Решение №04-08/3160 Решение по делу №08-246/2018 о нарушении законодательства Р... от 4 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-08/3160 от 04.03.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> [должностное лицо]; |
Члены Комиссии: |
<…> [должностное лицо]; <…> [должностное лицо], |
рассмотрев дело №08-246/2018, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона «О рекламе») в отношении ООО «Ф.О.Н.» (127562, г. Москва, ул. Декабристов, д. 8, ОГРН 1147748005426; ИНН 9715010229) по факту распространения рекламы на сайте https://www.sport-express.ru/, основанной на риске игр, пари, которая создает впечатление, что участие в основанных на риске играх и пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию, а также содержащей признаки не соответствующие действительности сведения, а именно: о преимуществе рекламируемого товара перед находящимися в обороте услугами других лиц путем использования обозначения «лучший онлайн букмекер»,
в отсутствии:
- представителя ООО «Ф.О.Н.» - извещен;
- представителя АО «Спорт-Экспресс»- извещен
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы на сайте по адресу: https://www.sport-express.ru/, основанной на риске игр, пари, которая создает впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».
Также был установлен признак распространения недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела.
В связи с тем, что рассматриваемая реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространялась на территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС России, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012 г. №711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. №508, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан ходатайствовало перед ФАС России о наделении полномочиями по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Ф.О.Н.» по факту распространения рекламы на сайте по адресу: https://www.sport-express.ru/, основанной на риске игр, пари, которая создает впечатление, что участие в основанных на риске играх и пари, является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», а также, по факту распространения недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».
В ответ на ходатайство ФАС России (письмом от 07.11.2018 исх.№ АК/89812/18) наделило полномочиями Татарстанское УФАС России по возбуждению и рассмотрению настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Определением о возбуждении дела №08-246/2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе были привлечены к рассмотрению данного дела ООО «Ф.О.Н.» и АО «Спорт-Экспресс». Рассмотрение вышеуказанного дело было назначено на 21 декабря 2018 года в 11 часов 30 минут.
Представители лиц участвующих в деле на заседание Комиссии не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях, а также документах, представленных ответчиком и лицами, участвующими в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.
Пункт 2 части 1 статьи 27 Закона «О рекламе» гласит: реклама основанных на риске игр, пари не должна создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию.
Реклама услуг букмекерской конторы «Фонбет», которая исходя из своего содержания, создает впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию, а именно: «10000 рублей новым клиентам», к тому же содержит не соответствующие действительности сведения, а именно: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что утверждается текстом: «Фонбет» – лучший онлайн-букмекер», которая распространялась в сети интернет (сайт: https://www.sport-express.ru/) и на телевидении (канал «Матч-ТВ»), содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, а также преследует строго заданные цели информирования, продвижения на рынке букмекерских контор, а именно, согласно информации приведенной в рекламе «Фонбет» – лучший онлайн-букмекер», по отношению к иным букмекерским конторам, а также что именно в «Фонбет» предоставляется 10000 рублей новым клиентам.
Вышеуказанные действия призваны формировать и поддерживать интерес к услугам, оказываемым соответствующим рекламодателем.
Таким образом, вышеуказанная реклама направлена на привлечение внимания потребителей именно к услугам букмекерской конторы, оказываемых (предоставляемых) соответствующим рекламодателем.
Утверждение «10000 рублей новым клиентам» создает впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию.
В данном случае вышеуказанное утверждение вводит в заблуждение потребителей, так как реклама не должна создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано. Однако в данном случае не указаны конкретные условия предоставления данной суммы денег, что создает у потребителей неверное представление об оказываемой услуге, а именно, что 10000 рублей гарантированно при регистрации в онлайн-букмекере «Фонбет».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Утверждение «Фонбет» – лучший онлайн-букмекер» обеспечивает преимущество рекламируемых услуг букмекерской конторы среди аналогичных услуг, оказываемых другими лицами на территории Российской Федерации.
В данном случае «Фонбет» – лучший онлайн-букмекер» способно оказать влияние на конкуренцию, путем перераспределения спроса, так как по утверждению, содержащемуся в рекламе, букмекерская контора «Фонбет» является лучшей, среди других аналогичных услуг.
В данной рекламе отсутствуют какие-либо указания конкретных характеристик или параметров, на которых основаны сравнения услуг букмекерской конторы, оказываемые (предоставляемые) соответствующим рекламодателем, имеющих объективное подтверждение, что данная букмекерская контора и услуги, оказываемыми в нем являются «лучшим онлайн-букмекером», а также не указаны иные ссылки на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данной сауны и услуг, оказываемых в нем по сравнению с аналогичными услугами иных лиц на территории Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение услуг букмекерской конторы «Фонбет» – лучший онлайн-букмекер» и услуг оказываемых в нем с аналогичными услугами оказываемыми другими лицами, путем использования обозначения «лучший онлайн-букмекер», создающего впечатление о превосходстве «Фонбет» услуг, оказываемых им, без указания конкретных характеристик, параметров и результатов исследований, подтверждающих, что данная букмекерская контора оказывает услуги «лучшего онлайн-букмекера на территории Российской Федерации.
Согласно представленному в Управление договору №18/18 (на размещение рекламно-информационных материалов) от 01 февраля 2018 года, заключенного между ООО «Ф.О.Н.» и АО «Спорт-Экспресс» реклама, размещенная на интернет-странице по адресу: https://www.sport-express.ru/, принадлежит букмекерской компании «Фонбет» (ООО «Ф.О.Н.»; ОГРН 1147748005426; ИНН 9715010229; адрес (место нахождения) юридического лица: 127562, г. Москва, ул. Декабристов, д. 8)
Комиссия установила, что информация, размещенная на интернет-странице по адресу: https://www.sport-express.ru/, содержит рекламу, которая создает впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию, а именно: «10000 рублей новым клиентам». К тому же, информация, размещенная на интернет-странице по адресу: https://www.sport-express.ru/, содержит признаки рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения, а именно о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, «Фонбет» – лучший онлайн-букмекер», но на данном сайте нет пояснений, по какому критерию «Фонбет» является лучшим онлайн-букмекером, не приведены результаты конкурсов, исследований, опросов по указанному определению, не представлены иные доказательства, свидетельствующие о присвоении «Фонбет» характеристики «лучший онлайн-букмекер».
Также вышеуказанная реклама распространялась в средствах массовых информаций, а именно на телевидении.
На телеканале «Матч ТВ», юридическим лицом которого является ООО «Национальный спортивный телеканал» (ОГРН 1157746509865, ИНН 7726341892, 129272, г. Москва, ул. Трифоновская, дом 57А, этаж 4 офис 4-11) распространялась реклама букмекерской конторы «Фонбет» с текстом: «Благородная цель, мы поддерживаем спорт, значит ты тоже, лучшее мобильное приложение, скачивай, у тебя для победы есть все, так что еще нужно, бесплатная ставка до 10000 рублей новым клиентам, Фонбет – лучший онлайн букмекер», что также является фактом нарушения пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ №О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Ф.О.Н.». Рекламораспространитель по вышеуказанным статьям ответственность не несет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу ООО «Ф.О.Н.» (ОГРН 1147748005426; ИНН 9715010229; адрес (место нахождения) юридического лица: 127562, г. Москва, ул. Декабристов, д. 8) следующего содержания: «10000 рублей новым клиентам», «Фонбет» – лучший онлайн-букмекер» и «лучшее мобильное приложение» распространенную на интернет-сайте: https://www.sport-express.ru/ и на телевидении, ненадлежащей, так как в ней нарушены требованиям пункта 2 части 1 статьи 27 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе».
Выдать ООО «Ф.О.Н.» (ОГРН 1147748005426; ИНН 9715010229; адрес (место нахождения) юридического лица: 127562, г. Москва, ул. Декабристов, д. 8), АО «Спорт-Экспресс» (ОГРН 1027739080280, ИНН 7710032472, 123056, г. Москва, ул. Красина, дом 27, стр. 2) и ООО «Национальный спортивный телеканал» (ОГРН 1157746509865, ИНН 7726341892, 129272, г. Москва, ул. Трифоновская, дом 57А, этаж 4 офис 4-11) предписание о прекращении распространения в сети интернет: и на телевидении, рекламы, основанной на риске игр, пари, которая создает впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию, а также содержащей признаки не соответствующие действительности сведения, а именно: о преимуществе рекламируемого товара перед находящимися в обороте услугами других лиц, которая не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 27 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ «О рекламе».
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |