Решение №ВЧ-08/10051 Решение по делу №016/05/5-789/2021 от 11 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Решение по делу 016/05/5-789/2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения  законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:        <…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии                    <…> –[должностное лицо];

                                                 <…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело №016/05/5-789/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «<…>», что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили обращения <…> (вх.№5759 от 26.04.2021), <…> (вх. №4935/ж от 12.04.2021) по факту распространении рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «<…>», что имеет признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

<…>

<…>

По мнению заявителей, данная реклама вводит население в заблуждение и заставляет обращаться в «сомнительную» организацию.

В рекламных листовках идёт ссылка на Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – ФЗ «Об обеспечении единства измерений») и постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Использование в вышеуказанной рекламной листовке ссылки на ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также указание на организацию – «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ, искажает смысл информации, создает ложное впечатление о распространении данной информации именно государственными или муниципальными службами и побуждает потребителей в обязательном порядке совершить действия по установке счетчиков воды только в указанной организации.

В соответствии с ответом ПАО «МТС», номер <…> (городской номер <…>), который указан в рекламных листовках и по которому потребители должны обратиться, принадлежит ИП Калачеву Ивану Дмитриевичу (<…>) с 26.12.2019 г. на основании Акта приема-передачи прав и обязанностей по договору об оказании услуг подвижной связи МТС.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

Таким образом, рекламодателем является ИП Калачев Иван Дмитриевич (<…>).

Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут получения каких-либо льгот либо получения услуг по наиболее привлекательным условиям. Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, преследующий цель побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, тем самым злоупотребляя доверием граждан, и действуя неправомерно.

При буквальном, дословном восприятии вышеуказанной рекламы потребитель, имеющий необходимость в проведении поверки приборов учета воды, понимает, что для этого необходимо обратиться именно в «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ. В связи с тем, что фраза «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой (в данном случае хозяйствующим субъектом, осуществляющим бесплатную коллективную поверку приборов учета воды в соответствии с Федеральным Законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», либо предоставляющим какие - либо льготы для определенного круга населения), то есть некоммерческой структурой, основной задачей которой не является извлечение прибыли, потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде поверки приборов учета воды, либо будут оказаны услуги по ценам намного ниже чем в коммерческих организациях.

Следовательно, при восприятии содержания спорной рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно как лица предоставляющего данный вид услуг, так и возможности поверки приборов учета воды гарантированно бесплатно либо с получением каких - либо льгот.

Пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Исходя из смысла пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг: «ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно – коммунального хозяйства г. Казань» «Центр Метрологии ЖКХ» ЦМЖКХ со ссылкой на Федеральный Закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что является недостоверной информацией и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги. Также в нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в тексте рекламы отсутствует информация о лице, предоставляющем рекламируемые услуги  - ИП Калачевым И.Д.,  что в силу данной правовой нормы является обязательным.

В целях оповещения ИП Калачева Ивана Дмитриевича о рассмотрении в отношении него назначенное на 28 июля 2021 года дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, Управлением было направлено определение об отложении заказным письмом с почтовым уведомлением по адресу регистрации. ИП Калачева Ивана Дмитриевича конверт получил 01 июля 2021 года, что подтверждается вернувшимся почтовым уведомлением.

Таким образом, ИП Калачева Ивана Дмитриевича надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. Однако на Комиссии не явился, письменные пояснения не давал.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ИП Калачева И. Д. нарушившим пункт 20 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе», в части распространения рекламных листовок по почтовым ящикам на территории г. Казани, в многоквартирном жилом доме, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания: «<…>».

2. Выдать ИП Калачеву И. Д. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства прекращения совершения нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                           <…>

Члены Комиссии                                                                                         <…>

                                                                                                                                                            <…> 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны