Решение №04-04/10213 Решение по делу №016/07/3-1261/2022 от 12 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10213 от 12.08.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗЭНЕРГО" – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 30.12.2021 г. №9917/11-19), представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «ПК «Северкомлект» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.08.2022), рассмотрев жалобы ООО «ПК «Северкомлект» (вх.№ 9921/ж от 02.08.2022 г., вх.№9966/ж от 03.08.2022г.) на действия АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗЭНЕРГО" при проведении закупки № 32211551049 на предмет: Поставка стального горизонтального резервуара объемом 15 куб.м. для котельной по ул.Зеленая,1 г.Казани,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении   Запрос котировок в электронной форме №32211551049  было размещено на сайте zakupki.gov.ru – 15.07.2022 8:51 (МСК).

Заказчик  -  АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗЭНЕРГО".

Начальная (максимальная) цена договора – 620 000.00 Российский рубль.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениям норм действующего законодательства, а именно, что заявка Общества неправомерно признана Заказчиком несоответствующей требованиям закупочной документации.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции и Закона N 223-ФЗ, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Казэнерго», принятого решением Совета директоров  АО «Казэнерго» от 16.06.2022.

Согласно протоколу подведения итогов для запроса котировок в электронной форме от 25.07.2022 г., опубликованным в ЕИС 26.07.2022 г., заявка с номером № 355541 участника ООО «ПК «Северкомплект» была отклонена с нижеследующей аргументацией:

 «Заявка участника не соответствует требованиям, указанным в п.6 Информационной карты запроса котировок в электронной форме и п. 8, ч.1 ст.17 гл.6 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Казэнерго», а именно: - в решении об одобрении или о совершении крупной сделки (Решение № 35 внеочередного общего собрания участников ООО «ПК «Северкомплект» от 21.03.2022г.) одобрены сделки, максимальная сумма по одной такой сделке 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей 00 копеек по результатам открытых аукционов в электронной форме. Данная закупка проводится в форме запроса котировок в электронной форме. Таким образом, способ закупки в данном протоколе об одобрении крупной сделки не соответствует способу, указанному в извещении».

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с п. 7 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой.

На основании п.6 Информационной карты запроса котировок в электронной форме первая часть заявки на участие в закупке должна содержать следующие документы и сведения: копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, извещения о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, извещения о конкурентной закупке) является крупной сделкой; В случае, если в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки не указан срок, в течение которого действительно такое решение, решение считается действующим в течение одного года с даты его принятия. Если срок действия решения истек, то решение признается недействительным и заявка участника подлежит отклонению.

Согласно п. 8, ч.1 ст.17 гл.6 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Казэнерго» при рассмотрении заявок на участие в закупке участник закупки не допускается к участию в случае: несоответствия заявки на участие в закупке требованиям Извещения и/или Документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции, работы, услуги.

Порядок совершения и принятия решения об одобрении крупной сделки в ходе осуществления обществом с ограниченной ответственностью хозяйственной деятельности установлен ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно абз. 3 ч. 3 ст. 46 Закона об ООО в решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

 В силу п. 1 ст. 46 Закона № 14-ФЗ крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности, при этом: связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества; предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату. В свою очередь, в силу положений документации необходимость предоставления одобрения крупной сделки возникает у участника закупки, если такая обязанность возникает у заявителя в силу требований действующего законодательства и корпоративных требований самого общества.

Представители Заказчика пояснили, что при рассмотрении заявки заявителя было установлено, что в нарушение требований Документации в составе заявки участником Закупки приложено решение № 35 внеочередного общего собрания участников ООО «ПК «Северкомплект» от 21.03.2022г. по вопросу об одобрении или о совершении сделок от имени юридического лица по результатам открытых аукционов в электронной форме и договору поставки, что по мнению заказчика не соответствовало форме проводимой закупки.

Заявителем в жалобе отмечено, что заключаемая в рамках Закупки сделка не является для Общества крупной и предоставление решения о крупной сделке в рамках данной процедуры являлось необязательным и отклонение по вышеуказанным основаниям является неправомерным.

Однако, Комиссия Татарстанского УФАС России полагает, что с учетом того, что Заявителем в составе заявки было приложено решение № 35 внеочередного общего собрания участников ООО «ПК «Северкомплект» от 21.03.2022г. по вопросу об одобрении или о совершении сделок от имени юридического лица по результатам открытых аукционов в электронной форме и договору поставки, у закупочной комиссии Заказчика не имелось оснований для отклонения заявки участника, поскольку предметом настоящей закупки является поставка стального горизонтального резервуара объемом 15 куб.м. для котельной по ул.Зеленая,1 г.Казани, что соответствует проводимой Заказчиком закупке.

Вместе с тем, антимонопольным органом также установлено, что в принципе сделка в форме заключения по результатам такой закупки договора не является для Общества крупной сделкой и не требует ее одобрения в порядке статьи 46 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так как не превышает 25% балансовой стоимости активов Общества.

 В составе заявки участником процедуры была направлена справка с Расчетом стоимости чистых активов предприятия по состоянию на 30.06.2022 г., заверенная подпись руководителя организации. Согласно предоставленных данных размер чистых активов компании составляет 51 миллионов 331 тысяча рублей. Протокол об одобрении крупной сделки в составе заявки не предоставлялся, он был направлен Оператором электронной площадки, так как предоставлялся ранее при прохождении процедуры аккредитации. Ценовое предложение участника процедуры составило 456 000,00 руб., что составляет – 0.82% от балансовой стоимости активов Общества. Таким образом, участником процедуры были выполнены обязательства по подтверждению возможности заключения по результату закупочной процедуры договора, путем предоставления Заказчику в составе заявки справка с Расчетом стоимости чистых активов предприятия по состоянию на 30.06.2022 г.

Заказчик же не учитывает положения федерального закона N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» о крупных сделках при принятии решения об отклонении участника процедуры.

Участник закупки совершил необходимые и достаточные действия для соответствия его заявки требованиям документациям.

Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении от участия в Закупке заявки Общества согласно протоколу подведения итогов для запроса котировок в электронной форме от 25.07.2022 г., принято не в соответствии с условиями Документации.

Антимонопольный орган отмечает, что требование об одобрении крупной сделки не может и не должно становиться способом произвольного отклонения поданных участниками заявок со ссылками на их формальное несоответствие требованиям документации о закупке в случае, если у заказчика имеются сведения об отсутствии необходимости получения одобрения на совершение крупной сделки в обществе, или же напротив отклонения правомерно поданной заявки в составе, которой имеется недвусмысленное решение об одобрении крупной сделки по договорам, предмет, который соответствует предмету проводимой закупки Заказчика.

Действия заказчика по отклонению заявки участника не могли быть оценены иначе как противоречащие нормам Закона о закупках, так как подобные действия носят антиконкурентный характер и необоснованно ограничивают круг участников процедуры.

 Следует отметить, что процедура проведения торгов базируется, в первую очередь, на обеспечение как можно большего круга участников такой процедуры, а значит отклонение заявки по формальному и надуманному основанию не отвечает целям торгов.

 В свою очередь, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Однако в настоящем случае линия поведения заказчика таким принципам не соответствовала, поскольку, отказывая в допуске к дальнейшему участию в конкурентной процедуре в отсутствие на то объективных оснований, заказчик фактически нарушил нормальный ход закупочной процедуры исключительно по надуманным основаниями, и, тем самым, лишил такого участника права быть потенциальным исполнителем разыгрываемого контракта.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Татарстанского УФАС России находит доводы жалобы подтвержденными и усматривает нарушения в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки.

Рассмотрев жалобы ООО «ПК «Северкомлект» (вх.№ 9921/ж от 02.08.2022 г., вх.№9966/ж от 03.08.2022г.) на действия АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗЭНЕРГО" при проведении закупки № 32211551049 на предмет: Поставка стального горизонтального резервуара объемом 15 куб.м. для котельной по ул.Зеленая,1 г.Казани, сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Татарстанского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Закона о закупках и принято решение о необходимости выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобы ООО «ПК «Северкомлект» (вх.№ 9921/ж от 02.08.2022 г., вх.№9966/ж от 03.08.2022г.) на действия АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗЭНЕРГО" при проведении закупки № 32211551049 на предмет: Поставка стального горизонтального резервуара объемом 15 куб.м. для котельной по ул.Зеленая,1 г.Казани, обоснованными;

Признать Заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗЭНЕРГО" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Закона о закупках;

Выдать заказчику АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КАЗЭНЕРГО" предписание об устранении нарушений действующего законодательства;

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны