Решение №АБ-04/6976 Решение по делу № 016/06/64-860/2020 о нарушении законодател... от 26 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АБ-04/6976 от 26.05.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

в присутствии представителей заказчика ГУП РТ «Электрические сети» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 03.12.2019 г. №36/2019), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 03.12.2019 №35/2019), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 22.05.2020 г. №25/2020), в отсутствии представителей заявителей <…> – [физическое лицо], ООО «Атлантикпро», ООО «Морис», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы <…> – [физическое лицо]

 (вх. №6947/ж от 19.05.2020 г.), ООО «Атлантикпро» (вх. №7024/ж от 21.05.2020 г.), ООО «Морис» (вх. №7025/ж от 21.05.2020г.) на действия заказчика ГУП РТ «Электрические сети» при проведении закупки №0511500000720000001 на предмет: «Капитальный ремонт комплектных трансформаторных подстанций садоводческих обществ Верхнеуслонского района Республики Татарстан»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона №0511500000720000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 13.05.2020г.

Начальная (максимальная) цена контракта – 18 006 309,34 руб.

Заказчик – ГУП РТ «Электрические сети».

Суть жалоб, по мнению заявителей, закупка проводятся с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобах, не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя Сидоровой Е. о наличии разночтений в извещении о проведении закупки и аукционной документации.

Пунктом 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.

В ходе анализа сайта единой информационной системы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что извещение о проведении закупки и аукционная документация содержат различные сроки окончания подачи заявок на участие и окончания рассмотрения заявок, а именно:

 

Извещение о проведении закупки

Аукционная документация

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе

21.05.2020 10:00

 

13 мая 2020 г. 07ч. 00мин.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе

22.05.2020

 

21 мая 2020 г.

Дата проведения аукциона в электронной форме

25.05.2020

 

25 мая 2020 г.

Согласно пояснениям заказчика, сроки, указанные в аукционной документации являются технической ошибкой, которая произошла в результате опечатки при размещении документации.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, довод заявителя находит свое подтверждение, заказчиком установлены различные даты и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пунктов 3 и 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, указанные в документации неверные сроки окончания подачи заявок были ранее даты и времени размещения извещения о проведении закупки (дата и время окончания срока подачи заявок в документации – 13.05.2020 в 7:00, дата и время размещения извещения о проведении закупки – 13.05.2020 в 12:15), следовательно, участники закупки при подаче заявок не могли быть введены в заблуждение, предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Относительно довода заявителя ООО «Атлантикпро» о том, что в проекте контракта отсутствует положение о неприменении штрафных санкций к поставщику при нарушении им обязательств по контракту в связи с распространением COVID-19.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Заявитель жалобы в своей жалобе ссылается на Письмо Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03 апреля 2020г. № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», в котором предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением COVID-19, поставщик (подрядчик) вправе ссылаться на данное обстоятельство как на основание освобождения его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию.

 По мнению заявителя, проект государственного контракта должен содержать положение о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику) при нарушении им обязательств по контракту по указанным основаниям.

Однако, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что указанные меры по неприменению штрафных санкций в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе отражённые в Письме Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» применяются вне зависимости от их наличия/отсутствия в государственных контрактах.

Закон о контрактной системе или иные нормативно-правовые акты Российской Федерации не содержат указание на внесение соответствующих изменений в проекты государственных контрактов.

Кроме того, пунктом 8.1 проекта контракта заказчиком установлено, что ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту, происшедшее в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, как-то: стихийные бедствия, забастовочные движения, войны, восстания и иные обстоятельства непреодолимой силы, возникшие после подписания Контракта.

В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного письма распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Относительно доводов заявителя ООО «Атлантикпро» об отсутствии в составе аукционной документации проекта сметы контракта и расчета НМЦК с применением индексов инфляций на период строительных работ.

Статьей 110.2 Закона о контрактной системе установлены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 6.1. статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ.

Пунктом 7 Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» установлено, что результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола. Рекомендуемый образец такого протокола приведен в Приложении N 1 к Порядку.

Разделом IV «Определение НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений» Приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр определен порядок определения НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно пояснениям ГУП РТ «Электрические сети», проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе аукционной документации сметы.

При этом, указанный приказ не содержит указание на необходимость размещения указанного протокола в единой информационной системе (такое указание прямо содержится в п. 15 раздела II, п. 19 раздела III, п.24 раздела IV Приложения №1 к Приказу).

В Разделе IV Приложения №1 к Приказа 841/пр не содержится прямого указания на необходимость размещения проекта сметы контракта в единой информационной системе.

Необходимость размещения проекта сметы контракта содержится в п.4 Приложения №2 к Приказу 841/пр «Методика составления сметы контракта предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства», который, согласно п.1 Методики, определяет общие правила составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Таким образом, учитывая, что ни положения Приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, ни Закон о контрактной системе не устанавливает обязательного требования о включении протокола определения начальной (максимальной) цены контракта в состав проектной, аукционной документации и размещении его в Единой информационной системе, довод заявителя признан необоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.

Вместе с тем, индексы инфляции могут быть не применены в расчете начальной (максимальной) цены контракта в связи с ограниченным лимитом бюджетных обязательств, предусмотренным на объекты.

Таким образом, Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 72, частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации начальная (максимальная) цена контракта определена в пределах лимитов бюджетных обязательств.

На основании изложенного, доводы заявителя признаны необоснованными.

Относительно довода заявителя ООО «Морис» о неразмещении заказчиком проектной документации в единой информационной систем в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Положениями части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.

При этом в соответствии с частью 12.2. статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального  ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт  объектов капитального строительства основании акта,  утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и  содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации.

Предметом закупки является проведение капитального ремонта комплектных трансформаторных подстанций, смета является частью проектной документации.

Таким образом, проведение капитального ремонта осуществляется на основании сметы и подготовка иных разделов проектной документации является правом, а не обязанностью заказчика.

Довод заявителя признан необоснованным.

Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу <…> – [физическое лицо] (вх. №6947/ж от 19.05.2020г.) на действия заказчика ГУП РТ «Электрические сети» при проведении закупки №0511500000720000001 на предмет: «Капитальный ремонт комплектных трансформаторных подстанций садоводческих обществ Верхнеуслонского района Республики Татарстан», обоснованной.

Признать жалобу ООО «Атлантикпро» (вх. №7024/ж от 21.05.2020г.) на действия заказчика ГУП РТ «Электрические сети» при проведении закупки №0511500000720000001 на предмет: «Капитальный ремонт комплектных трансформаторных подстанций садоводческих обществ Верхнеуслонского района Республики Татарстан», необоснованной.

Признать жалобу ООО «Морис» (вх. №7025/ж от 21.05.2020г.) на действия заказчика ГУП РТ «Электрические сети» при проведении закупки №0511500000720000001 на предмет: «Капитальный ремонт комплектных трансформаторных подстанций садоводческих обществ Верхнеуслонского района Республики Татарстан», необоснованной.

Признать заказчика ГУП РТ «Электрические сети» нарушившим требования пунктов 3 и 4 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны