Решение №04-04/6684 Решение по делу №016/07/3-885/2021 от 3 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Исх. №04-04/6684 от 03.06.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «КВЗ» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.02.2021 г. №16 А А 6283112), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 25.02.2021 г. №16 А А 6283112), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 14.07.2020 г. №16 А А 5823756), <…> – [должностное лицо] (в качестве слушателя), в присутствии представителя заявителя ООО «Партекс» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 27.05.2021 г. №355-2021), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Партекс» (исх. №339-2021 от 17.05.2021 г., вх. №6849/ж от 20.05.2021 г.) на действия заказчика АО «КВЗ» при проведении запроса предложений в электронной форме №32110255010 на предмет: «1616-2021-01653 Поставка ПКИ производства Anodyne Electronics Manufacturing Corp»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110255010 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 30.04.2021 года.

Заказчик – АО «Казанский вертолетный завод».

Начальная (максимальная) цена договора: 183 698,34 $.

Предмет закупки:

 

Наименование

Ед. изм.

Количество

 

Фильтр радиопомех AK-950-FTR (p/n 22-00-003)

шт.

5

 

Усилитель PA-700-001

шт.

5

 

Система из 6-ти громкоговорителей TS92-06CN

шт.

5

 

Преобразователь напряжения VR33-002

шт.

5

 

Пульт управления АА22-493

шт.

5

 

Контактор MS24166-D1 (p/n 65-80-200)

шт.

5

 

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 30 декабря 2020 г. №14 (далее – Положение).

На основании положений части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно пояснениям заказчика, для своевременного исполнения обязательств перед третьим лицом в рамках контракта №2023177304561000000000000/456 от 25.12.2020 г. и обеспечения пяти вертолетов МЧС России, где срок комплектации вертолета 97526 - 30.06.2021г., вертолетов 97533, 97534 - 30.10.2021г., вертолета 97535 - 30.08.2022г., вертолета 97540 - 2023 г. согласно производственному графику была инициирована конкурентная закупка на поставку ПКИ производства Anodyne Electronics Manufacturing Corp.

В соответствии с приложением №1 к проекту договора заказчиком установлен график поставки изделий:

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

 

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Цена

(USD)

Сумма

(USD)

Без

НДС

Без

НДС

1.

Фильтр радиопомех AK-950-FTR (p/n 22-00-003)

шт.

5

   

2.

Усилитель PA-700-001

шт.

5

   

3.

Система из 6-ти громкоговорителей TS92-06СN

шт.

5

   

4.

Преобразователь напряжения VR33-002

шт.

5

   

5.

Пульт управления АА22-493

шт.

5

   

6.

Контактор MS24166-D1 (p/n 65-80-200)

шт.

5

   

в т.ч. НДС:

 

Итого с НДС:

 

 

Дата изготовления не ранее 2021 года. Изготовитель: Anodyne Electronics Manufacturing Corp. (Канада).

График поставки изделий:

Поставка в срок до 10 июня 2021г.:

Фильтр радиопомех AK-950-FTR (p/n 22-00-003) – 1 шт.,

Усилитель PA-700-001 – 1 шт.,

Система из 6-ти громкоговорителей TS92-06СN - 1 шт.,

Преобразователь напряжения VR33-002 – 1 шт.,

Пульт управления АА22-493 – 1 шт.,

Контактор MS24166-D1 (p/n 65-80-200) – 1 шт.

Поставка в срок до 20 октября 2021г.:

Фильтр радиопомех AK-950-FTR (p/n 22-00-003) – 4 шт.,

Усилитель PA-700-001 – 4 шт.,

Система из 6-ти громкоговорителей TS92-06СN - 4 шт.,

Преобразователь напряжения VR33-002 – 4 шт.,

Пульт управления АА22-493 – 4 шт.,

Контактор MS24166-D1 (p/n 65-80-200) – 4 шт.

Способ и место отгрузки: За счет Поставщика до адреса Покупателя - г. Казань, ул. Тэцевская, дом 14

Гарантийный срок составляет не менее 24 месяцев от даты подписания товарных накладных с обеих сторон.

В извещении об осуществлении закупки заказчиком указана информация о подаче заявок на участие в закупке:

порядок подачи заявок: в соответствии с документацией о закупке;

дата начала подачи заявок: 11 мая 2021 г.;

дата и время окончания срока подачи заявок, место их подачи: 17:00 (по местному времени организатора закупки) «21» мая 2021 года в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом ЭТП.

Обеспечение заявки: Требуется в размере 139 160 руб., НДС не облагается, путем перечисления денежных средств на специальный банковский счет или в виде предоставления банковской гарантии не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок.

Дата рассмотрения первых частей заявок: «24» мая 2021 года, в случае отсутствия кворума, не позднее даты, указанной в протоколе отсутствия кворума.

Дата рассмотрения вторых частей заявок: «27» мая 2021 года, в случае отсутствия кворума, не позднее даты, указанной в протоколе отсутствия кворума.

Этап квалификационного отбора участников: не проводится.

Дата подведения итогов закупки: «31» мая 2021 года, в случае отсутствия кворума, не позднее даты, указанной в протоколе отсутствия кворума.

Порядок подведения итогов закупки: порядок подведения итогов закупки определяется в документации о закупке.

Срок заключения договора: Не ранее 10 дней и не позднее 20 дней со дня официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, с учетом особенностей, предусмотренных документацией о закупке.

Срок для отмены закупки: Организатор закупки вправе отменить закупку без каких-либо последствий в любой момент до окончания срока подачи заявок.

Согласно части 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени», время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

Таким образом, учитывая установленные заказчиком сроки проведения закупки (дата подведения итогов закупки 31 мая 2021 года), заключение договора по результатам запроса предложений №32110255010 на поставку ПКИ производства Anodyne Electronics Manufacturing Corp», в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках не может быть ранее 11 июня 2021 года.

Вместе с тем, один комплект оборудования в соответствии с условиями документации необходимо поставить в срок до 10 июня 2021 года.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленный в документации срок поставки товара не может быть признан объективным и разумным, и в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках привел к ограничению конкуренции.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По смыслу Закона о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты должны быть поставлены в равные условия без предоставления преимуществ организатором торгов или заказчиком. Какие-либо исключения из правил, определенных частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, не установлены.

Все хозяйствующие субъекты должны быть поставлены в равные условия без предоставления преимуществ организатором торгов или заказчиком, тогда как указанным условием фактически ограничен круг потенциальных участников спорной закупки, что является со стороны заказчика нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, то есть пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Убедительных доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено. Кроме того, заказчик фактически не обосновал в аукционной документации установление столь короткого срока поставки товара.

Довод заказчика о необходимости исполнения обязательств перед третьим лицом, где срок комплектации вертолета 97526 - 30.06.2021г. признается несостоятельным, ввиду того что со дня заключения договора №2023177304561000000000000/456 от 25.12.202 г. у заказчика имелось достаточно времени для проведения конкурентной закупки с установлением исполнимых сроков поставки товара.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Партекс» (исх. №339-2021 от 17.05.2021г., вх. №6849/ж от 20.05.2021 г.) на действия заказчика АО «КВЗ» при проведении запроса предложений в электронной форме №32110255010 на предмет: «1616-2021-01653 Поставка ПКИ производства Anodyne Electronics Manufacturing Corp» обоснованной.

Признать заказчика АО «КВЗ» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику АО «КВЗ» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны