Решение №04-04/5108 Решение по делу № 016/07/4-607/2020 от 20 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/5108 от 20.04.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей:

заказчика – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" – <…>  (доверенность № 49 от 07.04.2020г.), <…> (доверенность № 41 от 11.03.2020 г.), <…>  (доверенность № 17 от 29.12.2019 г.),

- представитель заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Легион» (вх.4136/ж от 26.03.2020г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" при проведении закупки № 32008984710 на предмет: Оказание охранных услуг (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов) объектов АО «АПТС» (1470823),

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме № 32008984710 на предмет: «Оказание охранных услуг (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов) объектов АО «АПТС» (1470823),» было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 13.03.2020 года.

Заказчик – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ".

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 184 000,00 рубль.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением действующего законодательства.

На заседании Комиссии Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о том, что пунктом 4 Приложения № 3 документации Заказчик нарушает право участника закупки (победителя) на подачу протокола разногласий, предусмотренного п. 28 ст. 3.4 Федерального закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Альметьевские тепловые сети».

Согласно части 28 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

В пункте 2.9 документации установлено, что участник закупки обязан изучить документацию, включая все инструкции, условия, требования, формы и приложения. Непредставление полной информации, требуемой документацией, предоставление недостоверных, противоречивых сведений или подача котировочной заявки, не отвечающей требованиям, содержащимся в документации, является риском участника, подавшего такую заявку, который может привести к отклонению его заявки.

В пункте 8 документации по вышеуказанной закупке Заказчиком установлено, что порядок проведения закупки, проводимой для нужд АО «АПТС», установлен Положением о закупках АО «АПТС». Данное Положение размещено в единой информационной системе: http://www.zakupki.gov.ru/223.

Приложение № 3 документации содержит форму заявки на участие в закупке, п. 4 гласит, что в случае, если по итогам проведения открытого запроса предложений с нами будет заключаться договор, мы берем на себя обязательства подписать его в соответствии с требованиями документации.

По мнению заявителя, данным пунктом Заказчик нарушает право победителя закупки на подачу протокола разногласий, предусмотренного ч. 28 ст. 3.4 Закона о закупках.

Вместе с тем, согласно пункту 5.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Альметьевские тепловые сети» предусмотрено, что условия заключаемого договора определяются путем объединения исходного проекта договора (условий договора) с учетом иных предложений или условий, о которых стороны договорились в ходе преддоговорных переговоров.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что согласно пункта 8 документации, а также пункта 5.3 Положения о закупках, у победителя закупки имеется возможность подать протокол разногласий, предусмотренный частью 28 статьи 3.4 Закона о закупках.

Следовательно, довод Заявителя об обязании Участника Закупки подписать договор согласно требованиям документации, без возможного согласования является необоснованным.

2. Относительно довода заявителя о неправомерно установленном требовании со стороны Заказчика, о том, что персонал участника закупки должен иметь Российское гражданство (участник должен предоставить копию подтверждающих документов).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В пункте 8 технических требований на оказание охранных услуг (Приложение № 3 к проекту договора) установлено следующее требование:

- персонал предприятия должен иметь российское гражданство (предоставить копию подтверждающих документов).

Согласно пункту 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

не являющиеся гражданами Российской Федерации.

Как указал заявитель согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации работник при приёме на работу и, как следствие, при заключении трудового договора предъявляет работодателю паспорт <...> т.е. работник не обязан передавать работодателю паспорт либо его копии или сканы.

Комиссия отмечает, что в случае отсутствия копий паспортов либо других документов работников у работодателя и отсутствия согласий на предоставление персональных данных работников третьим лицам, участнику можно предоставить иной документ, например, справку, письмо, гарантийное письмо от работодателя, что участник подтверждает наличие российского гражданства своих работников, видел документ, подтверждающий наличие российского гражданства своих работников и подтверждает достоверность этой информации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование к наличию у участника закупки договора о взаимодействии с Отделом МВД России по Альметьевскому району.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В пункте 5 технических требований на оказание охранных услуг (Приложение № 3 к проекту договора) установлено следующее требование:

Участник должен иметь договора о взаимодействии с Отделом МВД России по Альметьевскому району (предоставить копию).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 «Правил предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставлениям частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» (далее - Правила), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» настоящие Правила, разработанные на основании части 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок предоставления права содействовать правоохранительным органам частным охранным организациям в обеспечении правопорядка на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением).

Согласно п. 5.2. типового соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная компания, в целях обеспечения безопасности на охраняемых ЧОО объектах, имеет право запрашивать в ОВД информацию о происшествиях, криминальной обстановке, лицах, находящихся в розыске, приемах и тактике совершения преступлений.

Правилами установлен закрытый перечень обязательств, которые могут возлагаться на частную охранную организацию на основании заключенного между частной охранной организацией и правоохранительным органом. Вместе с тем, заключение каких-либо иных договоров Правилами не предусмотрено.

Соглашение не несет финансовой нагрузки и является безвозмездным.

Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил установлено, что для заключения соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная организация направляет соответствующее письменное обращение в правоохранительные органы с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность этой организации, а также перечня обязанностей, которые она готова взять на себя.

Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения об обеспечении правопорядка, о чем уведомляет частную охранную организацию.

Комиссия отмечает, что требование к наличию указанного договора у участника закупки на момент подачи заявки может выступать ограничением количества участников закупки, так как на момент подачи заявки, у потенциального участника закупки может не быть заключенного договора о взаимодействии с Отделом МВД России по Альметьевскому району,  а в случае подачи обращения в Отдел МВД  для заключения соглашения, оно будет рассмотрено в течение 30 дней (то есть по окончании установленного срока подачи заявок на участие в закупке).

Кроме того, заключение указанного договора является правом, а не обязанностью охранного предприятия.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Заказчиком нарушена часть 1 статьи 3, часть 10 статьи 4 Закона о закупках.

4) Относительно довода заявителя о неправомерном установлении требования к наличию у участника закупки базы и складских помещений в городе Альметьевск.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В пункте 14 технических требований на оказание охранных услуг (Приложение № 3 к проекту договора) установлено следующее требование:

- база охранного предприятия должна находится в г. Альметьевск Республики Татарстан (предоставить копию подтверждающих документов).

В пункте 8.2 документации Заказчиком установлено требование к наличию у участников закупки складских помещений в г. Альметьевск.

Согласно п. 2 аб. 2 технических требований оказание охранных услуг должно осуществляться сотрудниками в единой форменной одежде, согласованной с лицензирующим органом (подтверждается представленными участниками фотографиями и документом о согласовании форменной одежды). Исполнитель обеспечивает мобильной радиосвязью и спецсредствами работников.

В соответствии с п.2 аб. 3 технических требований устанавливается обязательное наличие у сотрудников, осуществляющих охрану объекта, спецсредств (резиновая палка ПУС-1), разрешенных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 технических требований охранное предприятие должно иметь возможность предоставлять Заказчику охранные услуги в круглосуточном режиме, включая выходные и праздничные дни.

Согласно п.7 Технических требований на оказание охранных услуг объектов АО «Альметьевские тепловые сети» (Приложение № 3 к Проекту договора) Исполнитель должен иметь в штате своего предприятия группу быстрого реагирования, не менее 2-х сотрудников в экипаже, имеющих спецсредства, способную прибыть на охраняемый объект не позже чем через 7 минут после поступления тревожного сообщения.

Поскольку объекты, подлежащие охране, расположены в городе Альметьевск Республики   Татарстан, с учетом расчётного времени прибытия на объект ГБР 7 минут с момента поступления тревожного сообщения, следовательно, указание в закупочной документации базы охранного предприятия в городе Альметьевск является правомерным.

Согласно пояснениям Заказчика, для надлежащей организации оказания услуг и выполнения всех принятых на себя договором обязательств исполнителю необходимы база и складское помещение по месту нахождения объектов заказчика, т.е. в г.Альметьевск.

Однако, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что требование к наличию одновременно двух объектов (база и складское помещения) является избыточным, так как вся специальная техника может храниться на базе охранного предприятия. Установленное требование к наличию у участника закупки складского помещения, по мнению Комиссии, может ограничить круг участников закупки. Заказчик неправомерно установил требование к наличию у участника закупки складского помещения, расположенного в городе Альметьевск.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результат определения поставщика, Комиссия принимает решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Легион» (вх.4136/ж от 26.03.2020г.), на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" при проведении закупки № 32008984710 на предмет: Оказание охранных услуг (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов) объектов АО «АПТС» (1470823) обоснованной по третьему и частично по четвертому доводу.

2. Признать заказчика – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" нарушившим требования части 1 статьи 3, части 10 статьи  Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" предписание об отмене протоколов, внесении изменений в извещение, документацию и проведении закупки повторно.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны