Решение №ИП-06/3961 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/17-22/2020 от 26 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/3961 от 26.03.2020

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/17-22/2020 в отношении Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания участнику конкурса преимущественных условий, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющих  организаций для управления многоквартирным жилым домом:

- в отсутствии представителя Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, представителя ООО «Уютный дом – Пестрецы» извещены надлежащем образом,   

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18.10.2019г. №02/410-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан является создание участнику конкурса преимущественных условий, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющих  организаций для управления многоквартирным жилым домом.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 23.01.2020г. №01/10-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Исполнительным комитетом Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан  пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания участнику конкурса преимущественных условий, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющих  организаций для управления многоквартирным жилым домом.

По результатам рассмотрения дела было установлено следующее.

25 марта 2017 года, согласно справке Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, был проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом №15 по ул. Молодежная, с. Ленино-Кокушкино Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на основании Постановления Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения №2 от 08.02.2017 года.

Постановлением Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан №2 от 8 февраля 2017 года «О создании конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом №15 по ул. Молодежная с. Ленино-Кокушкино Пестречинского муниципального района», была утверждена конкурсная комиссия по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом №15 по ул. Молодежная с. Ленино-Кокушкино Пестречинского муниципального района.

Согласно материалам, предоставленным Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан установлено, что по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом  (протокол от 28 марта 2017) года было принято решение:

1.            признать ООО «Уютный дом» единственным участником конкурса;

2.            в связи с тем что была подана одна заявка на участие в конкурсе, и в соответствии с разделом 7 пункта 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом, организатору конкурса – Исполнительному комитету Ленино-Кокушкинского сельского поселения  Пестречинского муниципального района передать ООО «Уютный дом» проект договора управления жилым домом, расположенным по адресу: с. Ленино-Кокушкино, ул. Молодежная, дом №15 для его заключения с собственниками жилых помещений жилого дома на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса. Согласно утвержденным  действующим тарифам и услугам постановления Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (в редакции №9 от 04.03.2015г., действовавшей на момент опубликования извещения) утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила).

Согласно пункту 21 раздела 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. №75 (далее также – Правила), организатор конкурса не позднее, чем за 5 рабочих дней до размещения извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. Организатор конкурса может создать одну или несколько постоянно действующих комиссий, при этом срок полномочий комиссии не может превышать 2 года.

Согласно пункту 23 раздела 2 Правил членами конкурсной комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах конкурса (в том числе лица, являющиеся претендентами, участниками конкурса или состоящие в трудовых отношениях с организациями, являющимися претендентами, участниками конкурса, а также родственники претендента (участника конкурса) - физического лица (физических лиц), состоящего в трудовых отношениях с организациями, являющимися претендентами, участниками конкурса, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние претенденты, участники конкурса (в том числе лица, являющиеся участниками (акционерами) указанных организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурса). В случае выявления таких лиц организатор конкурса обязан незамедлительно исключить их из состава конкурсной комиссии и назначить иных лиц в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 30 раздела 2 Правил на заседаниях конкурсной комиссии могут присутствовать представители ассоциаций (союзов) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, ассоциаций собственников помещений в многоквартирных домах, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а также представители общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), действующих на территории субъекта Российской Федерации. Полномочия указанных представителей подтверждаются документально.

Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае Исполнительный комитет Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан привлек в качестве члена комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом №15 по ул. Молодежная с. Ленино-Кокушкино Пестречинского муниципального района директора ООО «Уютный дом» <…>,  в результате  рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе ООО «Уютный дом» было признано победителем открытого конкурса.

Таким образом, Исполнительный комитет Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, проигнорировав требования пункта 23 раздела 2 Правил, создал преимущественные условия ООО «Уютный дом», что привело или могло привести к ограничению конкуренции при проведении торгов по отбору управляющих  организаций для управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: с. Ленино-Кокушкино, л. Молодежная, дом 15. 

Из материалов представленных Исполнительным комитетом Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан установлено, что 10 августа 2017 года в печатном издании «Вперед» № 10 Исполнительным комитетом Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан было размещено объявление о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № 15 по ул. Молодежная, с. Ленино-Кокушкино Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на основании Постановления Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения №2 от 08.02.2017 года.

Комиссия отмечает, согласно пункту 32 раздела 3 Правил, информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт).

Согласно пункту 35 раздела 3 Правил, информация о проведении конкурса, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами без взимания платы.

Согласно пункту 36 раздела 3 Правил, организатор конкурса или по его поручению специализированная организация также вправе опубликовать информацию о проведении конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовой информации. При этом такое опубликование и размещение не может заменить размещение, предусмотренное пунктом 32 настоящих Правил.

Инспекция отмечает, что в рассматриваемом случае Исполнительный комитет Ленино-Кокушкинского сельского поселения  Пестречинского муниципального района Республики Татарстан опубликовал объявление о проведении открытого конкурса: по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом №15 по ул. Молодежная, с. Ленино-Кокушкино Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, исключительно в печатном издании «Вперед», в результате поступила единственная заявка от ООО «Уютный дом», с которой в последствии и был заключен договор.

Как отмечалось ранее, извещение было опубликовано 10 февраля 2017 года, требования к содержанию извещения предусмотрены п. 38, раздела 4 Правил.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что при публикации извещения Исполнительным комитетом Ленино-Кокушкинского сельского поселения  Пестречинского муниципального, были нарушены требования п. 38, раздела 4 Правил т.е. в составе извещения отсутствовала, либо была представлена не в полном объеме, следующая информация:

1) основание проведения конкурса и нормативные правовые акты, на основании которых проводится конкурс;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона организатора конкурса и специализированной организации;

3) характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (далее - обязательные работы и услуги);

4(1)) наименование дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, перечень которых устанавливается в соответствии с подпунктом 4(1) пункта 41 настоящих Правил;

5) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг;

6) перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) адрес официального сайта, на котором размещена конкурсная документация, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой организатором конкурса за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;

8) место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе, установленный в соответствии с пунктом 52 настоящих Правил;

9) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также место, дата и время рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе;

10) место, дата и время проведения конкурса;

11) размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, Исполнительный комитет Ленино-Кокушкинского сельского поселения  Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, проигнорировав требования пунктов 32, 35, 36 раздела 3, пункта 38 раздела 4 Правил и не обеспечив в соответствии с Правилами информационную открытость, создал преимущественные условия для ООО «Уютный дом», что привело или могло привести к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что

1)            Исполнительным комитетом Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, проигнорированы требования пункта 23 раздела 2 Правил, в части привлечения в качестве члена конкурсной комиссии, лица заинтересованного в результатах конкурса;

2)            Исполнительным комитетом Ленино-Кокушкинского сельского поселения  Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, проигнорированы требования пунктов 32, 35, 36 раздела 3 Правил, в части не обеспечения информационной открытости при размещении информации о проведении конкурса;

3)            Исполнительным комитетом Ленино-Кокушкинского сельского поселения  Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, проигнорированы требования пункта 38 раздела 4 Правил, в части отсутствия либо не предоставления в полном объеме информации, в составе извещения о проведении конкурса.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан по созданию участнику конкурса преимущественных условий привели к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющих  организаций по управлению многоквартирным жилым домом и нарушению пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирным жилым домом в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее - Порядок).

Согласно пункту 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а)            определение временного интервала исследования;

б)           определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в)            определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с февраля 2017 года март 2020 года, соответствующий периоду публикации извещения по отбору управляющих  организаций по управлению многоквартирным жилым домом, рассматриваемого Комиссией в рамках дела №016/01/17-22/2020.

В рассматриваемом случае предмет торгов определен конкурсной документацией.

Согласно конкурсной документации по рассматриваемому в рамках дела №016/01/17-22/2020 конкурсу, предметом торгов является отбор управляющих  организаций по управлению многоквартирным жилым домом №15 по ул. Молодежная, с. Ленино-Кокушкино Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Состав хозяйствующих субъектов, определен Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов, рассматриваемого в рамках дела №016/01/17-22/2020 конкурса, входил только один участник - ООО «Уютный дом» (ОГРН 1151690107227, ИНН 1633004702, 422770, Республика Татарстан, Пестречинский район, село Пестрецы, Лесная улица, дом 25, квартира 2.

По данным из общедоступных сведений, размещенных в сети «Интернет», на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан действуют следующие компании, осуществляющие свою деятельность в области обслуживания многоквартирных жилых домов:

ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «АКТАЧЫ-К» (420083, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Интернациональная, 11Б, пом. 4, ОГРН: 1131690023200, Дата присвоения ОГРН: 28.03.2013, ИНН: 1616022821, КПП: 161601001);

ООО «УК-ПЕСТРЕЦЫ» (422770, Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Пестрецы, ул. Гагарина, дом 1, офис 1, ОГРН: 1121690072734, Дата присвоения ОГРН: 10.10.2012, ИНН: 1633608101, КПП: 163301001);

ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ВЕСТА +», (422774, Республика Татарстан, Пестречинский район, д. Куюки, ул. Жилой комплекс «Светлый», квартал 12, 7, помещение 1, ОГРН: 1121690069676, Дата присвоения ОГРН: 28.09.2012, ИНН: 1633608091, КПП: 163301001).

Все участники аукционов являются друг другу конкурентами на право заключения договором по обслуживанию многоквартирных жилых домов.

Подобные обстоятельства могут привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции, что не согласуется с принципами публичности и открытости, а также с конституционными принципами обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции, лежащими в основе правового регулирования экономических отношений.

Одним из основных условий проведения конкурса по отбору управляющей организацией для управления многоквартирными домами является максимальное обеспечение равных возможностей хозяйствующим субъектам изъявившим желание участвовать в открытом конкурсе, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.

При этом привлечение максимального количества желающих получить право  на управление многоквартирным домом является выгодным условием для органов местного самоуправления.

Допущенные нарушения при проведении открытого конкурса могут привести к ограничению конкуренции.

При участии в открытых конкурсах приобретатели должны находиться в равных условиях. Запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов при участии в конкурсах на приобретения права по управлению многоквартирными домами.

Нарушение порядка  проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом ведет к ограничению, устранению конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции  Комиссией в адрес ответчика было направлено заключение об обстоятельствах дела №016/01/17-22/2020. 

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчик и заинтересованное лицо возражений в письменной форме не представили.

Исполнительный комитет Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представило документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1633605573, ОГРН 1061686040470) нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании участнику конкурса преимущественных условий, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющих  организаций по управлению многоквартирным жилым домом, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны