Решение №ИП-04/10949 Решение по делу №183-кз/2015 о нарушении законодательства в ... от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №183-кз/2015 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении – Войсковой части 5598

 

Исх.№ИП-04/10949 от 16.07.2015 г.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе (далее – Комиссия):

<…>, в присутствии представителей государственного заказчика – Войсковой части 5598 Колчина А.В.  (доверенность №14/4 от 08.07.2015 г.), Задовского М.В. (доверенность №14/1 от 25.12.2014г.),  в отсутствие  представителя заявителя – ИП Выборновой Ю.В., о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99  Закона о контрактной системе  жалобу ИП Выборновой Ю.В. (вх.№1449/ж от 06.07.2015г.) на действия государственного заказчика – Войсковой части 5598 при проведении электронного аукциона № 0311100025315000011 на предмет: «Поставка медикаментов»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона № 0311100025315000011 на предмет: «Поставка медикаментов» с последними изменениями было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru  09.07.2015 года.

Государственный заказчик -  Войсковая часть 5598.

Начальная (максимальная) цена контракта — 149 947,64 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя ИП Выборновой Ю.В.: 1) объединение некоторых позиций в один лот; 2) не указаны даты начала и окончания разъяснений положений документации; 3) установление остаточного срока годности в процентах.

Изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе заявителя, обоснованными ввиду следующего.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,  документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Предельное значение начальной (максимальной) цены контракта установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013г. №929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями», согласно которому  предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, в размере (за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления):1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей.

При этом установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств: лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.

В пункте 30 технического задания аукционной документации указано международное непатентованное наименование «Фенобарбитал+этилбромизовалерианат+мятное масло + хмелевое масло».

При этом в Государственном реестре лекарственных средств под данным международным непатентованным наименованием, в требуемой форме выпуска указано торговое наименование «Валокордин», у которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.

Следовательно, довод жалобы по данному основанию является обоснованным.

2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе

Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что  любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В пункте 2.3 информационной карты аукционной документации (в редакции от 30.06.2015г.) не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, что могло привести к ограничению числа участников аукциона.

Вместе с тем, учитывая, что аукцион проходит в электронной форме на электронной торговой площадке, запрос разъяснений может приниматься в любое время до установленной даты окончания приема запросов.

Таким образом, государственным заказчиком нарушены требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Однако, согласно аукционной документации в редакции от 09.07.2015 даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации установлены: «в период «09» июля 2015 г. по «14» июля 2015 г. 09:00 (по московскому времени)».

Вместе с тем, дата окончания срока подачи заявок в информационной карте установлена - 17.07.2015г. в 09:00,  а в извещении датой окончания срока подачи заявок является – 16.07.2015 в 09:00.

Учитывая разные даты окончания подачи заявок, последний запрос разъяснений должен поступить  заказчику не позднее чем за три дня до указанной даты, следовательно, прием запросов разъяснений положений документации об аукционе  должен быть установлен не позднее 13.07.2015г. (при окончании срока подачи заявок 17.07.2015г.) и 12.07.2015г. (в случае установления окончания срока подачи заявок 16.07.2015г.).

На основании изложенного, государственным заказчиком установлен некорректный срок окончания подачи запросов на разъяснения, что могло привести к ограничению числа участников аукциона.

Таким образом, государственным заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод заявителя по данному основанию, является обоснованным.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 18 Закона об обращении лекарственных средств для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат (далее - регистрационное досье).

В регистрационное досье включается, в том числе, проект инструкции по применению лекарственного препарата, содержащего, помимо прочего, срок годности и указание на запрет применения лекарственного препарата по истечении срока годности.

В процессе регистрации лекарственного препарата доказывается его эффективность, качество и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации лекарственного препарата означает его соответствие требованиям эффективности, качества и безопасности в период срока его годности.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2015 г. №АК/34487/14 «О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов» хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке лекарственные препараты одного товарного рынка (либо один лекарственный препарат), но имеющие различные сроки годности (или различные остаточные сроки годности при зарегистрированных одинаковых сроках годности), в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.

Таким образом, не допускается установление остаточного срока годности лекарственных препаратов, выраженного в процентах.

В техническом задании аукционной документации (в редакции от 30.06.2015г.) указан остаточный срок годности от срока годности, установленного изготовителем, законодательством не менее 80%.

Таким образом, государственный заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, доводы заявителя являются обоснованными.

Вместе с тем, 09.07.2015г. в техническое задание аукционной документации были внесены изменения, в соответствии с которыми « На момент поставки обеспечить остаточный срок годности Товара, от общего срока годности, заявленного заводом-изготовителем:

- более 5-ти лет – остаточный срок годности, не менее 24 месяцев;

- от 4-х до 5-ти лет – остаточный срок годности, не менее 18 месяцев;

- от 3-х до 4-х лет – остаточный срок годности, не менее 12 месяцев;

- от 1-го до 3-х лет – остаточный срок годности, не менее 10 месяцев;

- до 1-го года – остаточный срок годности, не менее 7 месяцев.

Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1/В соответствии с частью 1-2 статьи 63 Закона о контрактной системе,  извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению, опубликованному на Официальном сайте, дата и время окончания подачи заявок: 16.07.2015 в 09:00.

Следовательно, государственный заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о  дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 4.1.2 информационной карты аукционной документации, установлены дата и время окончания подачи заявок для участия в электронном аукционе : 17.07.2015 в 09:00, что не соответствует  дате указанной в извещении о проведении электронного аукциона: 16.07.2015г. в 09:00.

Данное несоответствие вводит в заблуждение участников закупки, так как неясно в какой именно срок необходимо подать заявку на участие.

Таким образом, государственным заказчиком нарушены требования части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.

2.  Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»  фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Так, в Приложении к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности установлен перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в том числе:

1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения.

2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения.

3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.

4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения.

5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения.

6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.

7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.

Предметом электронного аукциона № 0311100025315000011 является поставка лекарственных средств.

Следовательно, одним из требований к участникам закупки является наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (отпуск, перевозка, хранение лекарственных препаратов  и т.п.).

Вместе с тем, ни в извещении, ни в документации об электронном аукционе отсутствует требование о предоставлении участником закупки вышеуказанной лицензии.

Таким образом, государственным заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31,  пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП <…> на действия государственного заказчика – Войсковая часть 5598 при проведении электронного аукциона № 0311100025315000011 на предмет: «Поставка медикаментов» обоснованной.

2. Признать государственного заказчика – Войсковую часть 5598 нарушившим требования пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 31,  пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66   Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать государственному заказчику – Войсковой части 5598, оператору электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»  предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны