Предупреждение №АЯ-06/8902 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-39/2021 о прекращении действий (бездейст... от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/8902 от 20.07.2021

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (вх.№5082 от 13.04.2021) по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства при передаче объектов коммунальной инфраструктуры в Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан.

В целях объективного рассмотрения обращения Татарстанское УФАС России направило запросы информации в Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан (исх.№АЯ-06/5544 от 12.05.2021, исх.№АЯ-06/6531 от 31.05.2021), а также запрос информации в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (исх.№АЯ-06/8048 от 02.07.2021).

Изучив обращение, Татарстанское УФАС России установило следующее.

Согласно выпискам из ЕГРН, которые представил Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее- Исполнительный комитет) (вх.№7943 от 10.06.2021), в феврале-марте 2021 года право муниципальной собственности было зарегистрировано на следующие объекты:

-корпус биологической очистки, расположенный по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, с/п Красноборское, с. Красный Бор, кадастровый номер 16:01:210309:137, дата ввода в эксплуатацию- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» - 09 февраля 2021 года;

-внешние сети электроснабжения, расположенный по адресу:  РТ, Агрызский муниципальный район, Красноборское сельское поселение, село Красный Бор, кадастровый номер: 16:01:210309:350, дата ввода в эксплуатацию- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан»- 08 февраля 2021 года;

-административно-бытовой корпус, расположенный по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, с/п Красноборское, с. Красный Бор, кадастровый номер: 16:01:210309:138, год завершения строительства- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» - 08 февраля 2021 года;

-сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб, расположенные по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, Красноборское сельское поселение, кадастровый номер: 16:01:210309:349, год завершения строительства- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» - 09 февраля 2021 года;

-сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб, расположенные по адресу: РТ, Агрызский муниципальный район, с/п Красноборское, с. Красный Бор, кадастровый номер: 16:01:000000:3280, год завершения строительства- 2020 год, дата регистрации права собственности за муниципальным образованием «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» -24 марта 2021 года.

Таким образом, в феврале-марте 2021 года в собственность муниципального образования «Агрызский муниципальный район Республики Татарстан» перешли следующие объекты с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб).

Согласно пояснениям Исполнительного комитета (вх.№7943 от 10.06.2021) «в силу сложившихся обстоятельств, до заключения концессионного соглашения, с целью обеспечения водоснабжением населения, сохранности вновь введенных в эксплуатацию объектов, эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280, временно осуществляет ООО «Шуныт».

Также Татарстанским УФАС России установлено, что Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам для ООО «Шуныт» установлен тариф на холодную воду (постановление от 04.12.2020 №345-151/кс-2020).

Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Шуныт» использует муниципальное имущество (объекты с кадастровыми номерами 16:01:210309:138, 16:01:210309:137, 16:01:210309:349, 16:01:210309:350, 16:01:000000:3280,) без договорных отношений и без проведения торгов.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Такие особенности устанавливаются в том числе и антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 6  статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы эксплуатирующей организации исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения). Использование эксплуатирующей организацией объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без договорных отношений действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Бездействие органа местного самоуправления, которое выражается в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения, из незаконного владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения эксплуатирующей организацией и которое выражается в не проведении торгов на право заключения договора по передаче прав владения и пользования, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как во-первых, предоставляет такой эксплуатирующей организации необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, а во-вторых, ограничивает доступ неопределённого круга лиц к муниципальному имуществу.

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета, выразившееся в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, а именно объектов с кадастровыми номерами 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280, из незаконного владения и пользования ООО «Шуныт, а также в отсутствии мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур, имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии  с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15  Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь вышеизложенным, в связи с наличием в бездействии Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанское УФАС России предупреждает Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан о необходимости прекращения бездействия, содержащего признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путём совершения действий, направленных на прекращение прав владения и пользования ООО «Шуныт» муниципальным имуществом, а именно объектов с кадастровыми номерами: 16:01:210309:137 (корпус биологической очистки), 16:01:210309:350 (внешние сети электроснабжения), 16:01:210309:138 (административно-бытовой корпус), 16:01:210309:349 (сети ливневой канализации из полиэтиленовых труб), 16:01:000000:3280 (сети хозяйственно-бытовой канализации из полиэтиленовых труб), а также  осуществления передачи указанных объектов эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством в случае необходимости.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны