Постановление №ВЧ-08/4949 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 22 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/4949 от 22.05.2024 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> – [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-601/2024 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «Лизинг Гарант Займа» (ИНН 1657239118, ОГРН 1171690075721, дата регистрации: 28 июля 2017 года, КПП 165701001) по факту нарушения требований пунктов 2 и 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, частей 1, 3 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «Лизинг Гарант Займа» или его представителя по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были выявлены признаки нарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Займ под ПТС. Высокий % одобрения! Деньги под залог ПТС в Казани. От 2,1%. Выдача от 30 тыс. до 5 млн. руб. звоните! Прозрачный договор. Досрочное погашение. До 90% от стоимости авто. Решение за 10 минут. Всего 3 документа. Авто остается у Вас. Любая КИ», содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображение представлено ниже:

<…>

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://garantzayma.site/

Изображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению займов.

Дата фиксации рассматриваемого рекламного объявления: 13.09.2023г.

Согласно информации, размещенной на сайте по адресу https://garantzayma.site/, лицом, в интересах которого распространяется реклама, является ООО «Лизинг Гарант» (ИНН 1657239118).

Согласно информации, представленной ООО «Яндекс», между Обществом и ООО «Лизинг Гарант Займа» (ИНН 1657239118) заключен договор на условиях оферты на оказание услуг.

Информация со сведениями: «Займ под ПТС. Высокий % одобрения! Деньги под залог ПТС в Казани. От 2,1%. Выдача от 30 тыс. до 5 млн. руб. звоните! Прозрачный договор. Досрочное погашение. До 90% от стоимости авто. Решение за 10 минут. Всего 3 документа. Авто остается у Вас. Любая КИ» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Рассматриваемая рекламная информация содержит лишь часть условий по предоставлению кредита, а именно: минимальную процентную ставку - от 2,1 % годовых, сумму - от 30 тыс. до 5 млн. руб. При этом, иные существенные условия предоставления кредита, такие, как порядок процентной ставки, срок предоставления займа, и иные условия в данной рекламе не указаны.

Кроме того, в рекламном объявлении указана информация относительно процентной ставки «от 2,1%», вместе с тем, на сайте приведен пример полной стоимости договора, в котором указано о процентной ставке под 3% в месяц.

Таким образом, информация, размещенная в рекламном объявлении не соответствует информации, отраженной на самом сайте.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления кредита может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Указывая в рекламе минимальную процентную ставку (от 2,1 %), сумму займа (от 30 тыс. до 5 млн. руб.),  рекламодатель привлекает внимание к финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что процентная ставка тесно взаимосвязана с иными критериями: максимальная процентная ставка и порядок ее определения; срок, на который предоставляется займ, отнесение физических лиц к различным сегментам, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения кредита на условиях, указанных в рекламе. Данные условия являются существенными и влияют как на стоимость займа, так и на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением.

Согласно пояснениям Общества, ООО «Лизинг Гарант Займа» осуществляет деятельность по финансовой аренде (лизингу), Общество занимается скупкой-продажей транспортных средств и предоставление автомобилей в лизинг.

При этом, представители Общества поясняет, что ООО «Лизинг Гарант Займа» не является финансовым учреждением, не выдает кредитов и займов, а оказывают содействие в подборе финансовых услуг и организаций, консультации по продукту «займы под залог».

Довод Общества о том, что указанные в рекламе услуги не являются финансовыми и носят справочный характер, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку содержащаяся в рекламе информация об условиях получения кредита направлена исключительно на формирование интереса потребителя к товару (займу) и условиям, на которых он реализуется, следовательно, объектом рекламирования является финансовая услуга, реклама которой должна соответствовать требованиям статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в самой рекламной информации, а также на сайте, указано, что услуги оказываются партнерами сервиса. Также, в своих пояснениях и в день рассмотрения дела представителями Общества даны аналогичные пояснения относительно лица, оказывающего услуги.

Вместе с тем, наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, ООО «Лизинг Гарант Займа» не является кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, сведения о данной организации отсутствуют в государственных реестрах Банка России, что противоречит части 14 статьи 28 закона «О рекламе».

Согласно части 14 статьи 28 закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Соответственно, оказание страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых информационно-консультационных услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Соответственно, в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, должны содержаться иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар.

При этом, вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно- подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика, условия предоставления финансовой услуги, процентной ставки, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

При этом, в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

Кроме того, в тексте рекламного объявления содержится информация «…Высокий % одобрения!…Любая КИ», что, соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», признается недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Исходя из содержания рекламы, можно прийти к выводу, что данная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно- потребителей (физических лиц), которые в свою очередь являются менее защищенной категорией. Спорная реклама сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление (должно создаваться впечатление) о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (заем) и возможность их получения у рекламодателя.

Как видно из материалов дела, информация, отраженная в рекламе, является недостоверной, поскольку доводятся не соответствующие действительности сведения о предмете залога по договору займа (Паспорт транспортного средства).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункту 7 статьи 38 Закона «О рекламе», за нарушение требований части 1 статьи 28 закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.

Рекламораспространитель, согласно пункту 7 статьи 3 закона «О рекламе», - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, ООО «Лизинг Гарант Займа» в рассматриваемом случае является рекламодателем, рекламораспространителем, и рекламопроизводителем.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1         статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «Лизинг Гарант Займа», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

<…>

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «Лизинг Гарант Займа» (ИНН 1657239118, ОГРН 1171690075721, дата регистрации: 28 июля 2017 года, КПП 165701001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

<…>

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–601/2024.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны