Решение №ВЧ-08/13693 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/18-1790/2021 о нарушении законодател... от 27 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/13693 от 27.10.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

рассмотрев дело №016/05/18-1790/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту несанкционированных распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, что имеет признаки нарушения части 1 статьи 18, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управлении на рассмотрение поступило обращение гражданина [физического лица] по факту распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без согласия абонента с номера телефона <…> на номер телефона <…> с текстом: «У меня важная информация, можете сейчас говорить? Хочу Вас обрадовать! Вы ранее пользовались платежными услугами систем Мастеркард и Виза, и в качестве благодарности за Ваше доверие мы делаем Вам подарок. Это карта – рассрочка, проценты Вам по нашей карте вообще не надо платить, так как она не является кредитной, картой покупки оплачиваются с рассрочкой без процентов до 12 месяцев, в течении 10 лет можете без проблем совершать покупки без процентов и по карте предоставлена бесплатное обслуживание, то есть не надо платить и сейчас, и потом, то есть она будет для Вас абсолютно бесплатной…», что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно представленным в адрес Управления сведениям, на личный номер заявителя, а именно на номер телефона <…>, 10 апреля 2021 года в 15:37:34 поступил звонок рекламного характера, объектом рекламирования являются - банковские услуги.

Звонок рекламного характера поступил с номера <…>.

Согласие на получение рекламы по сетям электросвязи заявитель не давал.

Номер телефона <…> принадлежит сотовому оператору
ПАО «Мегафон».

В целях установления владельца номера, с которого был произведен звонок рекламного характера, Управлением в адрес ПАО «Мегафон» был направлен запрос.

Согласно ответу ПАО «Мегафон» номер телефона <…> выделен по договору об оказании услуг связи № 100318498 от 20.02.2021г. ИП Носницину Александру Александровичу (ИНН 290111877907, ОГРН 318 774 600 027 943, адрес регистрации: 117574, Москва г., ул. Голубинская, д. 19, кв./оф. 66).

В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией было принято решение о привлечении ПАО «Совкомбанк» в качестве лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения закона о рекламе.

Однако, согласно пояснениям ПАО «Совкомбанк», звонок на телефонный номер <…> не совершался. Звонки на указанный номер телефона в программном обеспечении Банка не найдены, звонки партнеров также не зафиксированы.

Кроме того, договорные отношения между ПАО «Совкомбанк» и заявителем
Гумербаевым А.Н. отсутствуют.

Соответственно, ПАО «Совкомбанк» не подтверждает совершение звонка на номер <…> с номеров ПАО «Совкомбанк» и номеров партнеров
ПАО «Совкомбанк».

В ходе рассмотрения дела Татарстанскому УФАС России стало известно, что телефонный номер, с которого поступил звонок рекламного характера, принадлежит ИП Носницыну А.А.

Согласно полученной информации, ИП Носницин А.А. партнером
ПАО «Совкомбанк» не является. Между Банком и ИП Носницыним А.А. договор возмездного оказания услуг по привлечению клиентов не заключался.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие           (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Информация, рассылаемая на указанный номер, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена по сетям электросвязи; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования, предоставляемого соответствующими рекламодателями.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с Письмом ФАС России от 21.03.2016 №АК/17292/16 «О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности» согласно статье 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Понятия «сеть связи», «средства связи», «абонент» приведены в чт. 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».

Так, сеть связи – это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых направлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Абонент- это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Федеральной антимонопольной службой России в письме №АЦ/4624 от 05.04.2007 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Таким образом, под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

В содержании рассматриваемой информации отсутствуют сведения, указывающие на лицо, до которого информация доведена (распространена) и, на восприятие которого непосредственно направлена.

Следовательно, рассматриваемая информация подпадает под определение рекламы и содержит все ее признаки:

-              адресована неопределенному кругу лиц;

-              направлена на привлечение внимания к компании АО «Группа Ренессанс Страхование»;

-              признана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует продвижению на рынке.

На заседание Комиссии ИП Носницин А.А. не явился, письменных пояснений о причине неявки не представил, извещен надлежащим образом.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Вместе с тем, статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель, то есть ИП Носницин А.А. (ИНН 290 111 877 907, ОГРН 318 774 600 027 943, адрес регистрации: 117574, Москва г., ул. Голубинская, д. 19, кв./оф. 66).

Вместе с тем, согласно части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, а также рекламораспространитель, то есть ИП Носницин А.А. (ИНН 290 111 877 907, ОГРН 318 774 600 027 943, адрес регистрации: 117574, Москва г., ул. Голубинская, д. 19, кв./оф. 66).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу компании, распространенную ИП Носнициным А.А. при помощи несанкционированного телефонного звонка на мобильный номер <…> 10 апреля 2021 года в 15:37:34, без согласия абонента с номера телефона <…> с текстом: «У меня важная информация, можете сейчас говорить? Хочу Вас обрадовать! Вы ранее пользовались платежными услугами систем Мастеркард и Виза, и в качестве благодарности за Ваше доверие мы делаем Вам подарок. Это карта – рассрочка, проценты Вам по нашей карте вообще не надо платить, так как она не является кредитной, картой покупки оплачиваются с рассрочкой без процентов до 12 месяцев, в течении 10 лет можете без проблем совершать покупки без процентов и по карте предоставлена бесплатное обслуживание, то есть не надо платить и сейчас, и потом, то есть она будет для Вас абсолютно бесплатной…», поскольку в ней нарушены требования ч. 1 статьи 18, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем и рекламораспространителем признать ИП Носницина А.А. (ИНН 290111877907, ОГРН 318 774 600 027 943, адрес регистрации: 117574, Москва г., ул. Голубинская, д. 19, кв./оф. 66).

Выдать ИП Носницину А.А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны