Определение №АР-08/16965 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/5-1950/2019 по призна... от 13 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-08/16965 от 13.11.2019 года

Я, Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <…> – [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Камский моторный завод» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Арматурный проезд, д. 19; ИНН 1650376073) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны (вх. №17012 от 17.10.2019г.) по признакам нарушения Закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Письмом ФАС России от 29.04.2013 №АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Одним из членов Экспертного совета была дана оценка рекламы с текстом: «облицовочный кирпич, стеновые блоки, бордюры, брусчатка, <…> bryschatka-chelny.ru», согласно которой на рекламном щите изображен элемент абсолютно обнаженного женского тела (от шеи до талии), при этом голая грудь слегка прикрывается элементами брусчатки, которые женщина придерживает в руках. При этом, объектом рекламы является продажа брусчатки и строительных материалов.

Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "Бесстыдный" согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный". "Неприличный" - противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, благопристойности.

Неприличным и непристойным является размещение изображений эротического характера в публичном месте, вопреки общепринятым социальным нормам об интимности обнаженного тела.

Все, что противоречит общепринятым нормам, вызывает и привлекает внимание потребителей (положительное или отрицательное). Объект рекламы не связан каким-либо образом и не вызывает ассоциации с голыми женщинами сам по себе, поэтому именно то обстоятельство, что в обычной жизни продажа брусчатки и голые женщины не связаны между собой, особенно акцентирует внимание на данной рекламе. Изображение в рассматриваемой рекламе явно носит эротический характер и несовместимое с услугами по продаже брусчатки изображение эротического характера было использовано именно с целью эксплуатации интереса потребителей к сексу.

Размещение спорной рекламы в публичном месте исключает возможность ограничить доступ к изображению эротического характера определенной категории граждан (детей).

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «облицовочный кирпич, стеновые блоки, бордюры, брусчатка, <…>, <…> bryschatka-chelny.ru» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам общественного питания.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

С учетом изложенного, рекламное объявление с текстом следующего содержания: «облицовочный кирпич, стеновые блоки, бордюры, брусчатка, <…> bryschatka-chelny.ru» имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодателем является ООО «Камский моторный завод» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Арматурный проезд, д. 19; ИНН 1650376073).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных   по признакам   нарушения   законодательства    Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №016/05/5-1950/2019 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Назначить дело №016/05/5-1950/2019 к рассмотрению на 20 ноября 2019 в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, кабинет 217 (зал заседаний).

3. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе» - ООО «Камский моторный завод» (423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Арматурный проезд, д. 19; ИНН 1650376073);

4. ООО «Камский моторный завод» в срок до 18 ноября 2019 года представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (с дублированием на электронную почту <…>) согласно следующему перечню:

  1. иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения  законодательства  о  рекламе,  для участия   в  рассмотрении  дела  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Заместитель руководителя                                                                                          <…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны