Определение №АР-08/10526 Определение о прекращении производства по делу №016/05/5-370... от 18 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/10526 от 18.07.2019 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-370/2019 в отношении ООО «Домофон Плюс» (ОГРН 1061644067363, ИНН 1644043118, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан,  г. Альметьевск, ул. Радищева, д. 45, офис 7) (далее ООО «Домофон плюс») по факту распространения рекламы на квитанциях об оплате потребленных услуг, что имеет признаки нарушения части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя ООО «Домофон Плюс»;

- представителя  ООО «Надежда», ООО «ЖЭУ «Темп», ООО «ЖЭУ «Успех», ООО «ЖЭУ «Союз», ООО «ЖЭУ №12», ООО «ЖЭУ №10»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступили обращения (вх. №5766/ж от 08.04.2019 г., №5767/ж от 08.04.2019 г., №5780/ж от 08.04.2019 г., №5781/ж от 08.04.2019 г.) о распространении рекламы на квитанциях об оплате потребленных коммунальных услуг, что имеет признаки нарушения части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Заявители утверждают, что обществом с ограниченной ответственностью «Домофон Плюс» были распространены квитанции за техническое обслуживание подъездного домофона в многоквартирных домах в марте 2019 года.

На обратной стороне платежного документа размещена информация о возможности публикации там рекламных сведений, а также реклама ООО «УК «Альметьевск».

Согласно части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Исходя из Письма ФАС России от 25.09.2018 г. №РП/76842/18 «О рекламе на платежных документах», не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Вместе с тем, в случае, если реклама вложена в конверт вместе с квитанцией на оплату коммунальных услуг и представляет собой отдельный носитель, инструментально не прикрепленный к самой квитанции, ее распространение указанным способом не может рассматриваться как нарушение части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

К обращениям были приложены квитанции по оплате услуг домофона, на обратной стороне которых присутствует текст: «Здесь может быть ваша реклама. Телефон для справок: <…>. Уважаемые жители! ООО «УК «Альметьевск» предлагает Вам свои услуги на рынке обслуживания жилого фонда… Мы всегда рады обсуждению и встречам с Вами для совместного решения проблем МКД. Номер телефона для контакта с нами: <…>».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем в данном случае является ООО «Домофон Плюс».

На основании вышеизложенного Татарстанским УФАС России было возбужденно данное дело.

В ходе рассмотрения дела №016/05/5-370/2019 ООО «Надежда», ООО «ЖЭУ «Темп», ООО «ЖЭУ «Успех», ООО «ЖЭУ «Союз», ООО «ЖЭУ №12», ООО «ЖЭУ №10» было заявлено ходатайство о привлечении заявителей к рассмотрению данного дела. Ходатайство было удовлетворено Комиссией.

В адрес Управления от заявителей были представлены пояснения по данному делу, согласно которым деятельность ООО «Домофон Плюс» по обслуживанию домофонов является деятельностью по обслуживанию общедомового имущества, следовательно, взимание платы за обслуживание общедомового имущества является взиманием платы за жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ). 

Домофонное оборудование, используемое для автоматического запирания дверей подъездов многоквартирного дома является частью единой системы – автоматически запирающего устройства дверей подъездов многоквартирного дома, а поэтому не может рассматриваться в отрыве от этой системы и иметь иной правовой режим, чем тот, который установлен действующим законодательством для самих автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома. Таким образом, домофонное оборудование, размещенное в местах общего пользования многоквартирных домов, в силу положений пунктов 2, 7, 10 Правил содержания общего имущества, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Однако согласно пояснениям представителя ООО «Домофон Плюс» часть 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускает размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Согласно статье 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

плату за содержание  жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Из положений вышеуказанной нормы права следует, что ООО «Домофон Плюс» не относится к лицам, на которые распространяется статья 10.3 Закона о рекламе, так как указанное общество не является поставщиком жилищных или коммунальных услуг. В свою очередь домофонное оборудование, которое установлено в многоквартирных домах является собственностью ООО «Домофон Плюс» и не входит в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома. Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2019 года по делу №А65-9805/2018, постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 года по делу №А65-15750/2018 и постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 года по делу №А65-15753/2018.

На основании всего вышеизложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Домофон Плюс» нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что ООО «Домофон Плюс» не является поставщиком жилищных или коммунальных услуг, а домофонное оборудование находящееся в многоквартирных домах, где распространялась квитанция на оплату услуг за техническое обслуживание домофона с рекламой на оборотной стороне, не входит в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома, следовательно, ООО «Домофон Плюс» не относится к лицам, на которые распространяется статья 10.3 Закона о рекламе.

К тому же согласно представленным в адрес Управления доказательствам, ООО «Домофон Плюс» прекратило распространение какой-либо рекламы на квитанциях об оплате потребленных услуг.

Руководствуясь абзацем «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производству по делу №016/05/5-370/2019 прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны