Решение №АЯ-04/5212 Решение по делу № 016/07/3-688/2021 от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/5212 от 29.04.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Татспиртпром» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 22.04.2021 №121), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.01.2021 г. №58), в присутствии представителя заявителя ООО «Авангард-спецодежда Казань» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 21.04.2021 г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Авангард-спецодежда Казань» (вх. 5287/ж от 16.04.2021 г.) на действия Заказчика - Акционерное общество «Татспиртпром» при проведении закупки № 32110112740 на предмет: Право заключения договора на поставку войлочной обуви (валеши) ТМ «Крещенская»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110112740 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 23.03.2021 года.

Заказчик – АО «Татспиртпром».

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 392 200,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства, а именно, заявка заявителя отклонена неправомерно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупочной деятельности АО «Татспиртпром» (далее – Положение).

Согласно пункту 17.4.8 Положения по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Заказчик принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Положением.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 09.04.2021г. на участие в закупке было подано 6 заявок, 3 из которых были отклонены, заявка заявителя с идентификационным номером 232365 признана соответствующей требованиям заказчика, установленным документациям об аукционе. 

Частью 6 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - аукцион в электронной форме), может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников аукциона в электронной форме, при этом должны соблюдаться следующие правила:

1) в извещении о проведении аукциона в электронной форме с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть установлены сроки проведения такого этапа;

2) ко всем участникам аукциона в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;

3) заявки на участие в аукционе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников аукциона в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;

4) заявки участников аукциона в электронной форме, не соответствующих квалификационным требованиям, отклоняются.

Пунктом 21.1 Положения установлено, что предквалификационный отбор (далее по тексту - ПКО) – процедура, которую проводит Заказчик с целью определения квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для дальнейшего их участия в закупках. ПКО нельзя расценивать как самостоятельную закупку, по результатам которой заключается договор. Это дополнительный элемент закупочного процесса, помогающий Заказчику в выборе надежного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 21.2 Положения Заказчик с помощью ПКО:

- снижает риски неисполнения договора со стороны поставщика (при проведении отбора из числа участников отбираются наиболее подходящие, надежные претенденты для участия в последующих закупочных процедурах);

- обеспечивает повышение гласности закупки (принять участие в предквалификационном отборе может любой поставщик, желающий обеспечить заказчика необходимым товаром, работами или услугами);

- обеспечивает развитие добросовестной конкуренции (для того чтобы стать победителем закупки, участникам необходимо для начала пройти предквалификационный отбор, подтвердив тем самым свое соответствие установленным заказчиком требованиям, в последующем претендент, предложивший лучшие условия, одерживает победу в закупке, и с ним заключается договор);

- закупает качественный товар (работы, услуги) в необходимый срок, тем самым обеспечивается бесперебойный производственный процесс.

Согласно пункту 21.9.13 Положения по результатам рассмотрения заявок на участие в ПКО, Заказчик принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком ПКО, к участию в нем и признании этого участника закупки участником ПКО или об отказе в допуске к участию в ПКО в порядке и по основаниям предусмотренным настоящим Положением. Срок рассмотрения заявок на участие в ПКО не может превышать 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок.

Пунктом 21.9.15 Положения установлено, что участнику будет отказано в допуске к участию в ПКО в случаях, установленных главой 7 настоящего Положения, а также дополнительно:

- непредставление образцов запрашиваемой продукции;

- получение отрицательного заключения от экспертов Заказчика по применению предоставленных образцов на производстве. (Представленные образцы не соответствуют требованиям, установленным в документации ПКО).

Согласно разделу «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке» документации заявка на участие в этапе проведения квалификационного отбора участников аукциона (далее – этап) должна содержать:

- образцы в количестве 2 пар, согласно техническому заданию, номер заявки участника закупки, присвоенный на электронной площадке http://223etp.zakazrf.ru/, а также информацию о закупке к которой направляются образцы (номер извещения и наименования предмета закупки). При этом в этапе квалификационного отбора не допускается указание сведений об участнике аукциона.

В соответствии с протоколом № 32110112740 проведения квалификационного отбора участников в рамках аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП от 13.04.2021г. по результатам квалификационного отбора, комиссией по закупке принято решение отклонить заявку участника №232365 на основании акта №8 от 09.04.2021г.

По мнению заявителя, согласно акту о выявленных недостатков образцов (лот № 32110112740) № 8 от 09.04.2021 г. комиссией АО «Татспиртпром» присланные образцы войлочной обуви (валеши) ТМ «Крещенская» были рассмотрены визуально, без специальной экспертизы, и признаны не соответствующим параметрам. Каким параметрам технического задания не соответствует поставляемый товар, не указано, что не позволяет ООО «Авангард-спецодежда Казань» доказать полное соответствие предлагаемой к поставке обуви техническому заданию, представленному в составе закупочной документации. Также не ясно, каким образом комиссия визуально, без проведения экспертизы, установила такие параметры как:

- состав материала изделия;

- наличие скольжения подошвы;

- наличие пропуска влаги подошвой;

- наличие промерзания подошвы.

Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив представленный акт о выявленных недостатках образцов (лот № 32110112740) № 8 от 09.04.2021 г., установила, что в акте отсутствует информация какому именно пункту технического задания не соответствуют представленные заявителем образцы. Так, указанный акт содержит лишь следующую информацию:

В техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к закупаемому товару:

Размеры должны соответствовать техническим характеристикам.

Требования к упаковке: Тара без повреждений, обеспечивающая 100% сохранность готовой продукции – индивидуальный пакет ПЭТ, в гофрокоробах по 10-20пар, паллетирование коробок.

Каждая партия, отгружаемая с предприятия–изготовителя, должна сопровождаться удостоверением о качестве, содержащим следующую информацию:

- наименование предприятия - изготовителя, его адрес;

- наименование продукции;

- обозначение технических условий;

- номер партии;

- количество;

- дата изготовления;

- подтверждение о соответствии качества требованиям настоящих технических условий;

- используемые материалы для изготовления.

Валеши классические – унисекс из натурального войлока отлично сохраняют

тепло. Подошва не скользит, не промерзает и не пропускает влагу.

Технические характеристики:

Материал изделия – Войлок – 100% овечья шерсть

Материал подошвы – антискользящая зимняя подошва

Логотип – размер не менее 10см.* 5см., профессиональная машинная вышивка, согласно макету. Приложение №1

Размерный ряд:

37 – 500 пар.;

38 – 500 пар.;

39 – 500 пар.;

40 – 500 пар.;

41 – 500 пар.;

42 – 500 пар.

          

Согласно пояснениям Заказчика, представленный заявителем образец был признан несоответствующим требованиям технического задания ввиду того, что «техника пошива/крепления подошвы к основе изделия отличается от заявленного на макете, что возможно установить при визуальном осмотре, без применения специальной экспертизы».

Заявителем были представлены следующие образцы предлагаемого к поставке товара:

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в техническом задании Заказчиком не были установлены требования к необходимой технике пошива/крепления подошвы к основе изделия, а лишь размещен визуальный макет, исходя из которого, невозможно определить какой именно техникой (каким способом) осуществлено крепление подошвы к основе изделия.

Учитывая, что в техническом задании Заказчиком не установлено требование к технике пошива/крепления подошвы к основе изделия, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, принято неправомерное решение об отклонении заявки заявителя по основаниям, не установленным в техническом задании (в техническом задании отсутствует требование к способу крепления подошвы).

Согласно итоговому протоколу  32110112740-04 от       13.04.2021 г. победителем закупки был признан с идентификационным кодом заявки 232774.

В соответствии с протоколом сопоставления ценовых предложений 32110112740-02  ООО «Авангард-спецодежда Казань» подал ценовое предложение 5 122 590, 00 рублей, 2 других участника, допущенных до участия в аукционе подали аналогичное ценовое предложение, однако, заявитель - ООО «Авангард-спецодежда Казань» подал ценовое предложение первым (12.04.2021 10:52:51).

Учитывая, изложенное, Комиссия принимает решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Авангард-спецодежда Казань» (вх. 5287/ж от 16.04.2021г.) на действия Заказчика - Акционерное общество «Татспиртпром» при проведении закупки № 32110112740 на предмет: Право заключения договора на поставку войлочной обуви (валеши) ТМ «Крещенская» обоснованной.

Признать Заказчика - Акционерное общество «Татспиртпром»  нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны