Решение №ИП-04/6079 Решение по делу №76-кз/2015 о нарушении законодательства в с... от 14 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №76-кз/2015 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Исх. от 21.04.2015 №ИП-04/6079

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе (далее – Комиссия): <…>,

в присутствии представителей государственного заказчика - Войсковой части 5561 <…> (доверенность №1 от 15.04.2015 года), в отсутствие заявителя - ООО «Фортуна -Групп», о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы уведомленного надлежащим образом,  рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99  Закона о контрактной системе  жалобу ООО «Фортуна - Групп» (вх. №854/ж от 10.04.2015 г.) на действия государственного заказчика – Войсковой части 5561 при проведении электронного аукциона № 0311100000315000009 на предмет: «Капитальный ремонт помещений казармы № 3 Литер И»,

Установила:

Извещение о проведении электронного аукциона № 0311100000315000009 на предмет: «Капитальный ремонт помещений казармы № 3 Литер И» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 07.04.2015 года.

Государственный заказчик – Войсковая часть 5561.

Начальная (максимальная) цена контракта — 2 215 600.00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, аукционная документация содержит нарушения действующего законодательства, а также проектно-сметная документация не размещена на официальном сайте.

Изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, обоснованными ввиду следующего.

1. Первый довод заявителя заключается в следующем: проектно-сметная документация не размещена на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Предметом вышеуказанной закупки является - капитальный ремонт помещений казармы.

В разделе V «Техническое задание» аукционной документации указано следующее: «Описание объекта строительства, в рамках настоящей закупки, в полном объеме указано в проектно-сметной документации. Объем работ и потребность в  материалах, необходимых для выполнения указанных работ по предмету Контракта приведено в сметной документации, являющейся неотъемлемым приложением к настоящей Документации».

Вместе с тем, ни в составе документов, представленных государственным заказчиком на рассмотрение вышеуказанной жалобы, ни на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru проектно-сметная документация не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения закупки предложения по исполнению контракта.

Отсутствие проектной документации в составе документации об аукционе на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника размещения закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Таким образом, государственным заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод заявителя является обоснованным.

2. Второй довод заявителя заключается в следующем: в техническом задании в требованиях к товарам не установлены максимальные и минимальные показатели.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанной нормы в техническом задании не установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно в требованиях к товарам отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.

Так, например в одном из пунктов Технического задания предусмотрено следующее:

«2. Трубы стальные: Материал должен соответствовать ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 10706-76, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74, групп В, или Г, класс I (для э/св труб), мерной длины (указать), из сталей (указать марку стали), соответствующих (указать марку стали) ГОСТ 1050, ГОСТ 4543, ГОСТ 19281ГОСТ 380-94, ГОСТ 14637-89 (указать категорию стали),  ГОСТ 1050-88, ГОСТ 9045-93; Покрытие хром ГОСТ 5905-2004 (указать марку)».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что государственным заказчиком в разделе "Техническое задание» документации об аукционе не установлены максимальные и минимальные значения показателей товаров  для определения соответствия таких товаров, используемых при выполнении работ, своим потребностям, значения показателей, которые не могут изменяться, что нарушает часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, довод заявителя является обоснованным.

3. Третий довод заявителя заключается в следующем: в  аукционной документации установлено требование о предоставлении копии свидетельств о допуске к конкретным видам работ.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на которые необходимо иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30.12.2009 г.

Так, в разделе 8 «Информационная карта» аукционной документации государственный заказчик установил требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией, по перечню определенному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30.12.2009:

п.12 - Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) (12.8).

п.33 - Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с установленным пределом, соответствующим начальной (максимальной) цене контракта, в случае привлечения субподрядчика.

Таким образом, в аукционной документации установлено требование о предоставлении копии свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией.

Вместе с тем, согласно письму-разъяснению ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19714 условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, должно являться обязательное наличие у участника размещения закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя в части требования о наличии у участника закупки копии свидетельств о допуске к конкретным видам работ является обоснованным.

4. Четвертый довод заявителя заключается в следующем: информация об осуществлении данной закупки размещена менее чем за 10 дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Особенности размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы утверждены совместным Приказом Министерства экономического развития РФ  и Федерального казначейства от 20.09.2013 года №544н/18н (далее – Особенности).

Так, в соответствии с пунктом 6 Особенностей, внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, указанных в пункте 7 Особенностей, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее чем за десять дней до даты заключения контракта.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0311100000315000009 на предмет: «Капитальный ремонт помещений казармы № 3 Литер И» было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 07.04.2015 года.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм государственным заказчиком информация об осуществлении закупки на предмет: «Капитальный ремонт помещений казармы № 3 Литер И» была внесена в план-график 05.04.2015 года, что подтверждается скрин-шотом с официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.

Следовательно, довод заявителя также является обоснованным.

Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Вышеуказанные дополнительные требования утверждены Постановлением Правительства от 04.02.2015 года №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

В Приложении №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 года №99 указаны наименования товаров, работ, услуг, при проведении которых заказчики должны установить вышеуказанные дополнительные требования.

Предметом данного аукциона, согласно извещению №0311100000315000009 является: «Капитальный ремонт помещений казармы», код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) – 45.21.15.160.

Согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 года №99, к участникам закупки при проведении аукционов на выполнение строительных работ включенных в код 45 ОКПД ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования к наличию опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключения, которого проводится закупка.

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению №0311100000315000009 не превышает 10 млн руб., она составляет 2 215 600,00 руб.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона № 0311100000315000009, опубликованном на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, были установлены требования к участникам данной закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в извещении о проведении вышеуказанного электронного аукциона установлены требования к участникам закупок в нарушение действующего законодательства о контрактной системе.

Исходя из вышеуказанного, заказчиком нарушено требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия

Решила:

1. Признать жалобу ООО «Фортуна - Групп» на действия государственного заказчика – Войсковой части 5561 при проведении электронного аукциона № 0311100000315000009 на предмет: «Капитальный ремонт помещений казармы № 3 Литер И», обоснованной.

2. Признать действия государственного заказчика - Войсковой части 5561 нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 33 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31, части 2 статьи 33, части 2 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 6 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы.

3. Выдать государственному заказчику - Войсковой части 5561, оператору электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»  предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны