Определение №АР-05/7048 Определение о назначении дела № 016/01/10-829/2021 о нарушен... от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05/7048 от 10.06.2021

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан было установлено, что на официальном сайте в сети Интернет (<…>) размещен годовой отчет ПАО «Таттелеком» за 2020 год, в котором указано, что некоторые договоры использования сетевой инфраструктуры могут иметь оспоримый характер с точки зрения антимонопольного законодательства.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения указанных сведений в адрес ПАО «Таттелеком» был направлен запрос о предоставлении информации (исх. № <…> от <…> г.). По результатам изучения представленных материалов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

ПАО «Таттелеком» является владельцем инфраструктуры для размещения сетей электросвязи и оказывает возмездные услуги заинтересованным хозяйствующим субъектам по предоставлению доступа к такой инфраструктуре.  

Согласно типовому договору на предоставление доступа к объекту инфраструктуры для размещения сетей электросвязи, размещенному на официальном сайте ПАО «Таттелеком», ПАО «Таттелеком» на платной основе предоставляет Пользователю доступ к инфраструктуре, путем передачи во временное пользование Специальных/Сопряженных объектов инфраструктуры, перечисленных в Приложении № <…> к настоящему Договору, (далее по тексту именуемое «Объект»), для размещения сетей электросвязи в соответствии с Техническими условиями, выданными ПАО «Таттелеком».

С <…> на основании приказа ПАО «Таттелеком» № <…> от <…>г. действуют следующие тарифы на предоставление в аренду места в телефонной канализации:

№ п/п

Наименование услуги

Аренда места, руб.

без НДС

с НДС

1

Предоставление в аренду места в телефонной канализации ПАО «Таттелеком» для размещения одного кабеля (одно место в кан/км) в месяц, при емкости кабеля:

1.1

- до 200х 2 пар

<…>

<…>

1.2

- свыше 200-х 2 пар

<…>

<…>

1.3

- волоконно-оптического кабеля до 16 волокон

<…>

<…>

1.4

- волоконно-оптического кабеля свыше 16 волокон

<…>

<…>

 

ПАО «Таттелеком» представлена информация о <…> действующих договорах на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации) с указанием тарифов (на момент заключения договора и действующих на момент получения запроса).

По результатам анализа представленной информации Татарстанским УФАС России установлено, что в отдельных случаях оплата по договорам на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации) осуществляется с применением тарифов, не соответствующим приказу ПАО «Таттелеком» № <…> от <…>г.

В частности, для <…> по договорам № <…> от <…> г.; № <…> от <…> г. действует тариф в размере <…> руб.; по договорам № <…> от <…> г.; № <…> от <…> действует тариф в размере <…> руб.; по договору № <…>от <…> действует тариф в размере <…> руб.; для <…> по договору № <…> от <…> действует тариф <…> руб.

Вместе с тем, как следует из представленного реестра договоров, ПАО «Ростелеком», будучи таким же оператором связи, как и <…> или <…> , несет затраты за предоставление доступа к инфраструктуре в соответствии с приказом ПАО «Таттелеком» № <…> от <…> г.

Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» определяет линейно-кабельные сооружения связи - как объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.

Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Пунктами 3 и 5 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

В силу ч. 3 ст. 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Во исполнение части 3 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.11.2014 N 1284 утвердило Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее – Правила № 1284).

В соответствии с п. 3 Правил № 1284, недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.

В силу п. 38 Правил № 1284 тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Согласно пояснениям ПАО «Таттелеком» порядок формирования тарифов за предоставление доступа к Инфраструктуре (аренда кабельной канализации), включая условия дифференциации тарифов, размещен на официальном сайте ПАО «Таттелеком» (<…>) в разделе «Порядок формирования тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре». Вместе с тем, Управлением в указанном разделе не обнаружено сведений, подтверждающих возможность применения к <…>, <…> либо иным лицам тарифов, отличных от утвержденных приказом ПАО «Таттелеком» № <…> от <…>г.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об ущемлении ПАО «Таттелеком» интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов), путем установления необоснованных цен на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации). Кроме того, данные обстоятельства могут оказывать влияние на хозяйствующих субъектов на смежном товарном рынке, которое заключается в создании для отдельных операторов связи возможности предлагать товар на более выгодных условиях из-за несения меньших затрат на аренду кабельной канализации.

В связи со сложившейся схемой оказания услуг ПАО «Таттелеком» по предоставлению в аренду мест в телефонной канализации, в силу физического расположения сетей связи и привязкой их к определенному месту, арендаторы имеют возможность получать указанные услуги на территории, охваченной существующими сетями ПАО «Таттелеком», и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.

С учетом особенностей рассматриваемого рынка географические границы определены границами телефонной канализации, принадлежащими ПАО «Таттелеком», посредством которой обществом оказывается возмездная услуга по предоставлению доступа к инфраструктуре.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ПАО «Таттелеком» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по предоставлению места в телефонной канализации в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой телефонной канализацией, принадлежащей ПАО «Таттелеком».

Следовательно, на ПАО «Таттелеком» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия ПАО «Таттелеком» по установлению необоснованных цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации), которые приводят к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов), содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 28.05.2021 № 01/146-к создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-829/2021 в отношении ПАО «Таттелеком» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении необоснованных цен для отдельных арендаторов на предоставление доступа к инфраструктуре (аренда кабельной канализации), которое приводит к ущемлению интересов третьих лиц (хозяйствующих субъектов).

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.            Назначить дело № 016/01/10-829/2021 к рассмотрению на 17 июня 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

2.            Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-829/2021 в качестве ответчика:

-              ПАО «Таттелеком» (ИНН 1681000024; 421001, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 57).

3.            В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ПАО «Таттелеком» в срок до 16 июня 2021 года включительно представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем Определении;

учредительные документы Вашей организации, в том числе устав в редакции, действующей на момент получения настоящего определения;

сведения о группе лиц Вашей организации по состоянию на 01.01.2021 в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции в форме, утвержденной Приказом ФАС РФ № 293 от 20.11.2006 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»;

информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2018, 2019, 2020 гг. (руб., с НДС / без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

 подробное экономическое обоснование (калькуляцию) цен по предоставлению в аренду места в телефонной канализации ПАО «Таттелеком» для размещения одного кабеля (одно место в кан/км) в месяц, раздельно по каждому виду емкости кабеля, установленных соответствующими приказами ПАО «Таттелеком» с <…> с обязательным выделением статей расходов и приложением копий документов, подтверждающих каждую заявленную статью расходов.

подробное экономическое обоснование (калькуляцию) цен по предоставлению в аренду места в телефонной канализации ПАО «Таттелеком» для размещения одного кабеля (одно место в кан/км) в месяц, раздельно по каждому виду емкости кабеля, установленных с <…> по договорам № <…> от <…> г.; № <…> от <…>; по договорам № <…> от <…> г.; № <…> от <…>; по договору № <…> от <…>; по договору № <…> от <…>; по договору <…> от <…>; по договорам № <…> от <…>; № <…> от <…>; по договорам № <…> от <…>; №<…> от <…> по каждому договору с обязательным выделением статей расходов и приложением копий документов, подтверждающих каждую заявленную статью расходов.

копии договоров со всеми изменениями, дополнениями, приложениями с <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, на основании которых указанные организации предоставляют ПАО «Таттелеком» доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи на территории Республики Татарстан.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями ст.ст. 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Явка представителей с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-829/2021 в Татарстанском УФАС России обязательна.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны