Решение № ИП-04/5722 Решение по делу № Т04-64/2015 в отношении МУП «Водоканал» от 22 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № Т04-64/2015 в отношении МУП «Водоканал»

Исх. от 15.04.2015г. № ИП-04/5722

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 года №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Комиссия) в составе: <…>,

в отсутствие заявителя – ФГБОУ ДПО «НИПК», в  присутствии представителя заказчика - МУП «Водоканал», рассмотрев жалобу ФГБОУ ДПО «НИПК» на действия заказчика – МУП «Водоканал» при проведении запроса котировок на предмет: «Выполнение услуг по обучению работников по программам «Особенности ведения газоспасательных работ в условиях химической аварии и аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров на химически опасных и взрывоопасных производственных объектах», «Руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований» (извещение № 31502140838),

Установила:

Извещение о проведении запроса котировок на предмет: «Выполнение услуг по обучению работников по программам «Особенности ведения газоспасательных работ в условиях химической аварии и аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров на химически опасных и взрывоопасных производственных объектах», «Руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований» (извещение №31502140838) размещено на официальном сайте Российской Федерации zakupki,gov.ru - 18.03.2015 года.

Государственный заказчик – МУП «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена контракта – 727 600,00 рублей.

В своей жалобе заявитель сообщил, что заказчиком необоснованно установлены требования о предоставлении книжки спасателя; удостоверения личности; выписки из протокола заседания Отраслевой комиссии Минпромторга  России по аттестации  химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей граждан, приобретающих статус спасателей (ОАК 5/6), а также выставлено требование о расположении учебного центра в г.Казань.

Представители государственного заказчика — МУП «Водоканал» с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения по существу жалобы.

Заслушав представителей сторон, а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, частично обоснованными, ввиду следующего.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, директором МУП «Водоканал» 19.01.2015г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Водоканал».

В соответствии с частью 2 статьи 39 Положения о закупках, в документации о проведении запроса котировок должны быть указаны с том числе сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 17 закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно статье 40 Положения о закупках, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника процедуры закупки;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование, марка, товарный знак и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса ценовых котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;

4) согласие участника процедуры закупки исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса ценовых котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи);

6) сроки и порядок оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) в случае проведения процедуры запроса котировок в электронной форме, оформление котировочных заявок может регламентироваться правилами, установленными на соответствующей электронной торговой площадке с соблюдением требований настоящего Положения.

В извещении о закупке заказчиком установлено следующее требование: «Исполнитель  после проведения обучения обязан выдать работникам следующие документы:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации;

- книжку спасателя;

- удостоверение личности;

- выписку из протокола заседания Отраслевой комиссии Минпромторга  России по аттестации  химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей граждан, приобретающих статус спасателей (ОАК 5/6).

Требования к качеству выполнения работ: Работы должны быть выполнены в соответствии с ФЗ №28 «О гражданской обороне» от 12.02.1998г., ФЗ №68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994г., ФЗ №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г., Постановлением Правительства РФ  №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований  и спасателей» от 22.11.1997г., Уставом аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ и исполнением требований нормативных документов, регламентирующих деятельность аварийно-спасательных формирований».

Вместе с тем, оказание услуг по обучению работников по программам «Особенности ведения газоспасательных работ в условиях химической аварии и аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров на химически опасных и взрывоопасных производственных объектах», «Руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований» осуществляется посредством реализации дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разработанной и утвержденной образовательным учреждением. Осуществление деятельности по дополнительному профессиональному образованию регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации", а также Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. В части 1 статьи 59 вышеуказанного Федерального закона установлено, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Проводится итоговая аттестация, как правило, в форме зачетов и экзаменов. Статьей 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" утвержден перечень документов об образовании и (или) о квалификации, выдаваемых по итогам обучения. В части 15 статьи 76 ФЗ-273 указано, что лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о

профессиональной переподготовке.

Пунктом 19 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" также установлено, что освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.

В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а именно в соответствии с "Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя". Пунктом 21 раздела 3 указанного Положения установлено, что граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и обучения по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ. В соответствии с пп. в) п. 22 Положения одним из обязательных требований, предъявляемых при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, является обучение по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ. Для проведения аттестации гражданин, приобретающий статус спасателя, представляет в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное им лично, к заявлению прилагаются копии документов об обучении по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ (п. 23, 24 Положения). Кроме того, п. 34 Положения установлено: гражданину, в отношении которого аттестационной комиссией принято положительное решение о присвоении статуса спасателя и об аттестации его на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ, выдаются удостоверение личности спасателя, книжка спасателя. В книжке спасателя указываются вид (виды) аварийно-спасательных работ, на ведение которого (которых) он аттестован. Форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Деятельность комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя регулируется “Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя”, утвержденным Приказом МЧС России от 20.02.2013г. № 102, в соответствии с которым (пп. е) п.9 Положения МЧС) аттестационные комиссии обязаны выдавать аттестованным спасателям удостоверения личности спасателя и книжки спасателя установленных образцов, а также их дубликаты, информировать спасателей о присвоенных им регистрационных номерах для последующего нанесения их на жетоны спасателя установленного образца, а при проведении периодической и (или) внеочередной аттестации спасателей производить в книжках спасателя записи об аттестации.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы при принятии решения об аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя и гражданина, приобретающего статус спасателя, обеспечивалось всестороннее, объективное и полное рассмотрение вопроса о соответствии аттестуемых обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, а также исключалась возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения (п.12 Положения МЧС).

Таким образом, установленные заказчиком МУП «Водоканал» требования для участников по обязанности Исполнителя по окончании обучения выдать работникам следующие документы: книжку спасателя, удостоверение личности, выписку из протокола заседания Отраслевой комиссии Минпромторга России по аттестации химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей граждан, приобретающих статус спасателей (ОАК 5/6) являются незаконными, неизмеримыми, невыполнимыми и противоречащими требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. “О защите конкуренции”, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Образовательные учреждения Российской Федерации не наделены полномочиями проведения аттестации спасателей, и, следовательно, не имеют права выдавать по итогам обучения (повышения квалификации) удостоверения и книжки спасателя.

На основании вышеизложенного, установив данные требования к исполнителям по договору о предоставлении обучающимся книжки спасателя; удостоверения личности; выписки из протокола заседания Отраслевой комиссии Минпромторга  России по аттестации  химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей граждан, приобретающих статус спасателей (ОАК 5/6), установил завышенные требования к участникам (исполнителям), ограничивающим конкуренцию, что подтверждается наличием только одной поданной заявки на участие в закупке.

Таким образом, заказчиком – МУП «Водоканал» допущено нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако требование о наличии у участника учебного центра в г. Казани не является нарушением требований Закона о защите конкуренции, поскольку единый порядок проведения закупки устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в закупке и стимулирования такого участия, эффективного использования средств источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок и иных целях.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Кроме того, в ходе изучения документов, Комиссией было установлено следующее.

В извещении о проведении закупки установлены следующие требования к составу заявки, подаваемой на участие в закупке: «а) полученную не ранее чем за месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок выписку из единого государственного реестра юридических лиц или копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за месяц до дня размещения на официальном сайте о размещении заказов извещения о проведении запроса котировок выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за месяц до дня размещения на официальном сайте о размещении заказов извещения о проведении запроса котировок; б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании или приказа о назначении физического  лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника процедуры закупки без доверенности (далее по тексту - руководитель). В случае, если от имени участника процедуры закупки действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника процедуры закупки, заверенную печатью участника процедуры закупки и подписанную руководителем участника процедуры закупки (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника процедуры закупки, заявка на участие в запросе котировок должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица; в) копии учредительных документов участника процедуры закупки (для юридических лиц)».

Вместе с тем, требование о предоставлении в составе заявки данных документов не предусмотрено Положением о закупках, что является нарушением статьи 40 Положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется непосредственно Положением о закупках, установление иных требований, не указанных в Положении о закупках, является нарушением требований части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, в рамках заседания Комиссии было установлено, что на момент рассмотрения жалобы по существу заказчиком заключен договор с участником закупки, в связи с чем, Комиссией было принято решение предписание не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ФГБОУ ДПО «НИПК» на действия заказчика – МУП «Водоканал» при проведении запроса котировок на предмет: «Выполнение услуг по обучению работников по программам «Особенности ведения газоспасательных работ в условиях химической аварии и аварийно- спасательных работ, связанных с тушением пожаров на химически опасных и взрывоопасных производственных объектах», «Руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований» (извещение № 31502140838) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика – МУП «Водоканал» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьи 40 положения о закупках МУП «Водоканал».

3. В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы по существу заказчиком заключен договор с единственным участником закупки, в связи с чем, Комиссией было принято решение предписание не выдавать.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о подаче искового заявления о признании данной размещения закупки недействительной, а также заключенного по результатам вышеуказанного запроса котировок договора.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны