Решение №АЯ-04/3461 Решение по делу №016/07/3-505/2024 от 11 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/3461 от 11.04.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Филиала АО «Татспиртпром» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), представителя заявителя ИП Добротиной О.В. – Лещук Ю.Н. (по доверенности), заявителя – Добротиной О.В., рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ИП Добротиной О.В. (вх. №3327/ж от 01.04.2024 г.) на действия заказчика АО «Татспиртпром» при проведении закупок №32413373852 на предмет: «Право заключения договора на поставку барных коврик ТМ «Тундра Биттер», ТМ «Тундра Аутентик», ТМ «Тундра Форест», ТМ «Royal Raven», ТМ «Алтай»», №32413374036 на предмет: «Право заключения договора на поставку пледов ТМ Тундра, ТМ Тундра Биттер, ТМ Тундра Форест, ТМ Роял Рэвен, ТМ Алтай.»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

Извещения о проведении аукциона в электронной форме №32413373852, №32413374036 были размещены на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ – 12.03.2024 г.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТАТСПИРТПРОМ».

Начальная цена договора с учетом НДС 20%:

По закупке № 32413373852 – 7 260 000,00 рублей;

По закупке № 32413374036 – 7 560 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном установлении Заказчиком в Договоре цены с НДС.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Татспиртпром» (далее – Положение). 

В извещениях о проведении закупок заказчиком установлено, что начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС составляет:

По закупке № 32413373852 – 7 260 000,00 рублей;

По закупке № 32413374036 – 7 560 000,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов № 32413374036-04 от 25.03.2024 ИП Добротина О.В. признана победителем закупки с ценовым предложением 6 577 200,00 рублей, № 32413373852-04 от 25.03.2024 – 4 319 700,00 рублей.

Согласно пункту 2.1. Договоров по закупке № 32413374036 общая сумма настоящего договора составляет 6 577 200 (Шесть миллионов пятьсот семьдесят семь тысяч двести) рублей 00 копеек, с НДС 20%; по закупке № 32413373852 – 4 319 700 (Четыре миллиона триста девятнадцать тысяч семьсот) рублей 00 копеек, с НДС 20%.

В соответствии с пунктом 2.2 Договора общая сумма настоящего договора включает в себя все расходы Поставщика, связанные с поставкой товара (включая таможенные пошлины, налоги, сборы и иные обязательные платежи и начисления, а также затраты на доставку). Оплата НДС возлагается на Поставщика в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации.

НДС подлежит уплате в независимости от применяемой Поставщиком системы налогообложения. Оплата производится за фактически полученный товар путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика на основании выставленного Поставщиком счета и счета-фактуры.

Согласно доводу Заявителя установление в цене договора стоимости с НДС независимо от того, какую систему налогообложения применяет участник закупки (победитель), является нарушением Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку участник закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.

Также согласно доводу Заявителя, участник и победитель закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может быть понужден к включению в предложенную им цену суммы НДС (а в последствии – к уплате НДС вместо предусмотренного УСН налога) по требованию заказчика.

Согласно представленным пояснениям Заказчика указание заказчиком в проекте контракта цены, включающей НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога. Таким образом, указание учреждением в проекте контракта цены, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах, и не могло нарушить права победителя закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения.

Также Заказчик уточняет, что сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке и, соответственно никак не могут повлиять на порядок оценки заявок на предмет соответствия заявленным требованиям.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Комиссией установлено, что заявителем были представлены в заявке на участие ценовые предложения, по закупке №32413374036 которое составило 6 577 200,00 рублей, по закупке №32413373852 – 4 319 700,00 рублей.

Изучив представленную документацию также было установлено, что Заказчик направил ИП Добротиной О.В. Договоры, содержащие цены договора, предложенные Заявителем.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

На основании вышеизложенного, во исполнение требований части 2 статьи 3 Закона о закупках, при проведении аукциона (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (при проведении конкурса (и аналогичных процедур закупки) ценовой критерий также учитывается для определения победителя закупки).

При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Следовательно, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей либо большей, чем предложена в ходе проведения закупки.

Так, согласно документации по закупке Заказчиком в Договоре указана цена, предложенная Заявителем и которая включает все расходы Поставщика, связанные с поставкой товара (включая таможенные пошлины, налоги, сборы и иные обязательные платежи и начисления, а также затраты на доставку).

Вместе с тем, Договор по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. При этом указание заказчиком в проекте договора цены, включающей НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС.

Учитывая вышеизложенное, Заказчик не устанавливал обязанность Победителя по включению в предложенную им цену суммы НДС и в последствии к его уплате.

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.

Вместе с тем, заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства. Довод заявителя о том, что Заказчик неправомерно установил в Договоре цену с НДС, не находит своего подтверждения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ИП Добротиной О.В. (вх. №3327/ж от 01.04.2024 г.) на действия заказчика АО «Татспиртпром» при проведении закупок №32413373852 на предмет: «Право заключения договора на поставку барных коврик ТМ «Тундра Биттер», ТМ «Тундра Аутентик», ТМ «Тундра Форест», ТМ «Royal Raven», ТМ «Алтай»», №32413374036 на предмет: «Право заключения договора на поставку пледов ТМ Тундра, ТМ Тундра Биттер, ТМ Тундра Форест, ТМ Роял Рэвен, ТМ Алтай.» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны