Решение №АР-05/7056 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/11-1458/2020 от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АР-05/7056 от 10.06.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/11-1458/2020 в отношении ООО «Стройжилсервис» (ИНН 1623009860) и ИП Фаляхутдиновой Ризиды Гильмулловны (ИНН162300561643) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме,

в присутствии:

- от ООО «Стройжилсервис» - директор на основании Решения о создании ООО «Стройжилсервис» № <…> от <…>. Фаляхутдинов И.Н., представитель по доверенности от <…> . <…>

- от ИП Фаляхутдиновой Р.Г. - представитель по доверенности <…>

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило письмо Управления ФСБ по Республике Татарстан (вх.№ 8263 от 11.06.2020г.) по вопросу наличия признаков картельного соглашения между ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения поступившей информации Управлением были направлены запросы информации, проводился комплекс проверочных мероприятий.

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Татарстанским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях участников торгов ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г.  при участии в торгах, содержащихся в сведениях от АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее также – электронная торговая площадка), поступивших в ответе (вх. №8805 от 25.06.2020г.) на запрос о предоставлении информации.

На основании вышеизложенного был издан Приказ (№01/245-к от 20.08.2020г.) о возбуждении дела № 016/01/11-1458/2020 в отношении ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме

По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми №№ 0111300036818000080, 0111300036818000088, 0111300036818000081, 0111300036818000098, 0111300036818000099, 0111300036818000112, 0111300036818000114, 0111300036818000115, 0111300036818000116, 0111300036818000117, 0111300036818000119, 0111300036818000125, 0111300036818000129, 0111300036818000133, 0111300036818000150, 0111300036818000151, 0111300036818000161, 0111300036818000200, 0111300036819000057, 0111300036819000062 предметом которых являлось соответственно:

Выполнение работ по покраске водонапорных башен в д. В.Арбаш, Н. Арбаш Уркушского сельского поселения;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Нижнерусском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Яныльском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Нижнеискубашском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Туембашском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Чарлинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Важашурском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Березнякском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Байлянгарском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Каркаусском   сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Каенсарском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Уркушском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Ныртинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Село-Чуринском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в с. Нижние Казаклар в Олуязском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в с. Верхние Казаклар в Олуязском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Нырьинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Большесардекском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по ремонту дорог в Чарлинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по ремонту дорог в д. Асан-Елга ул. Молодежная и д. Арпаяз ул. Береговая Псякском сельском поселении Кукморского муниципального района.

Заказчиками вышеуказанных закупок являлись соответственно:

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УРКУШСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ НИЖНЕРУССКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- ЯНЫЛЬСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- НИЖНЕИСКУБАШСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ТУЕМБАШСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЧАРЛИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- ВАЖАШУРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БЕРЕЗНЯКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- БАЙЛЯНГАРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- КАРКАУССКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КАЕНСАРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УРКУШСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- НЫРТИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕ;

- СЕЛО-ЧУРИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- ОЛУЯЗСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- ОЛУЯЗСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- НЫРЬИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- БОЛЬШЕСАРДЕКСКИЙ СЕЛЬСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЧАРЛИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ;

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПСЯКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.

Участниками указанных закупок являлись:

1. ООО «Стройжилсервис» зарегистрировано по адресу: 422120, РТ, Кукморский район, с. Большой Кукмор, ул. Подгорная, д.15 (ИНН 1623009860, КПП 162301001, ОГРН 1071675000737, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 08.05.2007) образовано 08.05.2007г., запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1071675000737).

2. ИП Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна (ИНН 162300561643, КПП ОГРНИП 311167532900045, дата внесения записи в ЕГРИП 25.11.2011), запись в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 311167532900045.

В ходе рассмотрения представленных материалов проведена проверка аффилированности вышеуказанных лиц:

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем и директором ООО «Стройжилсервис» (ИНН 1623009860) является ФАЛЯХУТДИНОВ ИЛДАР НУРГАЯНОВИЧ (ИНН 162300571049), размер доли в уставном капитале (в виде десятичной дроби) – 1. Адрес (место нахождения) юридического лица: 422120, РТ, Кукморский район, с. Большой Кукмор, ул. Подгорная, д.15.

В соответствии с п.7 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений п.8 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под контролем в настоящей статье понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. не входят в группу лиц по смыслу статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Комиссией Татарстанского УФАС России проанализированы следующие аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями, результатом которого явилось поддержание цен на торгах.

 

Номер закупки

Название участника закупки

Н(М)ЦК

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

 

0111300036818000080

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

нет

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

победитель

 

0111300036818000088

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

 

0111300036818000081

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000098

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000099

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000112

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000114

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

 

 

0111300036818000115

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000116

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000117

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000119

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000125

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000129

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000133

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

м

 

0111300036818000150

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000151

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000161

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036818000200

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036819000057

 

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

0111300036819000062

ООО «Стройжилсервис»

<…>

<…>

<…>

победитель

ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>

<…>

нет

 

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила <…>. В результате, максимальное снижение по аукционам составило 1,00% от начальной (максимальной) цены контракта.

Вышеуказанные аукционы состоялись в 2018 –2019 года, по их итогам заказчиком заключено 19 государственных контрактов на сумму <…> с ООО «Стройжилсервис» и 1 государственный контракт с ИП Фаляхутдиновой Р.Г. на сумму <…> руб.

Участники ОАЭФ, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных участниками для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ООО «Стройжилсервис» является: 422120, РТ, Кукморский район, с. Большой Кукмор, ул. Подгорная, д.15;

В целях установления фактического местонахождения ответчиков по делу, Комиссией Татарстанского УФАС России была запрошена дополнительная информация.

Согласно сведениям, предоставленным ответчиком по делу ООО «Стройжилсервис», фактический адрес организации: 422120, РТ, Кукморский район, с. Большой Кукмор, ул. Ленина, д.46А, на основании Свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АМ № 640862 от 15.03.2011г.

Вместе с тем, ответчиком ИП Фаляхутдиновой Р.Г. не было представлено информации о фактическом местонахождения в период осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в период проведения аукционов в электронной форме.

При этом, ИП Фаляхутдинова Р.Г. для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме направляла свои паспортные данные, исходя из которых можно сделать вывод, что место регистрации ИП Фаляхутдиновой Р.Г. является: 422120, РТ, Кукморский район, посёлок Октябрино, ул. Лесная, д. 1.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что юридическое и фактическое местоположение ответчика по делу ООО «Стройжилсервис» отличается от юридического и фактического расположения ИП Фаляхутдиновой Р.Г.

Электронной торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. осуществлялись с одних и тех же IP-адресов: 89.232.70.243, 89.232.69.150, 89.232.118.15, 89.232.69.106, 89.232.70.67, 89.232.72.73, 89.232.70.246, 89.232.70.98, 89.232.118.205.

Относительно совпадения IP-адреса при подаче заявок на участие в вышеуказанном аукционе и подаче ценовых предложений Комиссия отмечает следующее.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.

В целях установления фактической принадлежности вышеуказанных IP-адресов, использование которых осуществлялось ответчиками по делу при подаче заявок и участии в торгах, Комиссией Татарстанского УФАС России были направлены соответствующие запросы информации.

Ответчиком ООО «Стройжилсервис» представлена информация о том, что Общество с <…> года заключило договор об оказании услуг связи (№<…> от <…>г.) с <…>».

ИП Фаляхутдинова Р.Г. договоры об оказании услуг связи не предоставила.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что согласно информации, представленной <…> (вх.№ 10603 от 31.07.2020г.), в промежуток времени июнь 2018- августа 2019г. (время проведения указанных выше закупок) указанные IP- адреса соответствовали подсетям 10.177.249.129/25 и 10.177.75.1/25.

Указанные подсети были присвоены логину <…> по договору №<…> от <…>г., выделенного абоненту ООО «Стройжилсервис», mac адрес оборудования: 0495.е66с.47а8, адрес подключения: Кукморский район, г. Кукмор, ул. Ленина, д.46А.

Согласно сведениям, представленным электронной площадкой, при подаче заявок ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. указан единый контактный номер телефона участника закупки- <…>.

 Согласно сведениям, предоставленным <…> (вх.№ 10626 от 31.07.2020г.), указанный номер принадлежит НП УК «Кукморжилсервис», адрес регистрации: РТ, Кукморский район, г. Кукмор,  ул. Ленина, д.46А. Согласно представленном в виде приложения к письму (вх.№ 10626 от 31.07.2020г.) договору на оказание услуг местной и внутризоновой телефонной связи №<…>от <…>г. абонентом выступает НП УК Кукморжилсервис, в лице директора Фаляхутдинова И.Н. Таким образом, договор №<…> от <…>г., в соответствии с которым номер - <…> предоставлен по адресу Кукморский район, г. Кукмор, ул. Ленина, д.46А, подписан Фаляхутдиновым И.Н.

Также, согласно сведениям, указанным на электронном ресурсе seldon- basis (https://basis.myseldon.com/ru)  ООО «Стройжилсервис» имеет взаимосвязь с НП УК Кукморжилсервис. Ниже представлены связи вышеуказанных организаций:

 

 

Более того, по данным электронной торговой площадки установлено, что ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. указывали в качестве контактного один адрес электронной почты- <…>.

Согласно сведениям, представленным ООО «Мэйл. Ру» (вх.№10776 от 04.08.2020г.) электронный адрес - sg_servis@mail.ru зарегистрирован следующим пользователем: Имя: Илдар, Фамилия: Фаляхутдинов, День рождения: <…>, Регистрация: <…>.

Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ответчики по делу ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. при участии в аукционах используют единую инфраструктуру.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Татарстанского УФАС России были проанализированы иные аукционы в электронной форме, в которых принимали активное участие помимо ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. иные хозяйствующие субъекты.

 

Номер закупки

Название участника закупки

Начальная максимальная цена контракта по закупке

Лучшее ЦП участника в торгах

Снижение, %

Стал ли победителем торгов

 

0111300036819000096

(на предмет: выполнение работ по ремонту дорог в Среднекуморском сельском поселении Кукморского муниципального района)

 

 

ООО "СТРОЙЖИЛСЕРВИС"

<…>

<…>

<…>

победитель

 

Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна

<…>

<…>

нет

 

МИХАЙЛОВ ВЛАДИМИР АРКАДЬЕВИЧ

<…>

<…>

нет

 

<…>

ИП Ганиев Рустем Равилевич

 

 

<…>

<…>

<…>

победитель

 

ООО "СТРОЙЖИЛСЕРВИС"

<…>

<…>

нет

 

Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна

<…>

<…>

нет

 

ООО "УНИВЕРСАЛКОМПЛЕКТСТРОЙ"

<…>

<…>

нет

 

ООО "МЕТАЛЛОДИЗАЙН"

<…>

<…>

нет

 

<…>

ООО "СТРОЙЖИЛСЕРВИС"

<…>

<…>

<…>

нет

 

Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна

<…>

<…>

нет

 

ООО "ЧИСТЫЙ ГОРОД"

<…>

<…>

победитель

 

<…>

ООО "СТРОЙЖИЛСЕРВИС"

 

<…>

<…>

<…>

победитель

 

Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна

 

<…>

<…>

нет

 

ООО "ГРОССМАСТЕР"

 

 

<…>

<…>

нет

 

 

Как следует из вышеприведенной таблицы, в аукционах, в которых принимали активное участие помимо рассматриваемых юридических лиц иные хозяйствующие субъекты, ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. ценовые предложения значительно ниже начальных максимальных цен контрактов (снижение до 31% и 28,82% соответственно).

Таким образом, в отсутствие конкурентной борьбы с иными хозяйствующими субъектами ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. в результате ранее достигнутой договоренности получали возможность подавать ценовые предложения максимально приближенные к начальной максимальной цене контрактов.

Следовательно, действия ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России вышеуказанное поведение ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. свидетельствует о намеренном совместном участии в закупках с целью поддержания цены контрактов, максимально приближенными к НМЦК.

Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данных электронных аукционов, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.

Определением о назначении дела (исх.№ АР-05/11948 от 04.09.2020г.) и Определениями об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1498/2020 (исх.№№ АР-05/13665 от 12.10.2020г., АР-05/14991 от 11.11.2020г., АР-05/15713 от 27.11.2020г., АР-05/16705 от 21.12.2020г.) представителям ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. необходимо было явиться на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России для рассмотрения вышеуказанного дела.

В день рассмотрения дела, вышеуказанным Определениям о назначении дела, в Татарстанское УФАС России представители ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. не явились.

ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. надлежащим образом о каждом заседании Комиссии Татарстанского УФАС России были уведомлены, что подтверждается вернувшимися в адрес Татарстанского УФАС России подписанными уведомлениями о вручении почтового отправления.

В то же время, в своих письменных пояснениях ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. указывали, что в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства не видят, что друг к другу не имеют никого отношения и что являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности. Также просили дело №016/01/11-1458/2020 прекратить.

Управлением установлено, что Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна прекратила свою деятельности в качестве индивидуального предпринимателя <…>г., о чём в ЕГРИП оставлена соответствующая запись.

Исходя из примечания к статье 2.4 КоАП РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившее административное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо, в том числе в случае, когда дело о данном административном правонарушении возбуждено после утраты данным лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Комиссией Татарстанского УФАС установлено, что <…>г. Фаляхутдинова Р.Г. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о данном действии Татарстанское УФАС России уведомлено не было.

Вместе с тем, тот факт, что с <…>г. Фаляхутдинова Р.Г. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не является основанием для привлечения её к ответственности как физического лица, так как если на момент совершения правонарушения Фаляхутдинова Р.Г. являлась предпринимателем, то независимо от того, сохранен или утрачен ею этот статус в последующем, Фаляхутдинова Р.Г. должна привлекаться к ответственности как индивидуальный предприниматель.

28 января 2021 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла Заключение об обстоятельствах дела № 016/01/11-1458/2020.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

ИП Фаляхутдинова Р.Г. предоставила отзыв на Заключение об обстоятельствах дела № 016/01/11-1458/2020, в котором она не согласилась с выводами Комиссии Татарстанского УФАС России.

ИП Фаляхутдиновой Р.Г. было указано, что она являлась победителем в двух аукционных в электронной форме с ценовыми предложениями <…> рублей и  <…> рублей, на основании чего ИП Фаляхутдинова Р.Г. не расценивает участие и победу в государственных и муниципальных торгах, как приоритетный способ заработка.

Также, ИП Фаляхутдинова Р.Г. сообщила, что между ней и <…> заключен договор на безвозмездное оказание услуг по сопровождению и подготовки документации для участия в государственных закупках от <…> года. Указанный договор был пролонгирован на 2019 год. Действия по подаче заявок, ценовых предложений <…> проводила по согласованию с ИП Фаляхутдиновой Р.Г.

Вместе с тем, ИП Фаляхутдиновой Р.Г. было отмечено, что ей не было известно какие именно электронные ресурсы (IP адреса, телефоны) использовала <…> При формировании заявки по аукционам ИП Фаляхутдинова Р.Г. передала <…> электронные ключи и ЭЦП.

ООО «Стройжилсервис» также не согласилось с Заключением об обстоятельствах дела № 016/01/11-1458/2020.

ООО «Стройжилсервис» указало, что Обществом и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. использовался единый маршрутизатор, этим объясняется совпадение IP-адресов. При этом, ООО «Стройжилсервис» сообщает, что Комиссией Татарстанского УФАС России не установлена одновременность использования IP-адресов, так как единый маршрутизатор свидетельствует только об использование одной сети для доступа в Интернет.

ООО «Стройжилсервис» в материалах дела было представлено экспертное заключение <…> №<…> о том, что локальные ресурсные сметные расчеты, указанные в открытых аукционах в электронной форме с реестровыми №№ 0111300036818000080, 0111300036818000088, 0111300036818000081, 0111300036818000098, 0111300036818000099, 0111300036818000112, 0111300036818000114, 0111300036818000115, 0111300036818000116, 0111300036818000117, 0111300036818000119, 0111300036818000125, 0111300036818000129, 0111300036818000133, 0111300036818000150, 0111300036818000151, 0111300036818000161, 0111300036818000200, 0111300036819000057, 0111300036819000062, не достоверны, не объективны, не содержат необходимый объем затрат и не соответствуют требованиям нормативно-технической документации по ценообразованию в строительстве.

Таким образом, по мнению ООО «Стройжилсервис» из-за экономической нецелесообразности участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, другие хозяйствующие субъекты не заявлялись на участия в аукционах в электронной форме.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что указанная позиция противоречит фактическому поведению ответчиков, так как добросовестные участники торгов при подаче заявок и ценовых предложений при проведении закупок исходят из планируемой рентабельности от выполнения работ. Участие в закупках, которые не соответствуют нормативно-техническим требованиям, а также заведомо невыгодны для участников таких закупок, противоречит целям предпринимательской деятельности.

В соответствии с Определением об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1458/2020 (исх.№ АР-05/917 от 29.01.2021г.) представителям ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. необходимо было 25.02.2021г. явиться на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России для рассмотрения вышеуказанного дела посредством видео-конференцсвязи на платформе ZOOM.

На заседании комиссии представителем ИП Фаляхутдиновой Р.Г. были даны устные пояснения относительно того, кто участвовал от имени ИП Фаляхутдиновой Р.Г. и какая инфраструктура для этого использовалась. Данная информация соответствует ранее направленному в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России отзову на Заключение об обстоятельствах дела № 016/01/11-1458/2020.

В соответствии с Определением об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1458/2020 (исх.№ АР-05/2516 от 04.03.2021г.) представителям ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. необходимо было 25.03.2021г. явиться на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России для рассмотрения вышеуказанного дела посредством видео-конференцсвязи на платформе ZOOM.

Также, согласно вышеуказанному Определению об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1458/2020 (исх.№ АР-05/2516 от 04.03.2021г.), Комиссия Татарстанского УФАС России просило ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинову Р.Г. предоставить информацию по факту использования одного контактного телефона – <…> и одного адреса электронной почты- <…> при участии в аукционах в электронной форме, а также информацию о фактическом местонахождении лиц, ответственных за участие в аукционах в электронной форме.

Отдельным пунктом Определения об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1458/2020 (исх.№ АР-05/2516 от 04.03.2021г.) Комиссия Татарстанского УФАС России привлекла к рассмотрению дела №016/01/11-1458/2020 индивидуального предпринимателя <…> в качестве лица, обладающего сведениями.

Согласно пояснениям ООО «Стройжилсервис», <…> – единственная электронная почта как для организации, так и для личных целей, была создана давно, самостоятельно пройти регистрацию на сервисе электронной почты mail.ru у директора ООО «Стройжилсервис» не получилось, поэтом ему помогал его сын. Один номер телефона использовался из-за сопряженной телефонной сети, с одним номером, но с разными подключенными аппаратами.

Также, ООО «Стройжилсервис» на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России было указано, что лицом, ответственным за участие в аукционах в электронной форме является <…> на основании договора безвозмездного оказания услуг по сопровождению и подготовки документации для участия в государственных закупках от <…> года.

Также, ИП Орлову А.В. были передана электронная цифровая подпись ООО «Стройжилсервис» на основании актов приёма-передачи от <…>г., <…>г., <…>г., <…>г.

В соответствии с Определением об отложении рассмотрения дела № 016/01/11-1458/2020 (исх.№ АР-05/4023 от 06.04.2021г.) представителям ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г., а также <…> и <…> необходимо было 29.04.2021г. явиться на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России для рассмотрения вышеуказанного дела посредством видео-конференцсвязи на платформе ZOOM

<…> на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России было озвучено, что между ней и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. заключен договор на безвозмездное оказание услуг по сопровождению и подготовки документации для участия в государственных закупках от <…> года.

По актам приема-передачи электронной цифровой подписи от <…>. и от <…> г. ИП Фаляхутдиновой Р.Г. в пользу <…> было передано право пользования электронной цифровой подписью индивидуального предпринимателя для участия в аукционах в электронной форме.

Во время проведения аукционов в электронной форме <…> находилась в помещении ИП Фаляхутдиновой Р.Г., а именно: РТ, Кукморский район, г. Кукмор, ул. Ленина, д. 46а, пом. 1.

<…> пользовалась телефоном с номером <…> для указания его в заявках на участия в аукционах в электронной форме. Также, <…> указывала электронную почту - <…> для участия в аукционах в электронной форме, так как данный почтовый ящик ей предоставила ИП Фаляхутдинова Р.Г.

<…>, в свою очередь, сообщил, что в момент исполнения своих обязательств по договору от <…> года он находился в помещении ООО «Стройжилсервис», а именно: РТ, Кукморский район, г. Кукмор, ул. Ленина, д. 46а.

Указанные обстоятельства не противоречат установленным Комиссией Татарстанского УФАС России обстоятельствам. Ответчики использовали единую инфраструктуру, были осведомлены об участии друг друга в конкретных аукционах в электронной форме, придерживались единой стратегии при их проведении в целях поддержания цены.

Также, ИП Фаляхутдиновой Р.Г. было указано, что у неё не было ресурсов для выполнения соответствующих работ, что свидетельствует о том, что подача заявок на участие в аукционах в электронной форме и дальнейшее участие в торгах было имитацией конкурентной борьбы, так как ИП Фаляхутдиновой Р.Г. не способна была выполнить/исполнить государственный контракт.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России поступили заявления ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. о заключении и участии в соглашениях, недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, направленное в порядке примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев указанные заявления ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г., Комиссией Татарстанского УФАС России документам были присвоены вх.№№ <…> от <…> года и <…> от <…> года соответственно.

ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. добровольно сообщают о заключении антиконкурентного соглашения и о совместном участие в антиконкуретном соглашении.

ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Р.Г. поясняют, что антиконкурентное соглашение заключено в июне 2018 года. Период антиконкурентного соглашения – в период 2018-2109гг.

ООО «Стройжилсервис» было указано, что Общество являлось организатором соглашения, дающим обязательные для исполнения поручения для ИП Фаляхутдиновой Р.Г.

ИП Фаляхутдинова Р.Г. в своих признательных показаниях также указала, что получив письмо ООО «Стройжилсервис» о совместном участии в аукционах в электронной форме, выразила свое согласие на такое участие.

ООО «Стройжилсервис» указывает, что отказалось от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении.

Аналогичные действия по прекращению антиконкурентного соглашения осуществила ИП Фаляхутдинова Р.Г.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах на основании следующих установленных фактов:

компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;

снижение ценового предложения в рамках проведения аукциона между ООО «Стройжилсервис» (ИНН 1623009860) и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. (ИНН162300561643) было минимальным – 1,00 %;

отсутствует экономическое обоснование поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;

осведомленность ООО «Стройжилсервис» (ИНН 1623009860) и Фаляхутдиновой Р.Г. (ИНН162300561643) о направленности поведения друг друга и возможных результатах аукциона, учитывая отмеченные выше обстоятельства;

использование хозяйствующими субъектами единой инфраструктуры при участии в торгах;

вход на электронную торговую площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе разных хозяйствующих субъектов с одного и того же IP-адреса, при разных адресах регистрации юридических лиц;

использование хозяйствующими субъектами одного контактного  телефона - <…>;

использование хозяйствующими субъектами одного адреса электронной почты - <…>;

в аукционах, в которых активно участвовали помимо ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна иные хозяйствующие субъекты, снижение цены контракта составляло до 31%.

Данные обстоятельства отражают использование конкурентами единой инфраструктуры и совместную подготовку к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели.

Участие ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. заключили и участвовали в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цен на 20 аукционах в электронной форме.

Таким образом, в действиях ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. усматривается:

– намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть достижение и исполнение ими соглашения;

– заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.

В результате достижения ответчиками антиконкурентного соглашения реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка; указанные лица совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата – победа в конкретном аукционе с ценой контракта близкой к начальной (максимальной) цене контракта.

Каждый из участников аукциона осознанно направил заявку на участие в аукцион, что предполагает соперничество за заключение государственного контракта, однако, будучи допущенным к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых электронных аукционах.

Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.

Наличие договоренностей между ответчиками подтверждается наличием тесных связей между данными лицами и совокупностью всех установленных фактов свидетельствует о нарушении запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются ответчики, не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее – Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке по щебенению дорожного покрытия.

Согласно пункту 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

-              На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с 2018 года по 2019 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела №016/01/11-1458/2020.

-              В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией. 

Согласно аукционной документации по рассматриваемым в рамках дела №016/01/11-1458/2020 аукционам в электронной форме, предметом торгов являются:

Выполнение работ по покраске водонапорных башен в д. В.Арбаш, Н. Арбаш Уркушского сельского поселения;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Нижнерусском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Яныльском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Нижнеискубашском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Туембашском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Чарлинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Важашурском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Березнякском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Байлянгарском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Каркаусском   сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Каенсарском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Уркушском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Ныртинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Село-Чуринском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в с. Нижние Казаклар в Олуязском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в с. Верхние Казаклар в Олуязском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Нырьинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по щебенению дорожного покрытия в Большесардекском сельском поселении Кукморского муниципального района РТ;

Выполнение работ по ремонту дорог в Чарлинском сельском поселении Кукморского муниципального района;

Выполнение работ по ремонту дорог в д. Асан-Елга ул. Молодежная и д. Арпаяз ул. Береговая Псякском сельском поселении Кукморского муниципального района

Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела №016/01/11-1458/2020 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:

-              ООО «Стройжилсервис» (ИНН 1623009860);

-              ИП Фаляхутдинова Ризида Гильмулловна (ИНН 162300561643).

Участники аукционов являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г., выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 20 аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее — НМЦК) составила 17 185 859 рублей 00 коп. В результате снижение по аукционам составило 1,0% от начальной (максимальной) цены контракта.

Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось в 2018-2019 годах.

Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.

При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. №23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.

По оценке Татарстанского УФАС России при реализации Соглашения доход ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. в результате победы на торгах и заключении 20 государственных контрактов с Заказчиком составил <…> . 

С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Стройжилсервис» и ИП Фаляхутдиновой Р.Г. содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.            Признать ООО «Стройжилсервис» (ИНН 1623009860) и ИП Фаляхутдинову Ризиду Гильмулловну (ИНН162300561643) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.

2.            Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

                3.            Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны