Решение №04-04/4748 Решение по делу №016/10/18.1-614/2023 от 12 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх.№04-04/4748 от 12.05.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя МКУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» - <…> – [должностное лицо], в присутствии <…> – [должностное лицо], в отсутствие представителей заявителя ООО «СОЮЗ» о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев после перерыва посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «СОЮЗ» (вх. №4317/ж от 27.04.2023г.) на действия организатора торгов МКУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» при проведении торгов по номеру извещения №21000029570000000020, лот №1,
УСТАНОВИЛА:
Извещение №21000029570000000020 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок размещено на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ 24.03.2023г.
Организатор торгов - МКУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН».
Предмет торгов - Земельный участок для сельскохозяйственного производства, Алексеевский муниципальный район, Курналинское сельское поселение, Кадастровый номер земельного участка 16:05:000000:1626, Площадь земельного участка 256 206 м2.
Дата и время начала приема заявлений - 25.03.2023 00:00 (МСК).
Дата и время окончания приема заявлений - 23.04.2023 00:00 (МСК).
Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушениями норм действующего законодательства.
Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.
Жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.
Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Рассматриваемое объявление было размещено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – Земельный кодекс), а также в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в аренду, в собственность на торгах, утвержденным постановлением Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан от 29.07.2021 №279 (далее – Регламент).
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов и позиции организатора торгов, изучения документации приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок организатором торгов.
Согласно доводам жалобы заявителем через портал Госуслуг было подано заявление о намерении участвовать в торгах на право заключения договора аренды земельного участка. Исполнительный комитет отказал в приеме документов в связи с тем, что заявление не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица. Впоследствии при повторном обращении заявителю было также отказано в принятии заявления в связи с тем, что оно было направлено в ненадлежащий орган. По мнению заявителя, отказ в принятии поданных заявлений является со стороны Организатора торгов намеренным и неправомерным.
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указывается информация, предусмотренная частью 2 статьи 39.18 ЗК РФ:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно части 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Разделом 2.5. Регламента определён следующий исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления:
2.5.1. Для получения муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы независимо от категории и основания обращения:
1) документ, удостоверяющий личность (предоставляется при обращении в МФЦ);
2) заявление:
- в форме документа на бумажном носителе (приложение № 4);
- в электронной форме (заполняется посредством внесения соответствующих сведений в электронную форму заявления), подписанное в соответствии с требованиями пункта 2.5.3. Регламента, при обращении посредством Республиканского портала.
3) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, в случае обращения за предоставлением муниципальной услуги представителя заявителя (за исключением законных представителей физических лиц);
4) копии правоустанавливающих документов, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
5) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
2.5.2. Заявление и прилагаемые документы могут быть представлены (направлены) заявителем одним из следующих способов:
через МФЦ на бумажных носителях и в виде электронных документов, подписанных (заверенных) в соответствии с требованиями пункта 2.5.3. Регламента;
через Республиканский портал в электронной форме;
в Исполком.
2.5.3. Физические лица и индивидуальные предприниматели при направлении заявления и необходимых документов посредством Республиканского портала подписывают заявление простой электронной подписью.
Для получения простой электронной подписи заявителю необходимо пройти процедуру регистрации (аутентификации) в ЕСИА, а также подтвердить учетную запись до уровня не ниже стандартной.
Юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, и представители юридических лиц при направлении заявления и необходимых документов посредством Республиканского портала подписывают заявление усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подаче запроса посредством Республиканского портала заявитель представляет электронные образы документов либо документы в электронной форме, подписанные электронной подписью в соответствии с требованиями настоящего пункта.
Документы, указанные в подпунктах 3 – 5 пункта 2.5.1 Регламента, заверяются усиленной квалифицированной подписью лиц, уполномоченных на создание и подписание таких документов, в том числе могут заверяться нотариусами.
Разделом 2.7. Регламента определен следующий исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (возврата документов без рассмотрения по существу):
2.7.1. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:
непредставление документов, которые в соответствии с пунктом 2.5.1 Регламента должны предоставляться заявителем самостоятельно, либо представление документов, содержащих противоречивые сведения;
неподтверждение сведений о законных представителях, запрошенных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, подача заявления (запроса) от имени заявителя не уполномоченным на то лицом;
представление документов в ненадлежащий орган;
представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения, неоговоренные исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, документов, утративших силу;
обращение за предоставлением муниципальной услуги лица, не являющегося получателем муниципальной услуги в соответствии с Регламентом;
некорректное заполнение обязательных полей в электронной форме заявления, наличие противоречивых сведений в электронной форме заявления и в представленных документах;
заявление (запрос) и иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением действующего законодательства;
электронные документы не соответствуют требованиям к форматам их предоставления и (или) не читаются.
Извещением на официальном сайте был также определен следующий порядок подачи заявлений о намерении участия в аукциона по рассматриваемому лоту:
«ЗАЯВИТЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛИЧНО/ПОЧТОЙ/ЧЕРЕЗ СВОЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ/НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ALEKSEEVA.IRINA@TATAR.RU (ПРИ УСЛОВИИ ПОДПИСАНИЯ ЗАЯВКИ КЭП) В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ/НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ: пгт. Алексеевское, пл. Советская, д. 1, ежедневно с 8 ч. 00 мин. до 15 ч. 00 мин., перерыв с 12:00 до 13:00, кроме выходных (суббота, воскресенье) и праздничных дней (форма свободная)».
Из представленных сведений и документов Организатором торгов вытекали следующие обстоятельства.
Уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории Алексеевского муниципального района является МКУ «Алексеевский районный Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан», который и является организатором торгов и опубликовывает сообщения о предоставлении земельных участков на Официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru.
Так, согласно представленным пояснениям Организатора торгов первоначально в адрес Палаты имущественных и земельных отношений Алексеевского МР РТ посредством Единого портала государственных услуг (далее – ЕПГУ) 28.03.2023 от ООО «Союз» поступило заявление, которое не было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица, в связи с чем заявителю было отказано в приеме документов, на что был направлен ответ от 30.03.2023 №20/976.
Впоследствии, 17.04.2023 года от ООО «СОЮЗ» посредством ЕПГУ поступило заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора куплипродажи/договора аренды на земельный участок. В ответ на указанное заявление, Исполнительным комитетом было отказано в приеме документов, поскольку полученное заявление было направлено в адрес Палаты имущественных и земельных отношений Алексеевского МР РТ, а не Исполнительного комитета, являющегося уполномоченным органом. (исх. № 34 от 20.04.2023).
В ходе анализа представленных документов установлено, что все заявления ООО «СОЮЗ» были адресованы Палате имущественных и земельных отношений Алексеевского МР РТ. Первое поданное электронное заявление не было подписано ЭЦП.
Следовательно, поданные заявления ООО «СОЮЗ» не отвечали требованиям извещения и регламента.
Комиссия отмечает, что доказательств, подтверждающих правильное оформление и подачу заявлений Заявителем жалобы представлено не было.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, Комиссия не находит оснований для признания довода заявителя обоснованным.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о наличии на земельном участке иных объектов недвижимости.
Согласно пункту 9 части 8 статьи 39.11Земельного кодекса РФ Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
Так, по мнению заявителя, на рассматриваемом земельном участке расположены здания и прочие строения, о чем в извещении указано не было.
Согласно представленным пояснениям Организатора торгов на земельном участке объектов недвижимости не имеется.
В целях получения доказательств изложенного, Комиссией был объявлен перерыв заседания Комиссии на 10 мая 2023 в 09 часов 30 минут.
После перерыва заседания Организатором торгов был представлен Акт осмотра земельного участка от 08 мая 2023г. с видеофиксацией, подтверждающей отсутствие на земельном участке каких-либо иных объектов недвижимости.
Заявителем жалобы не приведено доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «СОЮЗ» (вх. №4317/ж от 27.04.2023г.) на действия организатора торгов МКУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» при проведении торгов по номеру извещения №21000029570000000020, лот №1 необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: <…> – [должностное лицо]
Члены Комиссии: <…> – [должностное лицо]
<…> – [должностное лицо]