Решение №АЯ-04/3256 Решение по делу №016/07/3-457/2024 от 5 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/3256 от 05.04.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика Филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), слушателя <…> – [физическое лицо], рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «7ОЗЕР» (вх. №3009/ж от 25.03.2024 г.) на действия заказчика Филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети при проведении закупки по извещению №EX24021300011 на предмет: «Поставка бутилированной негазированной питьевой воды для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении упрощенной процедуры закупки №EX24021300011 было размещено на официальном сайте https://223etp.zakazrf.ru/ 13.02.2024 г.

Заказчик – Филиал АО "Татэнерго" Казанские тепловые сети

Начальная цена договора – 489 839 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о неправомерном подведении итогов закупки ранее установленного срока в извещении.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке АО «Татэнерго» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 части 9 и пунктами 8, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках извещение о проведении закупки и закупочная документация должны содержать в том числе сведения о порядке, дате начала, дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядке подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки), а также о дате рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Таким образом, в настоящий момент на законодательном уровне установлена обязанность заказчика указывать в извещении о проведении закупки и закупочной документации сроки, в том числе конкретные даты рассмотрения заявок участников закупочной процедуры и подведения итогов.

В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

При этом, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (п. 1 ст. 194 ГК РФ).

Учитывая изложенное, дата рассмотрения заявок является крайним сроком для осуществления действий, направленных на рассмотрение каждой из представленных участниками закупочной процедуры заявок, при это на законодательном уровне не установлено ограничений, препятствующих Заказчику исполнить фактически такие действия ранее установленной даты.

Согласно Извещению срок подачи заявок был установлен с 13.02. по 20.02.24 гг., дата подведения итогов - 26.03.2024 г. 

Следовательно, крайний срок для подведения итогов торгов являлся срок до 24:00 ч. 26.03.2024 г.

Итоговый протокол закупки №EX24021300011-01 был подписан и размещен 04.03.2024 г., то есть в срок до 24:00ч. 26.03.2024 г. установленной даты в извещении.

Таким образом, в указанной части в действиях Заказчика не усматривается нарушений требований действующего законодательства при подведении итогов торгов и рассмотрения заявок.

Довод заявителя признан необоснованным.

2.Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении заявки.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с итоговым протоколом закупки от 04.03.2024 г. заявка заявителя была отклонена по следующему основанию:

«Согласно приложенной к заявке документации участник является плательщиком НДС, на ЭТП ценовое предложение указано без учета НДС».

По мнению заявителя, заявка была отклонена неправомерно, так как в документации отсутствует правило подачи ценового предложения на ЭТП. Кроме того, участник в заявке на ЭТП прикрепил файлы «Письмо о подаче оферты» и «Технико-коммерческое предложение», где подробно описал ценовое предложение и выделил цену как с НДС, так и без НДС.

В извещении о проведении закупки заказчиком было установлено, что начальная (максимальная) цена договора без учета НДС составляет 408 199,17 рублей, с учетом НДС – 489 839,00 рублей.

В извещении ЭТП в разделе «Порядок подачи заявок» были указаны следующие требования:

«На электронной торговой площадке http://223etp.zakazrf.ru согласно правилам, регламентам (функционалу) электронной площадки путем заполнения полей электронного вида заявки на участие в закупке (в том числе ценового предложения), прикрепления к электронному виду данной заявки файлов с графическими видами документов данной заявки, соответствующих требованиям извещения об осуществлении закупки и не противоречащих полям электронного вида данной заявки. В поле электронного вида данной заявки «Ценовое предложение с учетом НДС» указывается включается или не включается в цену договора (цену лота) налог на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ».

Из представленных пояснении Заказчика следовало, что указанное требование к формированию цены договора связано с автоматической интеграцией данных, указанных участниками закупки в КИС 1С, в целях последующего формирования электронного вида документов закупки. Участник - плательщик НДС при подаче ценового предложения, в том числе на ЭТП, указывает сумму, включающую в себя расходы на уплату налога (учитывая в том числе и тот факт, что поставка закупаемого вида товара по налоговому законодательству облагаются НДС). Ценовые предложения, поданные участниками на ЭТП, учитываются Заказчиком без корректировки.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Комиссией установлено, что заявителем были приложены к заявке на участие файлы «Письмо о подаче оферты» и «Технико-коммерческое предложение», содержащие информацию о сумме ценового предложения с учетом НДС и без учета НДС.

При этом, при подаче ценового предложения на ЭТП в нарушение установленных требований к порядку подачи заявок Заявителем была указана сумма без учета НДС, тогда как согласно приложенной заявке участник подтвердил тот факт, что является налогоплательщиком НДС и предлагаемая им продукция облагается НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к числу принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относится равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 г.

На основании вышеизложенного, во исполнение требований части 2 статьи 3 Закона о закупках, при проведении аукциона (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (при проведении конкурса (и аналогичных процедур закупки) ценовой критерий также учитывается для определения победителя закупки).

При этом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Следовательно, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей либо большей, чем предложена в ходе проведения закупки.

Таким образом, на электронной торговой площадке заявителем должна была быть указана цена с учетом всех налоговых сборов и платежей, как это требовали установленные требования в извещении.

Кроме того, подавая заявку на участие, Заявитель выразил свое согласие с условиями, установленными заказчиком в документации, в том числе согласился, что при подаче ценового предложения должна указываться сумма с учетом НДС.

В рассматриваемом случае все участники закупки находились в равном положении, преимущественных условий заказчиком для кого-либо не создавалось.

Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.

Вместе с тем, заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства. Довод заявителя о том, что его заявка была отклонена неправомерно, не находит своего подтверждения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «7ОЗЕР» (вх. №3009/ж от 25.03.2024 г.) на действия заказчика Филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети при проведении закупки по извещению №EX24021300011 на предмет: «Поставка бутилированной негазированной питьевой воды для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанские тепловые сети» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны