Решение №АР-05/15418 Решение по делу № 016/01/10-891/2022 от 21 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АР-05/15418 от 21.12.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-891/2022 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения пунктов 5,8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на 2022 год, при условии заключения и исполнения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами – потребителями услуги по размещению отходов IV класса опасности, в присутствии:

-       представителей ООО «УК «ПЖКХ»: <…> (доверенность № <…> от <…>), <…> (доверенность № <…> от <…>), <…> (доверенность № <…> от <…>),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, Управление) поступило обращение ООО «Мехуборка КЗН» (вх.№ 567/ж от 19.01.2022) на действия ООО «УК «ПЖКХ» по вопросу необоснованного отказа в заключении договора на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на 2022 год.

Установлено, что ООО «Мехуборка КЗН» (ИНН 1659064801) зарегистрировано в качестве юридического лица 30.05.2006 (ОГРН 1061684095087).

Юридический адрес общества согласно сведениям из ЕГРЮЛ: 422774, Республика Татарстан, р-н Пестречинский, д. Куюки, ул. Овражная, д. 109, пом.1.

Основным видом деятельности является «Сбор отходов» (ОКВЭД2 38.1).

Согласно сведениям из Реестра лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, размещенному на сайте Росприроднадзора (https://license.rpn.gov.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» у ООО «Мехуборка КЗН» (ИНН 1659064801) имеется лицензия № Л020-00113-16/00153391, выданная на основании Приказа № 69 Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан, на осуществление сбора и транспортирования отходов IV класса опасности.

Татарстанским УФАС России установлено, что ООО «Мехуборка КЗН» является организацией, осуществляющей деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО. При осуществлении своей предпринимательской деятельности, учитывая порядок обращения с отходами, ООО «Мехуборка КЗН» до 31 декабря 2021 года передавало принятые отходы производства и потребления IV класса опасности, не относящиеся к ТКО, ООО «УК «ПЖКХ» для захоронения (размещения) на полигоне ТБО по ул. Химическая, 33, г. Казани.

Согласно поступившему обращению, договоры на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО, заключались между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Мехуборка КЗН» на 2019, 2020, 2021 годы: № <…> от <…> (сроком до 31.12.2019, с последующей пролонгацией до 31.12.2020), № <…> от <…>.

В ответ на заявление ООО «Мехуборка КЗН» (исх.№ 111/ДП-М от 02.12.2021) ООО «УК «ПЖКХ» отказало (исх.№ 12230 от 30.12.2021) обществу в заключении договора на оказание услуг по сбору (приему) отходов производства и потребления IV-V классов, не относящихся к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), на следующих основаниях:

«В связи со снижением остаточной вместимости полигона ТКО по ул. Химическая, 33, а также имеющимися обязанностями ООО «УК «ПЖКХ», как регионального оператора, по заключению договоров на обращение с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, заключение договора на захоронение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, не представляется возможным.»

Вместе с тем, заявитель ООО «Мехуборка КЗН» указало, что на территории города Казань действующих полигонов для принятия отходов на размещение (захоронение), помимо полигона, эксплуатируемого ООО «УК «ПЖКХ» по адресу по ул. Химическая, 33, не имеется.

В ходе рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России было установлено, что ООО «УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) в административных границах города Казань Республики Татарстан, следовательно, на указанное лицо распространяются требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «УК «ПЖКХ» (юридический адрес: 420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родины, д. 8, оф. 10; ИНН 1660274803) признаков нарушения пункта 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в необоснованном отказе ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на 2022 год, при условии заключения и исполнения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами – потребителями услуги по размещению отходов IV класса опасности, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) предупреждение № П05-17/2022 (исх.№ АР-05/5118 от 19.04.2022) о необходимости прекращения нарушения в течение 30 календарных дней с момента получения предупреждения путем заключения с ООО «Мехуборка КЗН» (ИНН 1659064801) договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на срок до 31.12.2022 или более по соглашению сторон.

ООО «УК «ПЖКХ» получило предупреждение № П05-17/2022 25 апреля 2022 года. Следовательно, срок исполнения предупреждения: 25 мая 2022 года.

24 мая 2022 года в ответ на вышеуказанное предупреждение № П05-17/2022 ООО «УК «ПЖКХ» предоставило письменную позицию о том, что захоронение отходов на полигонах не включено в перечень Приоритетных направлений в области обращения с отходами и ООО «Мехуборка КЗН» вправе рассмотреть иные способы обращения с отходами, в том числе, направление на утилизацию, а не размещение (захоронение) (вх.№ 6957).

Рассмотрев вышеуказанное письмо, Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что по состоянию на 24.05.2022 ООО «УК «ПЖКХ» не заключило с ООО «Мехуборка КЗН» (ИНН 1659064801) договор на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, то есть не исполнило предупреждение № П05-17/2022 (исх.№ АР-05/5118 от 19.04.2022).

Кроме того, 30 мая 2022 года в адрес Татарстанского УФАС России поступила жалоба ООО «Мехуборка КЗН» (вх.№ 7239/ж) о том, что 22.04.2022 обществом был направлен запрос о заключении договора в адрес ООО «УК «ПЖКХ» (вх.№4167 от 25.04.2022). Однако по состоянию на 30 мая 2022 года ответ от ООО «УК «ПЖКХ» в адрес ООО «Мехуборка КЗН» не поступил.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного 09 июня 2022 года Татарстанским УФАС России был издан Приказ № 02/106-к о возбуждении дела № 016/01/10-891/2022 в отношении ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) по признакам нарушения пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном отказе ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на 2022 год, при условии заключения и исполнения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами – потребителями услуги по размещению отходов IV класса опасности.

По результатам рассмотрения дела № 016/01/10-891/2022, на основании доводов и материалов, представленных ООО «Мехуборка КЗН» и ООО «УК «ПЖКХ», Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, а также потребителями услуг – контрагентами ООО «УК «ПЖКХ», Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «УК «ПЖКХ» (вх.№ 2310 от 24.02.2022), представленными до возбуждения настоящего дела: <…>

В ответ на предупреждение ООО «УК «ПЖКХ» представило следующие письменные пояснения (вх.№ 6957 от 24.05.2022):<…>

После возбуждения дела № 016/01/10-891/2022 от ООО «УК «ПЖКХ» также поступили письменные пояснения (вх.№ 8981 от 08.07.2022), указывающие на следующие обстоятельства, свидетельствующие, по мнению ответчика, об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Ответчик указывает, что по информации, содержащейся в открытых источниках, на территории города Казани утилизацию иных отходов (не ТКО) осуществляют несколько организаций, например, ООО «ПК «Возрождение» и ООО «ПЭК регион 1».

Также, в поисковых системах Googlе либо Yandex, при вводе фразы «утилизация Казань» приводится множество иных организаций, не указанных в Определении антимонопольного органа как организаций, осуществляющих деятельность по утилизации отходов IV класса опасности.

На основании вышеизложенного, ответчик указывает, что антимонопольным органом не в полной мере проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, что не соответствует Приказу ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Ввиду наличия на территории города Казани большого количества организаций, оказывающих услуги по сбору (приему) отходов производства и потребления IV‒V классов опасности, ООО «УК «ПЖКХ» не имеет возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и, следовательно, не подпадает под действие Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, ответчик в качестве довода об отсутствии нарушения с его стороны антимонопольного законодательства указывает на отсутствие у ООО «УК «ПЖКХ» доминирующего положения.

 Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что вышеуказанный довод общества не подтверждается фактическими обстоятельствами дела, а также результатами проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан на основании следующего.

Руководствуясь Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан (далее — анализ), в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок № 220).

Исходя из цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, и проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Учитывая вышеизложенное, временной интервал исследования рынка услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам определен как период с 01 января 2021 по 31 декабря 2021 года.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно предмету договоров, заключенных между ООО «Мехуборка КЗН» и ООО «УК «ПЖКХ» на 2021г., Исполнитель ООО «УК «ПЖКХ» оказывает услуги по сбору (приему) отходов производства и потребления IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО, за определенную плату, от Заказчика ООО «Мехуборка КЗН», для их дальнейшей обработки, размещения, утилизации на специализированных объектах, предназначенных для размещения отходов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) отходы производства и потребления (далее — отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

«сбор отходов» - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

«обработка отходов» - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

«размещение отходов» - хранение и захоронение отходов;

«хранение отходов» - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

«захоронение отходов» - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

«утилизация отходов» - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Таким образом, установлено, что отходы IV-V класса опасности, принятые ООО «УК «ПЖКХ» по договорам с ООО «Мехуборка КЗН» за 2021 год в конечном итоге подлежат размещению либо утилизации на специализированных объектах:

«объекты размещения отходов» - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Следовательно, в целях размещения отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, ООО «Мехуборка КЗН» может обратиться только к хозяйствующему субъекту, имеющему лицензию на размещение отходов IV класса опасности.

Исходя из дифференциации по применению, качественным и техническим характеристикам продуктовыми границами определен товар: услуги по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

В своих письменных пояснениях, ответчиком ООО «УК «ПЖКХ» неоднократно указывалось на то, что ООО «Мехуборка КЗН» вправе рассмотреть иные способы обращения с отходами, в том числе, направление на утилизацию, а не размещение (захоронение).

Ответчиком также представлены сведения об организациях оказывающих услуги по утилизации отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на территории города Казань и близлежащих муниципальных районов, например, ООО «ПК «Возрождение» (ИНН 1655361553), ООО «ПЭК регион 1» (ИНН 1660121740), ООО «СПК ЭКОШИНА» (ИНН 1660340380).

Ранее было установлено, что отходы IV-V класса опасности, принятые ООО «УК «ПЖКХ» по договорам с ООО «Мехуборка КЗН» за 2021 год в конечном итоге подлежат размещению либо утилизации.

На основании вышеизложенного, при проведении анализа состояния конкуренции на рассматриваемом рынке Татарстанским УФАС России услуги по утилизации отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, были исследованы с точки зрения их взаимозаменяемости относительно услуг по размещению.

Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В целях выявления взаимозаменяемых товаров на исследуемом товарном рынке Татарстанским УФАС России был использован метод «тест гипотетического монополиста» путем опроса организаций-потребителей товара исходя из сведений ООО «УК «ПЖКХ» о составе своих контрагентов, которым в 2021 году оказывалась услуга по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

Приобретателям был задан вопрос:

«Какими товарами и в каком объеме Ваша организация предпочтет заменить услугу по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО), если цена за размещение долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными?»

По результатам обобщения полученных ответов установлено, что подавляющее большинство – 95,8 % потребителей услуги не имеют возможности заменить размещение отходов IV класса опасности (не ТКО).

Только <…> указало, что услуги по размещению отходов, транспортируемых ООО «Буревестник», возможно заменить на услуги утилизации, в случае наличия в пределах г. Казани объекта утилизации.

При этом, Татарстанским УФАС России установлено, что объем выручки ООО «УК «ПЖКХ» от оказания услуг по размещению отходов IV класса опасности организации <…> составляет 1,2% от общего объема выручки ООО «УК «ПЖКХ» от реализации данного товара.

Потеря такого незначительного объема продаж не может сделать повышение цены невыгодным для продавца, ввиду чего, признается установленным отсутствие взаимозаменяемых товаров.

На основании проведенного анализа, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что довод ответчика ООО «УК «ПЖКХ» о наличии у ООО «Мехуборка КЗН» возможности заменить услуги по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) иным видом обращения, а именно утилизацией, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и результатам анализа рассматриваемого товарного рынка.

Относительно довода ответчика заявителем ООО «Мехуборка КЗН» также было пояснено о следующем.

У ООО «Мехуборка КЗН» имеется заключенный договор № <…> от <…> на оказание услуг по сбору и утилизации отходов с <…>. В соответствии с приложением к указанному договору, перечень отходов к сбору и утилизации составляет всего <…> вида, тогда как по ранее заключенным с ООО «УК «ПЖКХ» договорам № <…> (с пролонгацией по 31.12.2020), № <…> перечень принимаемых отходов составлял 491 вид.

Таким образом, заявитель указывает на невозможность заменить услуги по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО), оказываемые ООО «УК «ПЖКХ», услугами по утилизации таких отходов.

 Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуг по размещению таких отходов.

В ходе предварительного определения географических границ товарного рынка, Татарстанским УФАС России установлено, договор на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на 2021 год между ООО «УК «ПЖКХ» и ООО «Мехуборка КЗН» предусматривал размещение на полигоне ТБО «Химическая, 33», расположенном в городе Казань Республики Татарстан.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).

Татарстанским УФАС России установлено, что информация об объектах размещения отходов на территории Республики Татарстан представлена в Территориальной схеме в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 №149 (в редакции от 14.05.2019 №391) (далее – Территориальная схема), которая размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан по адресу: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post?npa_id=367829.

Согласно перечню объектов размещения отходов, расположенных на территории Республики Татарстан, включенных в ГРОРО, на территории города Казань расположено два полигона:

‒      полигон ТКО «Восточный». Местонахождение полигона: Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, р-н Советский, Мамадышский тракт. Остаточная вместимость – <…> тыс. тонн. Прием отходов на размещение не осуществляется с 01.01.2021 в связи с отсутствием остаточной вместимости.

‒      полигон ТБО «Химическая, 33». Местонахождение полигона: Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Химическая, 33. Остаточная вместимость на 25.10.2021 ‒ <…> тыс. тонн.

Эксплуатирующей организацией вышеуказанных полигонов является ООО «УК «ПЖКХ».

Учитывая вышеизложенное, географическими границами рассматриваемого товарного рынка предварительно определены границы городского округа «город Казань» Республики Татарстан.

Ответчиком ООО «УК «ПЖКХ» в ходе рассмотрения дела был заявлен довод о том, что у хозяйствующих субъектов – потребителей услуги по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО), имеется возможность размещать отходы на других полигонах, расположенных в близлежащих к городу Казань муниципальных районах:<…>

Относительно данного довода заявителем ОО «Мехуборка КЗН» указано, что обществу экономически нецелесообразно заключать договоры на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV класса опасности, не относящихся к ТКО, с полигонами, расположенными в муниципальных районах Республики Татарстан. Заявитель ООО «Мехуборка КЗН» также указало, что обществу пришлось отказывать контрагентам в заключении договоров транспортирования отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, на 2022 год, в связи с отсутствием в границах территории города Казань полигона, кроме как эксплуатируемого компанией ООО «УК «ПЖКХ».

Согласно данным, представленным Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора (вх.№ 9796 от 29.07.2022) «в настоящее время в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) включено 44 полигона ТКО, расположенных на территории Республики Татарстан. В 2021 году эксплуатировалось 34. Это связано с исчерпанием остаточной вместимости ряда полигонов, так и со сменой эксплуатирующих организаций.

Из действующих полигонов размещать отходы, не относящиеся к ТКО, образующиеся в городе Казани, можно на всех действующих полигонах в соответствии с имеющимися лицензиями на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению I-IV класса опасности…

Вопрос транспортирования отходов к месту захоронения связан, не в последнюю очередь, с экономическими затратами на транспортирование. Таким образом, исходя из наличия действующих полигонов для захоронения отходов производства и потребления IV класса опасности, не относящихся к ТКО, для города Казани можно говорить о наличии следующих полигонов, включенных в ГРОРО и имеющих соответствующую лицензию на замещение отходов IV класса опасности:

- Полигон ТКО «Восточный» г. Казань;

- Полигон ТБО г. Казань (Химическая).

При это Полигон ТКО» Восточный г. Казань заполнен на 100% (1 карта) и не имеет остаточной вместимости на текущий момент.

Остаточная вместимость Полигон ТБО г. Казань на 01.01.2022 составляла <…> тонн. Соответственно наполненность составляла 79,7%.»

В целях определения географических границ на исследуемом товарном рынке Татарстанским УФАС России был использован метод «тест гипотетического монополиста» путем опроса организаций-потребителей товара исходя из сведений ООО «УК «ПЖКХ» о составе своих контрагентов - о составе своих контрагентов, которым в 2021 году оказывалась услуга по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

Приобретателям был задан вопрос:

«У каких исполнителей, расположенных на территории Республики Татарстан, и в каком количестве Ваша организация предпочтет приобретать услугу по размещению отходов IV класса опасности, если цена за размещение на полигоне в г. Казань Республики Татарстан долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?»

По результатам обобщения полученных ответов установлено, что ни один из потребителей не имеет возможности (не готов) приобретать услугу по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) за пределами предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка.

Покупателями товара отмечается, что в случае размещения отходов IV класса опасности (не ТКО) на другие полигоны, находящиеся за пределами границ городского округа «город Казань» Республики Татарстан, значительно увеличится «транспортное плечо» от места сбора отходов до полигона, что в свою очередь приведет к увеличению издержек (затрат) потребителей.

Таким образом, размещение отходов IV класса опасности (не ТКО) на другие полигоны, находящиеся за пределами границ городского округа «город Казань» Республики Татарстан, влечет экономические потери для потребителей товара и, как следствие, может привести к повышению цен на других товарных рынках, связанных со сферой обращения отходов производства и потребления (сбор, накопление, транспортировка и др.).

Учитывая вышеизложенное, исходя из целей исследования, в качестве географических границ исследования рынка услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, определены границы городского округа «город Казань» Республики Татарстан (локальный рынок).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Следовательно, в целях размещения отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, ООО «Мехуборка КЗН» может обратиться только к хозяйствующему субъекту, имеющему лицензию на размещение отходов IV класса опасности.

Татарстанским УФАС России установлено, что на территории города Казань соответствующими лицензиатами являются пять хозяйствующих субъектов:

-       ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (ИНН 1659032038);

-       ОАО «ТГК-16» (ИНН 1655189422);

-       МУП «Водоканал» (ИНН 1653006666);

-       ПАО «Казаньоргсинтез» (ИНН 1658008723);

-       ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

Лицензия ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (ИНН 1659032038) № 16-00297 от 17.06.2016 имеет возможность размещать отходы IV класса опасности вида по ФККО: 72220001394 «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод».

Лицензия ОАО «ТГК-16» (ИНН 1655189422) № 16-00343 от 25.07.2016 на размещение отходов IV класса опасности вида по ФККО: 61831111104 «отходы химической очистки котельно-теплового оборудования раствором соляной кислоты».

Лицензия МУП «Водоканал» (ИНН 1653006666) № 16-00358 от 23.08.2016 на размещение отходов IV класса опасности вида по ФККО: 72220111394 «ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод»; 72310101394 «осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15 %, обводненный».

Лицензия ПАО «Казаньоргсинтез» (ИНН 1658008723) № 16-00216/П от 26.09.2018 на размещение отходов IV класса опасности вида по ФККО: 72310202394 «осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15 %».

Лицензия ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) Л020-00113-16/00099839 от 26.08.2020 на размещение отходов IV класса опасности 1206 видов по ФККО.

В ходе рассмотрения дела установлено, что из всех хозяйствующих субъектов, только ООО «УК «ПЖКХ» оказывает услугу по приему и размещению отходов IV класса опасности, иные хозяйствующие субъекты данный вид услуг потребителям не оказывают.

Таким образом, Татарстанским УФАС России установлено, что реализацию услуг в границах рассматриваемого товарного рынка в 2021 году осуществлял только один хозяйствующий субъект – ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803).

При определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке был уточнен состав (численность) покупателей – 39 хозяйствующих субъектов, приобретающих товар у продавца услуг, действующего на рассматриваемом товарном рынке в установленный временной интервал.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке: установлено, что на рассматриваемом товарном рынке в пределах административных границ городского округа «город Казань» Республики Татарстан отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, помимо ООО «УК «ПЖКХ», соответственно, весь объем товарного рынка приходится на указанное лицо, его доля на рынке составляет 100%.

Из вышеизложенного следует, что ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) может оказывать существенное влияние на общие условия обращения услуг на рассматриваемом товарном рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан.

Учитывая показатели уровня концентрации товарного рынка, рассматриваемый локальный рынок услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан относится к высококонцентрированному товарному рынку.

Принимая во внимание наличие и преодолимость барьеров входа на товарный рынок, рассматриваемый рынок услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) можно отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

В связи со сложившейся схемой оказания ООО «УК «ПЖКХ» услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, на единственном полигоне ТБО «Химическая, 33» города Казань Республики Татарстан, покупатели не имеют возможности получать данную услугу (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за пределами определенных географических границ рынка.

Ввиду изложенного, по результатам проведенного анализа, Татарстанское УФАС России пришло к выводу о том, что ООО «УК «ПЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) в административных границах города Казань Республики Татарстан, следовательно, на указанное лицо распространяются требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам анализа составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что будучи субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) в административных границах города Казань Республики Татарстан, ООО «УК «ПЖКХ» отказало ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на оказание соответствующих услуг на 2022 год.

В представленном в рамках рассмотрения обращения копии ответа ООО «УК «ПЖКХ» (исх.№ 12230 от 30.12.2021) в качестве обоснования невозможности заключения контракта указана следующая причина:

«В связи со снижением остаточной вместимости полигона ТКО по ул. Химическая, 33, а также имеющимися обязанностями ООО «УК «ПЖКХ», как регионального оператора, по заключению договоров на обращение с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, заключение договора на захоронение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, не представляется возможным».

Таким образом, отказ от заключения договора ООО «УК «ПЖКХ» мотивировало в первую очередь снижением остаточной вместимости полигона ТКО по ул. Химическая, 33.

Согласно поступившим расчетам (вх.№ 9892 от 02.08.2022), остаточная вместимость полигона по ул. Химическая,33 Московского района г. Казани по состоянию на 01.08.2022 рассчитывается путем вычитания из остаточной вместимости (на 28.10.2021) количества ввезенных на полигон отходов за период с 29.10.2021 по 01.08.2022, согласно данным АИС «Отходы» и составила <…> тонн.

В своих письменных пояснениях ООО «УК «ПЖКХ» отмечает, что «ввиду наличия у Общества социальной и экологической ответственности перед жителями и юридическими лицами г. Казани и районов Республики Татарстан в части обращения с ТКО, ООО «УК «ПЖКХ» при осуществлении деятельности по обращению с ТКО (сбор, обработка, транспортирование, размещение) в первую очередь обращает внимание на недопущение ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах Республики Татарстан, в том числе г. Казани, связанной со снижением остаточной вместимости полигона ТКО по ул. Химическая, 33.

Полигон ТБО Химическая, 33, в первую очередь, предназначен для размещения именно твердых коммунальных отходов.

Следовательно, заключение договоров на размещение прочих отходов, не относящихся к ТКО, возможно региональным оператором исключительно при удовлетворении потребностей населения по размещению ТКО на полигоне, при наличии соответствующей возможности.

Учитывая, что с 01.11.2021 по 30.06.2022 (за 8 месяцев) заполнение остаточной вместимости произошло на <…> тонн, а полигон ТКО «Восточный» прием отходов не осуществляет, под угрозой находится санитарно-эпидемиологическая обстановка в населенных пунктах Республики Татарстан, в том числе г. Казани. Соответственно, в целях недопущения перерывов в работе регионального оператора по обращению с ТКО и надлежащего санитарного содержания территории г. Казани, а также в целях минимизации размера единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами, Обществом принято решение об ограничении приема неподтвержденных видов отходов.»

Вместе с тем, Татарстанским УФАС России установлено, что в 2022 году ООО «УК «ПЖКХ» было заключено 39 договоров на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО), и действовали договоры № <…> от <…> с <…> и <…> от <…> с <…>, следовательно, услуга оказывалась 41 потребителю.

Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что помимо заключения договоров с большинством контрагентов с 01 января 2022 года, несмотря на снижение остаточной вместимости полигона ТКО по ул. Химическая, 33, ООО «УК «ПЖКХ» продолжало заключать новые договоры на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) на протяжении 2022 года.

В таблице ниже представлены сведения о таких договорах:

Организация

ИНН

Номер договора

Дата заключения договора

Фактическое количество принятых отходов (тн)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что после отказа ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, ООО «УК «ПЖКХ» заключило 34 договора на оказание аналогичных услуг с иными хозяйствующими субъектами от 01 января 2022 года, и продолжало заключение договоров до июня 2022 года, несмотря на снижение остаточной вместимости полигона ТБО на Химической, 33 г. Казани Республики Татарстан.

Однако, с ООО «Мехуборка КЗН» аналогичный договор заключен не был.

Вышеуказанное подтверждает технологическую возможность ООО «УК «ПЖКХ» оказывать услугу по приему и размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО «Химическая, 33» г. Казань в 2022 году (на момент подачи и рассмотрения заявления ООО «Мехуборка КЗН»).

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что за 2021 год ООО «Мехуборка КЗН» было передано на размещение на полигоне ТБО Химическая, 33 отходов производства и потребления IV класса опасности (не ТКО) массой <…> тонн, общая стоимость оказанных ООО «УК «ПЖКХ» услуг составила <…> руб.

Указанный объем размещенных отходов составляет 0,67 % от всей массы размещенных ООО «УК «ПЖКХ» в 2021 году отходов производства и потребления IV класса опасности (не ТКО) в рамках оказания услуг контрагентам.

На основании вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу, что отказ от размещения отходов производства и потребления IV класса опасности (не ТКО), транспортируемого ООО «Мехуборка КЗН», не могло существенно повлиять на заполняемость полигона ТБО на Химической, 33 г. Казани.

В то же время, контрагентами ОО «УК «ПЖКХ» как в 2021 году, так и в 2022 году являлись организации, размещающие значительно большее количество отходов, например:

Организация

ИНН

Фактическое количество принятых отходов (тн)

2021 год

2022 год

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Вместе с тем, с иными организациями, кроме ООО «Мехуборка КЗН», договоры на 2022 год были заключены, отказов от заключения договоров по причине снижения остаточной вместимости полигона ТКО по ул. Химическая, 33 не направлялось.

Установлено, что ввиду невозможности дальнейшего оказания услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) по причине отсутствия достаточной вместимости на полигоне, 20 июля 2022 года ООО «УК «ПЖКХ» направило в адрес всех потребителей услуги уведомление о расторжении договора на основании п.1 и п.2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5.3 Договора. Следовательно, в августе 2022 года оказание соответствующих услуг ООО «УК «ПЖКХ» прекратилось.

В своих письменных пояснениях (вх.№ 2310 от 24.02.2022) ООО «УК «ПЖКХ» также указало, что к письму от 02.12.2021 № 111/ДП-М ООО «Мехуборка КЗН» не приложило:

‒      действующую лицензию, позволяющую оценить правоспособность заявителя на осуществление деятельности по транспортированию отходов производства и потребления IV‒V классов опасности, не относящихся к ТКО;

‒      перечень отходов, планируемых к транспортированию и передаче на размещение, с целью установления перечня отходов, разрешенных к размещению на объектах ООО «УК «ПЖКХ»;

‒      не представлена информация о месте осуществления деятельности ООО «Мехуборка КЗН» согласно лицензии.

Вместе с тем, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что отсутствие вышеуказанных документов в составе приложения к поданному ООО «Мехуборка КЗН» заявлению на заключение договора не могло являться основанием для отказа от заключения договора по следующим причинам.

Во-первых, ООО «УК «ПЖКХ» не направляло в адрес заявителя какое-либо письмо, ответ или запрос с указанием на необходимость предоставления вышеуказанной информации, что подтверждается имеющейся в материалах дела корреспонденцией между ответчиком и заявителем.

Во-вторых, по результатам анализа всех поступивших в адрес ООО «УК «ПЖКХ» заявлений на заключение договоров на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV класса опасности, не относящихся к ТКО, на 2022 год (вх.№ 8981 от 08.07.2022), Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что форма и содержание направленного ООО «Мехуборка КЗН» заявления является обычной для большинства контрагентов ООО «УК «ПЖКХ».

В частности, все заявления, поступившие от потребителей в ООО «УК «ПЖКХ» в декабре 2021 года, составлены на фирменных бланках организаций, по содержанию состоят из просьбы заключить или пролонгировать договор на 2022 год с приложением списка транспортных средств.

Вместе с тем, со всеми организациями, направившими аналогичные ООО «Мехуборка КЗН» заявления, договор на 2022 год был заключен, тогда как заявителю в заключении договора на 2022 год было отказано.

Ответчиком ООО «УК «ПЖКХ» было отмечено (вх.№ 6957 от 24.05.2022), что «в целях осуществления учета в области обращения с отходами, обязанность ведения которого установлена пунктом 1 статьи 19 закона № 89-ФЗ запрашивало от ООО «Мехуборка КЗН» письмом исх. № 12178 от 28.12.2021 информацию о количестве переданных в 2021 г. на размещение отходов IV‒V классов опасности, не относящихся к ТКО, в разрезе наименования отходов по ФККО. Однако, по состоянию на 20.05.2022 ответ не получен по причине отсутствия у ООО «Мехуборка КЗН» сведений о транспортируемых отходах и всех доступных способах обращения с ними. При этом, оставшиеся 38 контрагентов представили запрашиваемые сведения.»

«Заявителем фактически нарушен порядок учета отходов производства и потребления. Отсутствие сведений о видах и способах обращения с отходами, транспортируемыми ООО «Мехуборка КЗН», не позволяет ООО «УК «ПЖКХ», как эксплуатирующей полигон по ул. Химическая, 33, г. Казани, полноценно вести учет отходов, в Порядке, установленным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.»

Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что действительно, 28 декабря 2021 года ООО «УК «ПЖКХ» был направлен запрос информации (исх.№ 12178 от 28.12.2021) в адрес потребителей услуги по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО), согласно которому хозяйствующим субъектами было необходимо в срок до 12:00 20.01.2022 г. предоставить информацию о количестве переданных за 2021 г. на размещение отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО в разрезе наименований отходов по ФККО, согласно приложению.

Кроме того, в рассматриваемом запросе указано, что в случае не предоставления в срок запрашиваемой информации, данные о количестве и наименовании переданных на размещение отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО, будут учтены в отчете 2-ТП отходы и переданы в Волжско-Камское межрегиональное управления Росприроднадзора исходя из перечня видов отходов, приведенного в приложении №4 к договору с учетом лимитов на размещение, установленных для ООО «УК «ПЖКХ».

Таким образом, Комиссией установлено, что вышеуказанный запрос ООО «УК «ПЖКХ», направленный в адрес контрагентов, не указывает на отказ от заключения договора в случае непредставления запрошенной информации.

Стоит отметить, что срок предоставления информации по запросу – до 12 ч. 00 мин. 20 января 2022 года, тогда как ООО «Мехуборка КЗН» было отказано в заключении договора на основании письма № 12230 от 30.12.2021, то есть до истечения срока на предоставление информации.

Кроме того, согласно пояснениям ООО «Мехуборка КЗН», в адрес заявителя вышеуказанный запрос ООО «УК «ПЖКХ» не поступал, подтверждение получения запроса заявителем в материалы дела представлено не было.

Рассмотрев вышеуказанный довод, Комиссия установила, что непредставление информации по запросу, срок на предоставление которого истек только 20 января 2022 года, не могло явиться основанием для отказа от заключения договора с ООО «Мехуборка КЗН» (исх.№ № 12230 от 30.12.2021).

Комиссией установлено, что представленный в материалы дела отказ ООО «УК «ПЖКХ» (исх.№ № 12230 от 30.12.2021) содержит лист согласования в системе электронного документооборота «Практика», согласно которому письмо-отказ от заключения договора было подписано директором ООО «УК «ПЖКХ» 15.12.2021 в 13:59, то есть за 13 дней до направления запроса о необходимости предоставления информации о количестве переданных за 2021 год на размещение отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО, в разрезе наименований отходов по ФККО.

ООО «УК «ПЖКХ» указало (вх.№ 6957 от 24.05.2022), что оставшиеся 38 контрагентов представили запрашиваемые сведения. Вместе с тем, анализ предоставленной информации свидетельствует о том, что информация была представлена только 26 контрагентами, однако иным хозяйствующим субъектам, кроме ООО «Мехуборка КЗН», не представившим информацию, не было отказано в заключении договора.

О том, что непредставление запрошенной информации (исх.№ 12178 от 28.12.2022) не является основанием для отказа от заключения договора также свидетельствует тот факт, что ООО «УК «ПЖКХ» заключало договоры с контрагентами до предоставления информации.

В частности, Комиссией установлено, что 28 января 2022 года в адрес ООО «УК «ПЖКХ» посредством электронной почты была направлена информация <…> по запросу (исх.№ 12178 от 28.12.2022).

То есть <…> направило информацию за пределами установленного запросом срока. В то же время, направленная <…> информация содержит сведения о заключенном с ООО «УК «ПЖКХ» договоре № <…> от <…>.

Следовательно, на момент предоставления <…> информации в адрес ООО «УК «ПЖКХ», у общества уже был заключенный договор на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) на 2022 год.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о несостоятельности доводов ООО «УК «ПЖКХ» о наличии оснований для отказа ООО «Мехуборка КЗН» в заключении договора на 2022 год ввиду непредставления запрошенной информации.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в отличие от других потребителей, заявителю ООО «Мехуборка КЗН» было отказано в заключении аналогичного договора на 2022 год, следовательно, заявитель был поставлен в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами.

03 ноября 2022 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах № 016/10/891/2022, которое было направлено ответчику ООО «УК «ПЖКХ».

По результатам рассмотрения заключения, на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России 01 декабря 2022 года в 14 часов 00 минут представителями ООО «УК «ПЖКХ» были представлены устные возражения на доводы Комиссии. В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 08 декабря 2022 года 15 часов 30 минут.

06 декабря 2022 года в адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные возражения ООО «УК «ПЖКХ» на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-891/2022 от 03.11.2022 (вх.№

В частности, представителями ответчика было указано на:

-       отсутствие у ответчика ООО «УК «ПЖКХ» доминирующего положения,

-       наличие у ООО «Мехуборка КЗН» возможности заменить размещение отходов IV класса опасности (не ТКО) утилизацией;

-       наличие у ООО «Мехуборка КЗН» возможности размещать отходы IV класса опасности (не ТКО) на других полигонах за пределами административных границ города Казань Республики Татарстан, в частности, на полигоне н.п. Бирюли Высокогорского района (№ в ГРОРО 16-00010-З-00592-250914), полигоне Орловский Лаишевского района (№ в ГРОРО 16-00003-З-00592-250914), полигоне ТБО Пестречинского района (№ в ГРОРО 16-00034-З-00870-311214). Отмечалось также, что ООО «Мехуборка КЗН» расположено в Пестречинском районе Республики Татарстан, то есть рядом с полигоном ТБО Пестречинского района (№ в ГРОРО 16-00034-З-00870-311214).

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что все озвученные представителями ООО «УК «ПЖКХ» доводы были рассмотрены Комиссией ранее в ходе рассмотрения дела и оценены при вынесении заключения об обстоятельствах дела № 016/01/10-891/2022.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что по результатам изучения статистической отчетности ООО «Мехуборка КЗН» по форме 2-ТП за 2021 год, содержащей сведения об образовании, применении, обезвреживании, транспортировке и хранении отходов производства и потребления за 2021 год, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

В ООО «Мехуборка КЗН» за 2021 год поступило и образовано 13 видов отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, вся масса которых была передана на захоронение (размещение).

Установлено, что только 9 из вышеуказанных 13 видов могут быть размещены на полигоне н.п. Бирюли Высокогорского района (№ в ГРОРО 16-00010-З-00592-250914) в соответствии с лицензией эксплуатирующей организации <…>, тогда как у эксплуатирующих организаций <…> (<…>, полигон ТБО н.п. Орел Лаишевского района (№ в ГРОРО 16-00003-З-00592-250914) и <…> (<…>, полигон ТБО Пестречинского района (№ в ГРОРО 16-00034-З-00870-311214) отсутствуют лицензии на размещение отходов IV класса опасности.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что результаты проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, подтверждаются фактическими обстоятельствами рассматриваемого дела, у заявителя отсутствовала возможность приобретения данных услуг (или взаимозаменяемых) у другого лица, кроме ООО «УК «ПЖКХ» в пределах установленных границ товарного рынка.

Следовательно, довод ООО «УК «ПЖКХ» в указанной части признается Комиссией несостоятельным.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчик по делу № 016/01/10-891/2022 в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представил документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при оценке экономической обоснованности отказа доминирующего субъекта от производства (реализации) товара суды могут принимать во внимание существование у такого лица на момент отказа от заключения договора объективной возможности производства или реализации товара, в том числе с учетом внешних условий его функционирования на рынке; экономическую целесообразность производства им товара (заключения договора) на собственных условиях или условиях, предложенных контрагентом, с учетом ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Оценивая наличие злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта относительно его контрагентов, суды также вправе учесть существование у контрагентов реальной возможности приобретения такого же или взаимозаменяемого товара у иных лиц.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-891/2022 Комиссией Татарстанского УФАС России была установлена реальная возможность ООО «УК «ПЖКХ» в реализации товара – оказания услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) на полигоне ТБО на ул. Техническая,33 г. Казани, что подтверждается фактическими обстоятельствами и материалами рассматриваемого дела. Кроме того, по результатам проведенного анализа конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке, Комиссией было установлено, что у ООО «Мехуборка КЗН» отсутствует возможность приобретения данных услуг (или взаимозаменяемых) у другого лица, кроме ООО «УК «ПЖКХ» в пределах установленных границ товарного рынка.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), а именно: создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами/

По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС Росси было установлено, что ООО «Мехуборка КЗН» было поставлено в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, которым была предоставлена возможность заключения и реализации в 2022 году договора с ООО «УК «ПЖКХ» на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО, расположенном по адресу РТ, г. Казань, ул. Химическая, 33.

В результате действий ООО «УК «ПЖКХ», у заявителя ООО «Мехуборка КЗН» отсутствовала возможность осуществлять предпринимательскую деятельность по сбору и транспортированию отходов производства и потребления IV класса опасности, в части, размещение которой возможно и экономически целесообразно только на полигоне ТБО, расположенном по адресу: РТ, г. Казань, ул. Химическая, 33 и эксплуатируемом ООО «УК «ПЖКХ».

В ходе рассмотрения дела заявителем ООО «Мехуборка КЗН» было указано, что обществу пришлось отказывать контрагентам в заключении договоров транспортирования отходов IV класса опасности, не относящихся к ТКО, на 2022 год, в связи с отсутствием в границах территории города Казань полигона, кроме как эксплуатируемого компанией ООО «УК «ПЖКХ».

В то же время, установлено, что иные контрагенты ООО «УК «ПЖКХ» - потребители продолжали осуществлять предпринимательскую деятельность, имея фактическую возможность размещать отходы IV класса опасности (не ТКО) на единственном функционирующем полигоне ТБО г. Казани.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 10-П, в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.

Конституционное требование действовать добросовестно и не злоупотреблять своими правами равным образом обращено ко всем участникам гражданских правоотношений. Исходя из этого, Гражданский кодекс Российской Федерации называет в числе основных начал гражданского законодательства следующие: при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1); не допускаются любое заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10).

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

По мнению антимонопольного органа действия ООО «УК «ПЖКХ», занимающего доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора с ООО «Мехуборка КЗН» на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) на 2022 год на полигоне ТБО на Химической, 33 г. Казани, при условии заключения и исполнения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами – потребителями услуги по размещению отходов IV класса опасности, и создании дискриминационных условий в отношении ООО «Мехуборка КЗН» на локальном рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан, результатом которых является ограничение конкуренции и ущемление интересов ООО «Мехуборка КЗН», нарушают требования пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, по результатам рассмотрения дела и установления обстоятельств по делу, изучив доводы ответчика по делу №016/01/10-891/2022, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) как нарушение пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В ходе рассмотрения дела было установлено, что ввиду невозможности дальнейшего оказания услуг по размещению отходов IV класса опасности (не ТКО) ввиду отсутствия достаточной вместимости на полигоне, 20 июля 2022 года ООО «УК «ПЖКХ» направило в адрес всех потребителей услуги уведомление о расторжении договора на основании п.1 и п.2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5.3 Договора. В августе 2022 года оказание ООО «УК «ПЖКХ» соответствующих услуг прекратилось.

Учитывая вышеизложенное, ввиду прекращения ООО «УК «ПЖКХ» оказания услуг на рассматриваемом в рамках настоящего дела товарном рынке, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи ООО «УК «ПЖКХ» предписания о прекращении нарушения пунктов 5, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «УК «ПЖКХ» (ИНН 1660274803) нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в необоснованном отказе от заключения договора с ООО «Мехуборка КЗН» на оказание услуг по размещению отходов IV класса опасности на 2022 год, при условии заключения и исполнения таких договоров с другими хозяйствующими субъектами – потребителями услуги по размещению отходов IV класса опасности.

Признать ООО «УК «ПЖКХ» нарушившим требования пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании дискриминационных условий в отношении ООО «Мехуборка КЗН» на локальном рынке услуг по размещению отходов IV класса опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в границах территории города Казань Республики Татарстан.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны