Решение №08-04/18011 Решение по делу №016/06/64-2067/2019 о нарушении законодател... от 3 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №08-04/18011 от 03.12.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ГАУЗ «Аксубаевская центральная районная больница» – <…> (доверенность №15 от 04.10.2019г.), в присутствии слушателя <…> в присутствии заявителя <…> лично, рассмотрев жалобу заявителя <…> (вх. №19005/ж от 25.11.2019г.) на действия заказчика ГАУЗ «Аксубаевская центральная районная больница» при проведении закупки №0711200009719000091 на предмет: «Оказание услуг по монтажу шлагбаума для нужд ГАУЗ "Аксубаевская ЦРБ" на 2019 год»
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона №0711200009719000091 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 15.10.2019г.
Начальная (максимальная) цена контракта – 217 185,34 руб.
Дата и время начала подачи заявок 15.11.2019 15:15.
Дата и время окончания подачи заявок 25.11.2019 07:00.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно доводов заявителя о неправомерности включения в локальный ресурсный сметный расчет работ по ремонту асфальтобетонного покрытия, электромонтажных работ про прокладке труб газоснабжения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Предметом закупки является оказание услуг по монтажу шлагбаума для нужд ГАУЗ "Аксубаевская ЦРБ" на 2019 год.
В локальном ресурсном сметном расчете заказчиком включены следующие работы:
- показатель 61 – «трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб с гильзами и креплениями для газоснабжения диаметром 25 мм Электромонтажные работы на других объектах»;
- показатель 55 «разборка асфальтобетонных покрытий тротуаров толщиной до 4 см: с помощью молотков отбойных пневматических»;
- показатель 56 «разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами».
Согласно представленным пояснениям заказчика, прокладка труб газоснабжения не предусматривается. Показатель 61 включен в локальный ресурсный сметный расчет ввиду того, что проведение работ по монтажу шлагбаума требует проложение силового кабеля. В целях предотвращения дальнейшей деформации и повреждения силового кабеля осуществление его проложения требуется в металлической трубе, прокладка которого производится под землей.
Согласно представленным в жалобе стандартам заявитель полагает, что заказчиком неправомерно установлены в локальном сметном расчете требования по проведению работ по ремонту асфальтобетонного покрытия, учитывая требования приведенных в жалобе стандартов о проведении рассматриваемых работ в определенный температурный режим.
Согласно представленным пояснениям заказчика проведение рассматриваемых работ в целом возможно и применяется благодаря использованию новых технологий.
Так, при заложении нормативов дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время заказчиком были учтены факторы применения усложняющих технологических процессов, вызываемых низкой температурой (подготовка временных сооружений для обогревания рабочих, утепление временных водопроводных сетей и баков, применение средств для утепления бетона и раствора при транспортировке), факторы необходимости использования специальных методов производства строительно-монтажных работ при отрицательной температуре наружного воздуха, применения быстротвердеющих бетонов и растворов и т.д.
Кроме того, в дополнение к действующим нормативно-техническим документам, в развитие СНиП 3.06.03-85 разработаны "Методические рекомендации по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженных положительных и отрицательных (до минус 10 °C) температурах воздуха", регламентирующие общие требования к технологии приготовления асфальтобетонных смесей и устройства покрытий из них в холодный период года.
Изложенная в них технология позволяет устраивать асфальтобетонные покрытия из горячих смесей при неблагоприятных погодно-климатических условиях (температура воздуха до минус 10 °C) с обеспечением требуемого качества работ.
По результатам анализа, Комиссия приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара были сформулированы с учетом потребностей Заказчика, доводы заявителя не подтверждены и признаны необоснованными.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Техническим заданием установлено следующее:
№ п/п |
Наименование товара |
Требования к техническим, качественным характеристикам товара |
1 |
Шлагбаум. |
Конструкция шлагбаума состоит из металлической стрелы, металлического прочного корпуса из листовой стали, нашитой на несущий каркас из прямоугольных стальных труб с приводом и блоком управления (подъемный кожух фиксируется в опущенном состоянии сувальдным замком с повышенной секретностью). Все элементы покрыты порошково-полимерной краской, на стреле расположены светоотражающие элементы. В комплектацию входит: Современное решение Шлагбаумы предназначены для контроля доступа транспортных средств и перекрытия въездов шириной не менее 4 м. Прочность и долговечность Надежность конструкции благодаря антивандальному корпусу, а также стойкости элементов конструкции к воздействию окружающей среды. Безопасность Легкая и прочная алюминиевая стрела со светоотражающими наклейками и резиновыми накладками.
Возможность ручного управления Наличие механизма расцепления позволяет открывать шлагбаумы вручную в случае отключения электроэнергии. Характеристики: ОСНОВНЫЕ Тип устройства: Шлагбаум автоматический Тип привода: Поворотный Применение: Универсальный Длина стрелы: не менее 4.0(м) Сечение стрелы: Прямоугольное Время открывания: не более 6.0(сек) Мoщнocть: не более 220(Вт) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ Защита оборудования от воды и пыли Вандалозащищенность: Да ОБЩИЕ Питание: не менее Сеть 220В Напряжение не более 220.0(В) Минимальная рабочая температура: не менее -40.0(град.) Максимальная рабочая температура: и не более 55.0(град.) Длина: не более 222.0(мм) Ширина: не более 328.0(мм) Высота : не более 980.0(мм) Гарантийный срок: не менее 12(мес.) |
В ходе анализа аукционной документации установлено требование заказчика о соответствии показателей товаров в заявке действующим стандартам, техническим регламентам. При этом, заказчиком не установлены сведения о том, каким стандартам и регламентам должны соответствовать характеристики в заявке, в частности, учитывая действие одновременно нескольких разных стандартов и регламентов на один вид товара.
В связи с тем, что Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, при наличии таковых, а также документация о закупке не содержит обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу <…> (вх. №19005/ж от 25.11.2019г.) на действия заказчика ГАУЗ «Аксубаевская центральная районная больница» при проведении закупки №0711200009719000091 на предмет: «Оказание услуг по монтажу шлагбаума для нужд ГАУЗ "Аксубаевская ЦРБ" на 2019 год» необоснованной.
Признать заказчика - ГАУЗ «Аксубаевская центральная районная больница» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |