено в силу того, что организации с долей государственной собственности не менее 25% обладают определенной спецификой и для проведения аудита в таких организациях, аудиторам необходимо иметь специальные знания в области бюджетного законодательства, порядка выдачи и получения субсидий и т.п.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив довод жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения извещения пришла к следующему выводу.

Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», установлен перечень организаций, проведения аудита в которых является обязательным.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, именно проведение аудита в указанных организациях, является подтверждением опыта участника закупки. Вместе с тем, относительно положений действующего законодательства, обязательный аудит иных организаций, а именно, государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия, по своей сути, в силу Закона «Об аудиторской деятельности», не отличается от проведения аудита в организациях с долей государственной собственности более 25%.

Таким образом, установление заказчиком условия о том, что в качестве подтверждения опыта выполнения работ будут учитываться исключительно договоры, заключенные на аудит организаций с долей государственной собственности более 25% за 2017-2021 годы не соответствует положениям законодательства, ввиду того, что заказчиком ограничивается перечень договоров, которые могут быть приложены участником закупки в качестве подтверждения опыта и будут оценены заказчиком при рассмотрении заявок участников.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

5. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок участников.

Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по критерию оценки «квалификация участников закупки» применяется, в том числе, следующий показатель оценки:

 

 

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие у участников закупки опыта аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с долей государственной собственности более 25% за 2017-2021 годы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие у участников закупки трудовых ресурсов:

Количество штатных аудиторов, имеющих право осуществлять аудит предприятий с долей государственной собственности более 25%:

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

Общее количество исполненных договоров, сопоставимых с предметом закупки)

Под сопоставимым предметом закупки понимаются услуги по проведению аудиторских проверок организаций, указанных в п.4 ст.5 Федерального закона №307-ФЗ (в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности более 25%,

п. 1 раздела III настоящего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее количество специалистов и иных работников, их квалификация, и необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки. Оценивается количество аудиторов, состоящих в штате участника закупки, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 1 января 2011 г. и которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта

 

Общее количество сотрудников, п. 2 раздела III настоящего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

Оценка заявок осуществляется по формуле:

 

где:

Хmax - максимальное значение (количество проверок), содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";

Хi - значение (количество проверок), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";

 

Хmin - минимальное значение (количество проверок), содержащееся в заявках (частях заявок), оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";

 

 

 

 

В соответствии с п. 22 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки.

 

Оценка заявок осуществляется по формуле:

 

 

где:

Хmax - максимальное значение (Квалификация трудовых ресурсов), содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";

 

Хi - значение (Квалификация трудовых ресурсов), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";

 

Хmin - минимальное значение (Квалификация трудовых ресурсов), содержащееся в заявках (частях заявок), оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";

 

 

 

 

2.

Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

В рамках показателя «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (эксперт)» оцениваются квалификация трудовых ресурсов:

№ п/п

Значение показателя оценки, детализирующего показатель оценки

Количество присуждаемых баллов

1

Участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

- наличие в штате 7 (семи) и более аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы;

- наличие в штате 3 (трех) и более аудиторов с аттестатом, выданным после 01.01.2011 г., для которых аудиторская организация является основным местом работы, имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%.

100

2

Участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям:

 - наличие в штате 6 и менее (но не менее 3) аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, в том числе по аудиту организаций в отрасли Заказчика, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы ;

- наличие в штате одного или двух аудиторов, аттестатом, выданным после 01.01.2011 г, для которых аудиторская организация является основным местом работы, имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%.

50

3

В случае отсутствия в штате аудиторов с аттестатом, выданным после 01.01.2011 г , и имеющих опыт проверки организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которых составляет не менее 25%, а также наличие менее 3 аттестованных аудиторов в штате, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы

20

4

Несоответствие вышеперечисленным требованиям (п. п. 1-3), отсутствие сотрудников или не предоставление подтверждающих документов.

0

 

Оценивается предложение участника о количестве квалифицированных специалистов в области аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 1 января 2011 г. которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении договора.

Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников: копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников: копии действующих квалификационных аттестатов аудитора и нотариально заверенная, и/или заверенная печатью саморегулируемой организации выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, в которой имеет членство аудитор. Выписка из реестра должна содержать сведения, предусмотренные приказом Минфина России от 15.11.2021 № 174н «Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и перечня включаемых в него сведений». При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых документов, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.

Документы представляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

 

При отсутствии у участника \электронного конкурса документального подтверждения квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, участник открытого конкурса в электронной форме получает 0 баллов по данному показателю.

 Представленная участником электронного конкурса информация, подтверждающая квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, не подтвержденная документально, или предоставленная не в соответствии с настоящими требованиями, не учитывается при оценке по данному показателю.

 

Сведения предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной Заказчиком формой № 2 «ОБРАЗЕЦ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ФОРМЫ ПО НАЛИЧИЮ У УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ» (см. Приложение № 2  к настоящим критериям).

 

 

 

 

 

 

 

По мнению заявителя, требование о наличии в штате аттестованных сотрудников аудиторов неправомерно.

Согласно позиции Заявителя, Закон о контрактной системе позволяет включать в состав рабочей аудиторской группы не только штатных сотрудников, но и аудиторов по гражданско-правовым договорам без «трудовых отношений». Иначе преимущество получают участники, имеющие в штате аудиторов, выполняющих постоянные трудовые функции безотносительно предмета конкурса. При этом аудиторы по гражданско-правовым договорам готовы участвовать в выполнении работ именно по предмету данной закупки.

Кроме того, заказчик оценивает только аудиторов с единым аттестатом, «выданным после 01.01.2011г». Однако требование к такому виду аттестата не установлено в конкурсной документации.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 # 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Закона об аудиторской деятельности для целей настоящего Федерального закона общественно значимыми организациями признаются:

1) публичные акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;

3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;

4) страховые организации, общества взаимного страхования;

5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;

7) организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

8) иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Заказчик относится к организациям, указанным в п. 7 ч.1 ст. 5.1 Закона.

Согласно части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Согласно части 3.1 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций.

С 1 января 2011 года частями 1 - 8 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 года 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был изменен порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора.

Действовавшее ранее правовое регулирование предусматривало выдачу нескольких типов квалификационных аттестатов аудитора, дающих право на осуществление аудиторской деятельности по определённым направлениям аудита, и дифференциацию программ квалификационного экзамена в зависимости от типа аттестата.

По смыслу статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ и конкретизирующего ее Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 153н, предусматривается выдача квалификационного аттестата аудитора, который дает право на участие в аудиторской деятельности (осуществление аудиторской деятельности) по любому направлению аудита, и, соответственно, квалификационный экзамен сдается по единой программе.

Согласно пояснениям заказчика, на основании указанных норм было установлено требование к квалификации сотрудников участника закупки и документу, подтверждающему такое соответствие как аудитор имеющий квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2011г, (без ограничения типа квалификационного аттестата), то есть не имеющий типа квалификационного аттестата.

Сдача аудитором, имеющим действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный Минфином России до 1 января 2011 г., квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в соответствии с частями 1 - 8 статьи 11 и частью 4 статьи 23 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" является повышением его квалификации.

Согласно Информационному сообщению Минфина РФ от 17 января 2011 г. № 5 «В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с 1 января 2011 г. участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) вправе исключительно лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов и имеющее действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный Минфином России до 1 января 2011 г. либо выданный в порядке, установленном частями 1-8 статьи 11 и частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», с 1 января 2011 г.

3. Лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов и имеющее действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г., вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность):

с 1 января 2011 г. до 1 января 2012 г. - в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора;

с 1 января 2012 г. - в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В случае, если названные лица пожелают с 1 января 2011 г. участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а с 1 января 2012 г. также в аудиторской деятельности, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», они должны сдать (до 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который установлен приказом Минфина России от 30 сентября 2009 г. № 118н, либо сдать (с 1 января 2011 г.) квалификационный экзамен в общем порядке, установленном статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

С 1 января 2011 г. обучение желающих заниматься аудиторской деятельностью, квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора (в том числе в упрощенном порядке), выдача квалификационного аттестата аудитора осуществляются в порядке, установленном частями 1 - 8 статьи 11 и частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Таким образом, в случае проведения обязательного аудита, предусмотренного статьей 5 Закона об аудиторской деятельности аудиторы должны иметь квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2011г.

Учитывая, что в рассматриваемом случае проводится обязательный аудит, у потенциальных участников закупки не должно возникнуть неопределенности в части предоставления квалификационных аттестатов аудиторов.

Согласно части 3 статьи 4 Закона об аудите аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об аудите индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 5 Закона об аудите обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Таким образом, Закон не подразумевает привлечение к аудиторским проверкам аудиторской организацией аудиторов по гражданско-правовым договорам без «трудовых отношений».

Комиссия также отмечает, что критерии оценки заявок участников сформированы заказчиком в соответствии с Положением.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Согласно пункту 30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки в качестве подтверждения наличие специалистов и иных работников, их квалификацию трудовой книжки сотрудника установлено Заказчиком правомерно и входит в перечень документов, предусмотренных пунктом 30 Положения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком требования о наличии в аудиторов, состоящих в штате участника закупки, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 1 января 2011 г., предоставления трудовой книжки не противоречит положениям действующего законодательства. Также требования в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе было установлено заказчиком в извещении.

При этом Заявителем не приведено нормативного обоснования, что установленный Заказчиком порядок оценки не отвечает требованиям действующего законодательства.

Кроме того, Комиссия отмечает, что установление критериев оценки заявок является правом заказчика, с целью выбора наиболее опытного участника. Отсутствие у потенциального участника закупки необходимых документов, сотрудников не влечет отклонение заявки такого участника от участия в конкурсе, тем самым не приводит к ограничению конкуренции. 

Таким образом, доводы Заявителя о неправомерности установленного порядка оценки не находят своего подтверждения, в связи с чем признается Комиссией необоснованными.

6. Относительно довода заявителя о неустановлении заказчиком в порядке оценки заявок предельных значений по показателю «Наличие у участников закупки опыта аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с долей государственной собственности более 25% за 2017-2021 годы».

В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по критерию оценки «квалификация участников закупки» применяется, в том числе показатель: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом «б» пункта 20 Положения:

 

где:

Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки;

Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки».

Таким образом, в рассматриваемой закупке заказчик в соответствии с пп. «б» п. 20 Положения выбрал формулу для расчета баллов по критерию, где лучшим является наибольшее значение характеристики.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Положением не предусмотрена обязанность заказчика устанавливать максимальные либо минимальные предельные значения детализирующего показателя. Заказчик самостоятельно определяет необходимость установления таких предельных значений.

Учитывая вышеизложенное, действия заказчика по установлению соответствующего критерия и порядка оценки заявок на участие в конкурсе не противоречат положениям действующего законодательства.

Кроме того, заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Таким образом, доводы Заявителя о неправомерности установленного порядка оценки не находят своего подтверждения, в связи с чем признается Комиссией необоснованными.

Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:

Согласно извещению о проведении вышеуказанной закупки, участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

1. В соответствии с положениями части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. 

Изучив проект контракта к настоящей закупке Комиссией было установлено, что заказчиком в пункте 10.2 установлено, что Срок возврата денежных средств Заказчиком Исполнителю, внесенных в качестве обеспечения исполнения Договора составляет 30 (тридцать) календарных дней с даты исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Договором.

Таким образом, заказчиком в проекте контракта установлен неверный срок возврата обеспечения исполнения контракта.

Заказчиком нарушены положения части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Изучив проект контракта к настоящей закупке Комиссией было установлено, что заказчиком в пункте 10.6 установлено, что Срок действия обеспечения исполнения Договора в форме независимой гарантии должен превышать срок действия Договора не менее чем на один месяц.

Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Следовательно, при установлении ответственности сторон в рассматриваемой закупке заказчик должен был руководствоваться Пунктом 4 Правил.

Вместе с тем, заказчиком штрафы в редакции пункта 4 Постановления Правительства №1042 в проекте контракта не установлены.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика, Комиссия решила предписание заказчику не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23 и 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя ООО «Глобалс Аудит» (вх. №9283/ж, 9282/ж от 18.07.2022г.) на действия заказчика при проведении закупки № 0411000000322000002 на предмет: «Услуги по проведению финансового аудита», частично обоснованной по 4 доводу.

2. Признать в действиях заказчика - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ "НОВЫЙ ВЕК" нарушения требований части 1 статьи 8, части 1 статьи 32, части 8, 27 статьи 34, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны