Предупреждение №АЯ-06/8901 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-38/2021 о прекращении действий (бездейст... от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/8901 от 20.07.2021

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (вх.№5082 от 13.04.2021) по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства при передаче объектов коммунальной инфраструктуры в Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан.

В целях объективного рассмотрения обращения Татарстанское УФАС России направило запросы информации в Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан (исх.№АЯ-06/5544 от 12.05.2021, исх.№АЯ-06/6531 от 31.05.2021), а также запрос информации в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (исх.№АЯ-06/8048 от 02.07.2021).

Изучив обращение, Татарстанское УФАС России установило следующее.

Между Палатой имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан (далее- Палата) и АО «РПО Таткоммунэнерго» заключён договор аренды муниципального имущества №014-016, согласно которому Арендодатель (Палата) передал арендатору (АО «РПО Таткоммунэнерго») котельную общей площадью 12 кв. метров, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А. Договор заключён в 2015 году (число и дату из содержания договора установить невозможно) сроком на 11 месяцев.

Также между Палатой и АО «РПО Таткоммунэнерго» заключён договор аренды муниципального имущества №014-010 от 11 июня 2016 года, согласно которому Арендодатель (Палата) передал арендатору (АО «РПО Таткоммунэнерго») автономно-блочную котельную, расположенную по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, сроком на 11 месяцев.

Указанные договоры заключены без проведения торгов.

02 июля 2021 года Татарстанское УФАС России направило запрос информации в адрес Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (исх.№АЯ-06/8048 от 02.07.2021) о предоставлении материалов тарифного дела, на основании которых Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам установил тариф на тепловую энергию АО «РПО Таткоммунэнерго» (постановление № 327-50/тэ-2020 от 30.11.2020).

Согласно представленным Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам материалам тарифного дела (вх.№9248 от 08.07.2021), в составе тарифного дела, на основании которого Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам установил тариф на тепловую энергию для АО «РПО Таткоммунэнерго» (постановление № 327-50/тэ-2020 от 30.11.2020), присутствовали договор аренды муниципального имущества №014-016 и договор аренды муниципального имущества №014-010 от 11 июня 2016 года.

Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о том, что АО «РПО Таткоммунэнерго» использует указанные котельные на основании договора аренды муниципального имущества №014-016 и договора аренды муниципального имущества №014-010 от 11 июня 2016 года, срок действия которых истёк.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.

Такие особенности устанавливаются в том числе и антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее-Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»  (далее- Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы эксплуатирующей организации исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения). Использование эксплуатирующей организацией объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без договорных отношений действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Бездействие органа местного самоуправления, которое выражается в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, в том числе объектов теплоснабжения, из незаконного владения и пользования объектами теплоснабжения эксплуатирующей организацией и которое выражается в не проведении торгов на право заключения договора по передаче прав владения и пользования, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как во-первых, предоставляет такой эксплуатирующей организации необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, а во-вторых, ограничивает доступ неопределённого круга лиц к муниципальному имуществу.

Необходимо отметить, что 18 июня 2021 года Палата на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru/) разместила извещение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения (извещение №160621/0095589/01 от 18.06.2021). Дата и время окончания подачи заявок- 03 августа 2021 года в 11:30.

Согласно извещению передаче по концессионному соглашению подлежат следующие объекты теплоснабжения: Котельная по адресу: РТ г.Агрыз, ул. Нариманова, 17, кад.№ 16:01:220263:39 (МБДОУ №1); Здание блочной модульной котельной ледового дворца по адресу: РТ г.Агрыз, ул.К.Маркса, д.103б, кад.№ 16:01:220401:522; Здание котельной по адресу: РТ г.Агрыз, ул.Нариманова, д.27, кад.№ 16:01:220272:84 (Гимназии № 1); Блочная котельная, по адресу: РТ г.Агрыз, ул.М.Горького, д.84, кад.№ 16:01:220260:67 (МБДОУ №7); Котельная по адресу: РТ г.Агрыз, ул.Заводская, д.43, кад.№ 16:01:220527:206 (МБДОУ №4); Котельная в административном здании по адресу: РТ г.Агрыз, ул. Саетова, д. 8А, кад.№ 16:01:220247:34 (Котельная МБУК «Музей»); Котельная по адресу: РТ, г.Агрыз, ул.Октябрьская, д.25, кад.№ 16:01:220250:17 (МБОУ СОШ № 3); Котельная в здании районной библиотеки по адресу: РТ, г. Агрыз, ул. Саетова, д.11, кад.№ 16:01:220231:122; Котельная водогрейная модульная МК-В-1,6 по адресу: РТ г.Агрыз, ул.Ометова, д. 30, кад.№ 16:01:220253:250 (МБУ СОК «Олимп»).

В числе объектов, подлежащих передаче по концессионному соглашению, отсутствует котельная общей площадью 12 кв. метров, расположенная по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А. а также автономно-блочная котельная, расположенная по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А.

Таким образом, Палата не предпринимает действий по передаче в установленном законом порядке на конкурентной основе котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А. а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, в то время как данные котельные незаконно использует АО «РПО Таткоммунэнерго».

Таким образом, бездействие Палаты, выразившееся в отсутствии мер по возврату муниципального имущества, а именно котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А, а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, из незаконного владения и пользования АО «РПО Таткоммунэнерго», а также в отсутствии мер, направленных на передачу указанных объектов эксплуатирующей организации по результатам конкурентных процедур, имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии  с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15  Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь вышеизложенным, в связи с наличием в бездействии Палаты имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанское УФАС России предупреждает Палату имущественных и земельных отношений Агрызского муниципального района Республики Татарстан о необходимости прекращения бездействия, содержащего признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путём совершения действий, направленных на прекращение прав владения и пользования АО «РПО Таткоммунэнерго» муниципальным имуществом, а именно котельной общей площадью 12 кв. метров, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. К. Марса, 11А, а также автономно-блочной котельной, расположенной по адресу: г. Агрыз, по ул. Чайковского, 9А, и  осуществления передачи указанных объектов эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством в случае необходимости.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны