Определение №ВЧ-08/7989 ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 016/05/5-819/20... от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/7989 от 03.08.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Федлекс» (ИНН 6330075453, юридический адрес: 443050, Самарская область, г. Самара, ул. Молодежная, д. 8, кв. 18) по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Как не ходить в армию, если здоров? Без «взяток» и …Помощь в получении военного билета от 2350 р/мес. Оплата после результата», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования являются услуги по освобождению граждан от военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации и получению военного билета без прохождения службы.

Информация со сведениями: «Как не ходить в армию, если здоров? Без «взяток» и …Помощь в получении военного билета от 2350 р/мес. Оплата после результата», в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Указанное рекламное объявление представляет собой гиперссылку для перехода на сайт:

https://pr.prizyvrussia.ru/?utm_medium=sa&utm_source=squad_yd&utm_campaign=82738782&utm_content=13413706579&utm_term=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%BE%D1%82%20%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MjczODc4MjsxMzQxMzcwNjU3OTt3d3cueWFuZGV4LnJ1OnByZW1pdW0&yclid=11969090764364054527

Фотоизображение сайта предоставлено ниже:

<…>

Согласно информации, размещенной на сайте данные услуги, оказываете ООО «Федлекс» (ИНН 6330075453, 443050, Самарская область, г. Самара, ул. Молодежная, д. 8, кв. 18).

05.06.2023 поступили письменные пояснения ООО «Яндекс» (вх. №5696), исходя из содержания, которых следует, что вышеуказанная реклама размещалась в рамках договора возмездного оказания услуг № 1642320/21 от 01.03.2021г., заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «Профитатор» (ИНН 7728891517, КПП 772501001, ОГРН 5147746156718, адрес: 115280, г. Москва, ул.  Ленинская Слобода, д.  19, стр. 1, этаж/пом 3/31), которое является рекламодателем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона «О рекламе», товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Одним из основных признаков рекламы является ее направленность на неопределенный круг лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Как следует из фактических обстоятельств, реклама размещалась в системе Интернет.

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы являются общедоступными для неопределенного круга лиц - потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории ее распространения и кругу лиц потребителей рекламы, антимонопольным органом не установлено, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, была направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, а, следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

В то же время, согласно частям 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 22 Закона о воинской обязанности воинская обязанность предусматривает воинский учет, прохождение военной службы по призыву граждан мужского пола от 18 до 27 лет, не освобожденных от исполнения воинской обязанности и подлежащим призыву на военную службу по состоянию здоровья, и не имеющих освобождения или законной отсрочки от военной службы по призыву, основания для которых предусмотрены в статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона «О воинской обязанности», принятие решения об освобождении граждан от исполнения воинской обязанности в связи с наличием на то законных оснований возлагается на призывную комиссию.

Согласно статье 8 Закона «О воинской обязанности», исключительными полномочиями по выдаче военных билетов обладает военный комиссариат района (города).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона «О воинской обязанности», врачи специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона «О воинской обязанности», в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также, в соответствии с частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Между тем, распространенная реклама содержит информацию об оказании услуг для лиц, не желающих проходить военную службу.

Исходя из содержания распространяемой рекламы может сложиться негативное отношение к службе в армии, а также о возможности платного приобретения военного билета.

Кроме того, в рассматриваемых сайтах указана информация о предоставлении гарантий в получении военного билета. Указание подобной информации предполагает, что у услуг, оказываемых рекламодателем, есть определенный результат. В контексте рекламы юридической помощи для призывников такой результат заключается в освобождении от прохождения от военной службы.

Иными словами, указание на освобождение по договору создает у потребителя впечатление того, что рекламодатель может обеспечить ему освобождение от призыва, что противоречит природе юридических услуг, исполнитель которых не может гарантировать желаемый для клиента результат.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о том, каким способом в данном случае оказывается помощь в освобождении от армии, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий, что недопустимо в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 1 части 4 статьи 5 Закона «О рекламе».

Рассмотрение дела № 016/05/5-819/2023 по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Как не ходить в армию, если здоров? Без «взяток» и …Помощь в получении военного билета от 2350 р/мес. Оплата после результата», что имеет признаки нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», было назначено на 02 августа 2023 г. в 14 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 02.08.2023 представитель по доверенности от ООО «Федлекс» представила письменные пояснения, исходя из содержания, которых следует, что у Общества отсутствуют какие-либо договорные отношения с ООО «Яндекс», Общество не размещало рекламу.

Вместе с тем, между ООО «Федлекс» и ИП <…> заключен договор оказания услуг по ведению контекстной рекламы от 12.01.2023, согласно которому ИП <…> оказывает услуги ООО «Федлекс» по созданию контекстной рекламы, в том числе, составления рекламных объявлений (п. 2.4.1 Договора).

В рамках исполнения вышеуказанного договора ИП <…> заключал договор с ООО «Профитатор» на ведение рекламной кампании от 19.05.2023, о чем имеются УПД.

Таким образом, по мнению ООО «Федлекс», именно Исполнитель определяет информационное содержание объявлений, именно ему предоставлена возможность (право пользования) самостоятельного внесения информации в базы данных объявлений, ее редактирование и удаление.

Более того, после получения Обществом определения о возбуждении дела спорное рекламное объявление было удалено Исполнителем по требованию Общества.

Также на заседании Комиссии в качестве заинтересованного лица присутствовал представитель ИП <…> по доверенности. Согласно пояснениям данного представителя, ИП <…> оказывает услуги в сфере рекламы. Более того, представитель приобщил к материалам дела письменные пояснения ИП <…>, исходя из содержания, которых следует, что лицом, утвердившим рекламный макет, является он сам.

В связи с вышеизложенным, Комиссия считает необходимым прекратить производство по делу в отношении ООО «Профитатор», привлечь ИП <…> в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частями 7 статьи 5, пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В рассматриваемом случае рекламодателями и реклопроизводителями  являются ООО «Федлекс» (ИНН 6330075453), ИП <…>.

На основании вышеизложенного, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, руководствуясь пунктом 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 г. №1922, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Рассмотрение дела №016/05/5-819/2023 отложить.

Привлечь ИП <…> в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Производство в отношении ООО «Профитатор» (ИНН 7728891517, юридический адрес: 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19 стр. 1, этаж/пом 3/31) прекратить.

Назначить дело №016/05/5-819/2023 к рассмотрению на 04 августа 2023 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2-й этаж, зал заседаний.

ИП <…> в срок до 03 августа 2023 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru, to16-<…>@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:

1) копии всех договоров с ООО «Профитатор» на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;

2) паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;

3) информацию о лице, изготовившем вышеуказанную рекламу;

4) письменную мотивированную позицию по доводам, указанным в Определении со ссылками на нормы права;

5) иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование

6. Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан» в течение семи дней со дня получения настоящего запроса представить в Татарстанское УФАС России (на электронную почту to16@fas.gov.ru, с дублированием to16-Zalyalieva@fas.gov.ru) письменную позицию по рассматриваемым Управлениям обстоятельствам.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).

Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны