Решение №04-04/13570 Решение по делу №016/07/3-1828/2020 от 9 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/13570 от 09.10.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО «Челныводоканал» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.01.2019 г. №04/19), представителя заявителя ООО «ЭнергоСнабСервис» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 06.10.2020 г. №ДОВ/ЭСС/33/2020), рассмотрев жалобу ООО «ЭнергоСнабСервис» (вх. №13662/ж от 30.09.2020г.) на действия заказчика ООО «Челныводоканал» при проведении закупки №32009498141 на предмет: «Поставка костюмов сварщика»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32009498141 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 16.09.2020 года.

Заказчик – ООО «Челныводоканал».

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 000 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком установлены неправомерные требования к конкретному товарному знаку и производителю товара, что привело к отклонению заявки участника.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Общества с ограниченной ответственностью ООО «Челныводоканал», утвержденным 29.12.2018г.

Согласно пункту 8.10.3 Положения на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, содержащих сведения, предусмотренный аукционной документацией, закупочной комиссией принимается решение о признании участника, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в аукционе.

Пунктом 8.10.3.1 Положения установлено, что участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:

- не предоставления сведений, предусмотренный аукционной документаций;

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям аукционной документации;

- предоставления в составе аукционной заявки заведомо ложных сведений, наличие в аукционной заявке разночтений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки;

- в случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, сведений об участнике такого аукциона и (или) о ценовом предложении (в случае проведения закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок №32009498141-01 от 25.09.2020г. заявка заявителя ООО «ЭнергоСнабСервис» (порядковый номер заявки1) признана несоответствующей требованиям на основании п.5.1.3 документации электронного аукциона: Участник аукциона не допускается к участию в аукционе «в случае несоответствия предлагаемых товаров, работ услуг и договорных условий требованиям аукционной документации в первой части заявки на участие аукционе в электронной форме». В Техническом задании (в разделе 6 Документации) при описании товара в п. 2 указан Утеплитель: «Флайтекс ФР», пламястойкий, плотность 100 г/м2, состав сырья 100% полиэфир. В заявке Участника в разделе описания товара в п. 2 указан Утеплитель: СЛАЙТЕКС@ «Про», пламястойкий, плотность 100 г/м2, состав сырья 100% полиэфир.

Согласно доводам заявителя, при описании объекта закупки был указан конкретный товарный знак производителя, что привело к отклонению первой части заявки ООО «ЭнергоСнабСервис», предложившего продукт с аналогичными техническими характеристиками.

Согласно письменным пояснениям заказчика, ООО «Челныводоканал» в силу специфики своей основной деятельности осуществляет ремонтные работы в любое время года при любых погодных условиях и осуществляет закупку костюмов сварщика на постоянной основе. На протяжении нескольких лет с учётом неблагоприятных погодных условий и вредных производственных факторов утеплитель Флайтекс зарекомендовал себя с наилучшей стороны, нареканий по качеству от сотрудников не поступало. Участие в данной закупке возможно для неограниченного числа поставщиков.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Техническим заданием на поставку костюмов сварщика заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара, а именно костюма сварщика зимнего (п.2 технического задания):

«Костюм должен состоять из куртки и брюк.

1. Куртка удлиненная, прямого силуэта. Застежка правосторонняя потайная на петли и пуговицы. Куртка имеет съемную утепленную подкладку с внутренней защитной планкой под центральную застежку, а также съемную утепленную подбородочную часть. На полочках вертикальные рельефы и карманы в рельефах. Спинка выполнена с кокеткой, переходящей на полочку. Рукава втачные двухшовные, с внутренними напульсниками из огнестойкой ткани с эластичной тесьмой внизу. Конструкция рукава соответствует основному положению руки сварщика при выполнении работ. На левом рукаве на расстоянии 12-14 см от верха рукава настрочен шеврон «Сварщик». Воротник втачной, отложной с патой, которая входит в шов обтачивания левого конца воротника. Пата имеет петлю и фиксируется на пуговицу, расположенную на нижнем воротнике с правой стороны. Низки рукавов и куртки обработаны швом в подгибку с открытым обметанным срезом. Вверху спинки под швом настрачивания кокетки проходит световозвращающая полоса шириной 2 см на желтом флуоресцентном фоне (общая ширина 5 см).

Съемный утеплитель куртки выглядит следующим образом: бязь + спанбонд + 3 слоя утеплителя + спанбонд + бязь. Съемный утеплитель выполнен с цельновыкроенным ветрозащитным клапаном, с воротником типа «стойка» со втаченной патой с прорезной петлей для крепления через вешалку в горловине спинки верха. Открытые срезы утеплителя окантованы, на полочках нагрудные накладные карманы, которые застегиваются на прорезную петлю и пуговицу. Рукава съемного утеплителя с трикотажной манжетой. Съемный утеплитель крепится к куртке по борту и горловине при помощи петель и пуговиц, тесьму-завязку – под проймой, над проймой, по боковым швам, внизу нижнего шва рукавов. Съемная утепленная подбородочная часть пристегивается к съемной утепленной подкладке на две петли и пуговицы и состоит из бязи, спанбонда, 1 слоя утеплителя, ткани верха.

2. Брюки выполнены с застежками на 2 петли и пуговицы в области боковых швов с каждой стороны, с «гульфиком» на линии, а также с 5-ю шлевками (3 – на задних половинках, 2 – на передних половинках). Брюки со съемным утеплителем. На правой передней половинке расположен накладной карман. Задние половинки с вытачками. Брюки имеют притачной пояс, который застегивается спереди на 2 петли и пуговицу. В области боковых швов пояса предусмотрены по одной дополнительной пуговице для регулирования объема по талии. По правому боковому шву выполнен накладной карман для маркера с клапаном, который фиксируется на потайную пуговицу. Брюки комплектуются бретелями с втачной эластичной тесьмой, пристегивающимися к поясу брюк спереди и сзади на петли и пуговицы. Низ брюк обработан швом в подгибку с открытым обметанным срезом. Внизу брюк проходит охватывающая световозвращающая полоса шириной 2 см на желтом флуоресцентном фоне (общая ширина 5 см).

Съемный утеплитель брюк выглядит следующим образом: бязь + спанбонд + 2 слоя утеплителя + спанбонд + бязь. Съемный утеплитель брюк выполнен с высоким притачным утепленным поясом. Утепленный пояс выстеган строчкой «зиг-заг». Вверху боковых швов ветрозащитные клапаны. Открытые срезы съемного утеплителя окантованы трикотажной тесьмой. Внизу шагового шва выполнен разрез, внизу бокового – вставлена тесьма для регулирования по ширине. Съемный утеплитель пристегивается к верху брюк на петли и пуговицы по талии.

Отделочные строчки по рельефам полочек и входу в карман выполнены огнестойкими нитками лимонного цвета, остальные отделочные строчки выполнены огнестойкими нитками в цвет ткани верха.

Защитные накладки, обеспечивающие максимальную защиту от прожигания и повышенных температур, расположены:

- спереди и по боковым частям куртки с переходом на спинку;

- кокетка спинки с переходом на полочку;

- по всему рукаву;

- спереди брюк: на 10 см выше низа куртки и до низа, с переходом на задние половинки в области боковых швов;

- внизу задних половинок брюк (высотой не менее 15 см);

- на задних частях брюк вдоль шагового шва (шириной не менее 7 см).

Обязательно наличие ленты ФИО с внутренней стороны куртки и брюк для определения принадлежности изделия.

Применяемые материалы:

Ткань верха: 100% хлопок, плотностью 485 г/м2, ткань имеет сатиновое переплетение и огнестойкую отделку. Цвет: темно-серый.

Ткань верха под накладками: 100% хлопок, плотностью 335 г/м2, ткань имеет саржевое переплетение и огнестойкую отделку. Цвет: серый.

Ткань отделки: 75% хлопок, 25% полиэфир, плотность 320 г/м2, цвет лимонный, переплетение сатиновое с огнестойкой отделкой.

Утеплитель: «Флайтекс ФР», пламястойкий, плотность 100 г/м2, состав сырья 100% полиэфир.

Подкладочная ткань: бязь, состав сырья 100% хлопок.

Спанбонд: 100% ПЭ для предотвращения миграции волокон утеплителя.

Обязательно наличие трудноудаляемого ярлыка с нанесенной маркировкой.

Содержание маркировки:

- наименование изделия (при наличии – наименование модели, кода, артикула);

- наименование изготовителя и (или) его товарный знак (при наличии);

- защитные свойства;

- размер;

- обозначение технического регламента Таможенного союза, требованиям которого должно соответствовать изделие;

- дата (месяц, год) изготовления или дата окончания срока годности, если она установлена;

- сведения о классе защиты;

- сведения о способах ухода и требованиям к утилизации средства индивидуальной защиты;

- сведения о документе, в соответствии с которым изготовлены средства индивидуальной защиты.

Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на русском языке, четкая и разборчивая.».

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заявка участника содержала следующие сведения о применяемых материалах:

«Ткань верха: 100% хлопок, плотностью 485 г/м2, ткань имеет сатиновое переплетение и огнестойкую отделку. Цвет: темно-серый.

Ткань верха под накладками: 100% хлопок, плотностью 335 г/м2, ткань имеет саржевое переплетение и огнестойкую отделку. Цвет: серый.

Ткань отделки: 75% хлопок, 25% полиэфир, плотность 320 г/м2, цвет лимонный, переплетение сатиновое с огнестойкой отделкой.

Утеплитель: СЛАЙТЕКС® «Про» пламястойкий, плотность 100 г/м2, состав сырья 100% полиэфир».

Исходя из указанных в части 6 статьи 3 Закона о закупках положений законодательства о закупках следует, что в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов.

Комиссией установлено, что согласно сведения, размещенным в общедоступной сети Интернет товарный знак «Флайтекс» (номер свидетельства 567041) принадлежит ООО «Нетканый мир» (225140, Брестская обл., г. Пружаны, ул. Красноармейская, д. 81, Республика Беларусь (BY)).

Таким образом, указание заказчиком в техническом задании требований к конкретному товарному знаку Флайтекс ФР является нарушением требований пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, что привело к необоснованному отклонению заявки участника, предложившего аналогичный товар, соответствующий характеристикам заказчика, установленным в техническом задании.

Данное требование влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки и противоречит требованиям действующего законодательства.

Доводы заявителя признаны обоснованными.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ЭнергоСнабСервис» (вх. №13662/ж от 30.09.2020г.) на действия заказчика ООО «Челныводоканал» при проведении закупки №32009498141 на предмет: «Поставка костюмов сварщика», обоснованной.

Признать заказчика ООО «Челныводоканал» нарушившим требования пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику ООО «Челныводоканал» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны