Решение №04-04/6294 Рассмотрение жалобы № 016/07/3.2-508 /2019 в отношении АО "Ц... от 26 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/6294 от 26.04.2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии заказчика - <…> (доверенность №28-Ц от 02.03.2019г.), в отсутствии представителя Заявителя, рассмотрев жалобы <…> (вх. № 5527/ж, 5528/ж от 04.04.2019г.) на действия заказчика – АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" при проведении закупки №31907688627 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, №31907688646 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов.
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки №31907688627 на поставку вспомогательных формовочных материалов размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 27.03.2019г.
Заказчик - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
Начальная (максимальная) цена контракта — 144028,80руб.
Дата начала срока подачи заявок 26.03.2019 г.
Дата и время окончания подачи заявок 02.04.2019 г. в 08:00
Извещение о проведении закупки № 31907688646 на поставку вспомогательных формовочных материалов размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 27.03.2019г.
Заказчик - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
Начальная (максимальная) цена контракта — 112573,94 рублей.
Дата начала срока подачи заявок 26.03.2019 г.
Дата и время окончания подачи заявок 02.04.2019 г. в 08:00
Данные жалобы рассматриваются в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссия установила следующее.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" утверждено Советом директоров АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" «10» декабря 2018г.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
1. Относительно довода Заявителя о том, что заказчиком не выдержан срок в 5 рабочих дней для приема заявок на участие в запросе котировок.
Согласно части 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В силу пункта 4 части 5.2.3 Положения Заказчиком установлены сроки размещения извещения и документации в официальных источниках, в частности:
Запрос котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке (если Федеральным Законом установлен иной срок, закупка размещается в указанные в законе сроки).
Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что заказчиком извещение о проведении закупок №31907688627 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, №31907688646 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 27 марта 2019 года. Срок окончания подачи заявок участниками закупки установлен на 02 апреля 2019 года. (Рис.1)
Рис.1
<…>
Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок лишь за три рабочих дня до окончания приема заявок, что могло привести к значительному сокращению потенциальных участников закупок.
Следовательно, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены требования части 21 статьи 3.2 Закона о закупках.
2. Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки Заказчиком не указаны срок, место и порядок предоставления документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа.
В Закупочной документации Заказчика установлено следующее: «Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации:
Заинтересованные лица могут получить полный комплект закупочной документации в электронной форме бесплатно в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru/223, 223etp.zakazrf.ru. В случае получения заявления от любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме нарочно, посредством почты. Размер платы за предоставление закупочной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, Заказчиком не взимается».
Комиссией было установлено, что в извещениях об осуществлении конкурентной закупки Заказчиком не указаны срок, место и порядок предоставления документации о закупке (Рис.2):
Рис.2
<…>
Между тем, согласно ответу от АО «Агентство по государственному заказу РТ» (исх. №1012 от 11.04.2019 г.) информация сроке, месте и порядке предоставления документации о закупке была направлена в Единую информационную систему в сфере закупок своевременно, однако по неизвестной причине данная информация в ЕИС не отобразилась.
Исходя из этого, довод Заявителя комиссией признан обоснованным, однако комиссия отмечает отсутствие вины заказчика в данном нарушении, так как им предприняты действия для недопущения нарушения.
3. Относительно довода Заявителя о том, что в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки, а у Заказчика этот срок составляет только 3 календарных дня.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Пунктом 4 части 5.2.3 Положения Заказчиком установлен срок размещения извещения и документации - не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. Таким образом, срок со дня внесения изменений в извещение о закупке, должен быть продлен таким образом, чтобы со дня внесения изменений, до окончания срока приема заявок оставалось не менее трех рабочих дней.
Согласно извещению о проведении закупки, изменения в извещение были внесены в 10:00 27 марта 2019 года. Сроком окончания подачи заявок является 02 апреля 2019.
Таким образом, заказчиком выдержан срок в три рабочих дня со дня внесения изменений в извещение до дня окончания приема заявок.
Исходя из этого, довод Заявителя Комиссией Татарстанского УФАС России признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя, что в документации к закупке заказчиком установлено, что заказчик вправе без каких-либо последствий для себя и возмещений участнику закупки отказаться от процедуры закупки в любое время до выбора победителя.
Согласно ч. 5 ст. 3.2 Закон о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Однако, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что в п.11 раздела II документации, заказчиком установлено, право без каких-либо последствий для себя и возмещений участнику закупки отказаться от процедуры закупки в любое время до выбора победителя.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что закупка по данному правилу не отменялась. По итогам подачи заявок на участие в закупке не было подано не одной заявки.
На основании изложенного, Комиссией Татарстанского УФАС России, решила признать довод заявителя обоснованным. Помимо этого комиссией установлено, что установление данного правила не привело к нарушению прав и законных интересов участников закупок, так как данное правило не применялось, более того на участие в закупках заявок подано не было.
В связи с тем, что закупки признаны несостоявшимися, Комиссия Татарстанского УФАС России решила предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы <…> (вх. № 5527/ж, 5528/ж от 04.04.2019г.) на действия заказчика – АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" при проведении закупки №31907688627 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, №31907688646 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, частично обоснованными, по первому, второму и четвертому доводам жалоб.
2. Признать заказчика АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" нарушившим часть 21 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 4 части 5.2.3 Положения.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |