Решение № ИП-04/12277 Р Е Ш Е Н И Е по делу №Т04-213/2016 от 2 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу №Т04-213/2016

Исх. ИП-04/12277 от 01.09.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:      <…>;

Членов Комиссии:                <…>;

                                           <…>;

                                          <…>;

В присутствии представителя заказчика – <…>, в присутствии представителя уполномоченного органа – Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам <…>, в отсутствии представителей заявителя (ходатайство), рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом «Транссервис» (вх. №1200/ж от 22.07.2016 г.), на действия заказчика ОАО «ТАТСПИРТПРОМ» при проведении запросов предложений в электронной форме, извещение № 31603894304, №31603894300, №31603894298 на предмет: «Право заключения договора на оказание услуг по перевозке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья».

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №31603894304 на предмет: «Право заключения договора на оказание услуг по перевозке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 15.07.2016 года.

Начальная максимальная цена договора – 3 025 000 ,00 руб.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме №31603894300 на предмет: «Право заключения договора на оказание услуг по перевозке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 15.07.2016 года.

Начальная максимальная цена договора – 9 020 000 ,00 руб.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 31603894298 на предмет: «Право заключения договора на оказание услуг по перевозке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 15.07.2016 года.

Начальная максимальная цена договора – 3 526 000 ,00 руб.

Суть жалобы: по мнению заявителя, закупка осуществляется заказчиком с нарушением действующего законодательства, и документация о закупке не соответствует требованиям законодательства.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссия установила следующее.

1. Относительно довода заявителя, что заказчиком неправомерно установлен критерий оценки заявок участников – наличие у участника процедуры не менее 10 полуприцепов-цистерн объемом не менее 4000 декалитров каждый.

Согласно Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, допустимая масса для перевозок грузов пятиосным автопоездом составляет 40 тонн.

При этом, согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», юридические лица или индивидуальные предприниматели не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленную в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ, движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы или допустимой нагрузки на ось транспортного средства влечет наложение административного штрафа в зависимости от величины превышения на водителя в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку – от десяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей , кроме того применяется задержание транспортного средства, помещение на специализированную стоянку.

Однако, как следует из жалобы, при использовании седельных тягачей и полуприцепов-цистерн объемом 4000 декалитров, суммарный вес автопоезда будет превышать допустимую максимальную массу для пятиосного автопоезда.

При этом, согласно статье 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», допускается возможность получения специального разрешения.

Однако, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, для обеспечения потребностей заказчика можно использовать и автоцистерны меньшего объема, что позволило бы увеличить круг а также уменьшить затраты участников запроса предложений.

Кроме того, из предоставленного заказчиком на заседании письма завода производителя ООО «Абсолют» №355/1 от 25.04.2016г. установленный лимит отгрузки объемом не менее 5000 дал и установление требований заказчика не менее 4000 дал предоставляет преимущества одному участнику и ограничивает другого, так как заявка участника ООО «Транс-Алко» содержала предложение в 5000 дал, из чего можно предположить, что данная закупка инициирована под данного участника.   

Таким образом, комиссией Татарстанского УФАС России данный критерий оценки признан ограничивающим конкуренцию, жалоба в этой части обоснована.

2. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлен неправомерный критерий оценки участников – наличие в собственности не менее 10 исправных седельных тягачей и не менее 10 полуприцепов-цистерн, каждая вместимостью не мене 4000 декалитров

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 14 Технического задания установлен критерий «Наличие у участника процедуры в собственности не менее 10 исправных  седельных тягачей и не менее 10 полуприцепов-цистерн вместительностью не менее 4000 декалитров каждый».

Как следует из устных пояснений представителя заказчика, данный критерий был включен в закупочную документацию с целью обеспечения бесперебойной поставки спирта в рамках исполнения контракта.

Однако, по мнению Комиссии, установление данного критерия не может гарантировать обеспечение потребности заказчика, поскольку оставляет возможность победы участника, который не обладает таким количеством тягачей и цистерн соответствующего объема.

Кроме того, как следует из пояснений заявителя, ранее между заявителем и заказчиком был заключен договор перевозки опасных грузов № 146 от 25.03.16, в рамках которого заявителем был осуществлен объем перевозок в 70 000 декалитров, что превышает объем оспариваемых закупок, с использованием 10 седельных тягачей и 6 полуприцепов-цистерн объемом 3000 декалитров.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что данный довод жалобы является обоснованным.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Татспиртпром».

В пункте 6.2.9.1 Положении о закупке товаров, работ, услуг ОАО «ТАТСПИРТПРОМ» установлено, что договор может быть заключен не позднее чем через 7 дней с даты подписания протокола запроса предложений, размещенного на электронной площадке и единой информационной системе.

При этом договор заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения договора в случае, если Обществом установлено требование обеспечения исполнения договора.

В случае заключения договора в электронной форме порядок направления, получения и подписания договора определяется регламентом проведения торгов оператора электронной площадки.

По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение процедуры является нарушением статьи 1, части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о закупках целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Таким образом обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года № 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом заказчиком в данной закупке в части запроса предложений установлен минимальный срок для подписания договора, в течение семи дней соответственно победитель торгов обязан подписать договор в день отправки договора на седьмой день после определения победителя торгов, либо признается уклонившимся от заключения договора. В связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля   со   стороны   антимонопольного   органа, фактически   исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Ввиду того, что договор между ОАО «Татспиртпром» и победителем торгов ОАО «ТрансАлко» заключен, комиссиия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания в части  внесения изменения в  документацию и извещение по вышеуказанным запросам предложений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Торговый дом «Транссервис» на действия заказчика ОАО «Татспиртпром» при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья частично обоснованной.

2. Признать заказчика – ОАО «Татспиртпром» нарушившим требования пункта, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать заказчику - ОАО «Татспиртпром» предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                      <…>

Члены Комиссии                                                                  <…>

                                                                                             <…>                                                                                                   

                                                                                            <…>                                                                                                                 

                                                                                                                 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны