Решение №ИП-04/5288 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе №Т04-122/2016 от 15 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по жалобе №Т04-122/2016

Исх. №ИП-04/5288 от 14.04.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:<…>

в присутствии представителей заказчика - ПАО «Таттелеком» <…>, в присутствии  представителей заявителя ООО <…>, рассмотрев жалобу ООО <…>  на действия заказчика – ПАО «Таттелеком» при проведении открытого запроса предложений на предмет: «  Поставка оборудования DWDM, системы управления, программного обеспечения, предоставление прав использования программного обеспечения, оказание услуг по шефмонтажу и обучению в рамках реализации проекта на сети ПАО «Таттелеком»» (извещение №31603391022),

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого запроса предложений №31603391022 на предмет: «Поставка оборудования DWDM, системы управления, программного обеспечения, предоставление прав использования программного обеспечения, оказание услуг по шефмонтажу и обучению в рамках реализации проекта на сети ПАО «Таттелеком»» было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 04.03.2016г.   

Дата начала подачи заявок – 04.03.2016г.

Дата окончания приема заявок – 14.03.2016 09:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 15.03.2016 09:00.

Суть жалобы: по мнению заявителя, заявка отклонена неправомерно.

С 01.01.2012г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке).

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки - положением о закупке.

Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, товаров, работ и услуг для нужд ПАО «Таттелеком», а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При проведении открытого запроса предложений на предмет: «Поставка оборудования DWDM, системы управления, программного обеспечения, предоставление прав использования программного обеспечения, оказание услуг по шефмонтажу и обучению в рамках реализации проекта на сети ПАО «Таттелеком»»  (извещение № 31603391022) заказчик руководствовался Положением о закупках, товаров, работ и услуг для нужд ПАО «Таттелеком» утвержденным решением Совета директоров ПАО «Таттелеком»  (протокол №9 от 20.02.2016г.).

В соответствии с пунктом 1,3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик».

В соответствии с частью 14.4 Положения о закупках заказника установлено: «Извещение о проведении запроса предложений и документация о закупке должны содержать сведения, предусмотренные настоящим Положением и быть доступными для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе предложений без взимания платы. Извещение о проведении запроса предложений может содержать указание на товарные знаки. В случае если в извещении о проведении запроса предложений содержится указание на товарные знаки, они могут сопровождаться словами «или эквивалент» («или аналог»), за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения закупки на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

Таким образом, Положением о закупках заказчика не установлен запрет на закупку конкретного оборудования и не установлен запрет на невозможность поставки эквивалентного оборудования. Кроме того, закон о закупках не содержит каких – либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и его изготовителя.

Следовательно, указание в документации о закупке конкретных технических требований без сопровождения словами «или эквивалент» не ограничивает количество участников запроса предложений, так как указанный в документации о закупке товар может быть поставлен несколькими поставщиками.

Согласно пояснениям представителя заказчика, руководствуясь Положением о закупках, ПАО «Таттелеком» объявило закупку без предложения аналогов исходя из следующих критериев:

1) исходя из совместимости с ранее закупленной технически сложной продукции, ввиду того, что вся существующая инфраструктура построена  на базе оборудования ООО «Техкомпания Хуавэй»;

2) использование оборудования иного производителя поверх существующей сети «Хуавэй» по технологии может привести к значительным затруднениям при сети и её эксплуатации;

3) наличие на сети оборудования одного производителя позволит оптимизировать затраты на обслуживание, путем заключения единого договора на после – гарантийное обслуживание;

4) имеется более положительный опыт использования оборудования ООО «Техкомпания Хуавэй» в течении более чем 10 лет.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик правомерно отклонил заявку заявителя.

Следовательно, довод заявителя, является необоснованным.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки комиссией установлено следующее.

В части 9.1 статьи 9 Положения о закупках, товаров, работ и услуг для нужд ПАО «Таттелеком» установлено, что договор, должен быть заключен в течение двадцати дней, если иной срок не установлен Документацией о закупке.

По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров должен быть направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение  процедуры является нарушением статьи 1,части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Таким образом обжалование в антимонопольном органе  в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года № 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчиком в Положении о закупках установлен максимальный срок для подписания договора, а именно в течение двадцати дней,  то есть не установлен минимальный срок, что позволяет заключить договор сразу же после опубликования протокола подведения итогов торгов, в связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля   со   стороны   антимонопольного   органа,  фактически   исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

2. В соответствии с пунктом 47 статьи 15.1 Положения о закупках, товаров, работ и услуг для нужд ПАО «Таттелеком»,  под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику): в иных случаях по решению генерального директора.

Таким образом, заказчик в лице Генерального директора выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) на свое усмотрение, исходя из своего субъективного мнения, а не исходя из наиболее выгодных предложений участников, в том числе о цене контракта. Такой выбор заказчика приводит к коррупционным рискам.

Это противоречит основным целям Закона о закупках, таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Данные действия по заключению договоров с единственными поставщиками, без проведения торгов, являются антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение участвовать в торгах, более того отсутствует экономия денежных средств.

При закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствоваться:

1) информационной открытостью закупки;

2) равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевой и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО <…> на действия заказчика – ПАО «Таттелеком» при проведении открытого запроса предложений на предмет: «Поставка запчастей для ТС» (извещение № 31603391022), необоснованной.

2. Признать заказчика -  ПАО «Таттелеком» нарушившим требования  части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – ПАО «Таттелеком» предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны