Решение №ИП-04/6336 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе №Т04-143/2016 от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по жалобе №Т04-143/2016

Исх.№ ИП-04/6336 от 05.05.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:<…>

в отсутствие представителя заказчика - ОАО «Казанская ярмарка», в присутствии представителя заявителя ООО <…>, рассмотрев жалобу ООО <…>на действия заказчика – ОАО «Казанская ярмарка» при проведении открытых запросов котировок на предмет: «Оказание услуг печати на пленке самоклеющейся Orajet или эквивалент для ОАО «Казанская ярмарка»» (извещение №31603512438), «Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО «Казанская ярмарка»» (извещение №31603512303), «Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО «Казанская ярмарка» (извещение №31603512326),

У С Т А Н О В И Л А:

1. Извещение о проведении открытого запроса котировок  №31603512438 на предмет: «Оказание услуг печати на пленке самоклеющейся Orajet или эквивалент для ОАО «Казанская ярмарка»» было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 04.04.2016 г.   

Дата начала подачи заявок – 04.04.2016г.

Дата окончания приема заявок – 07.04.2016 17:30.

Дата и время рассмотрения заявок – 07.04.2016 17:30.

Начальная (максимальная) цена договора – 798 000,00 рублей.

2. Извещение о проведении открытого запроса котировок  №31603512303 на предмет: «Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО «Казанская ярмарка»» было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 04.04.2016г.  

Дата начала подачи заявок – 04.04.2016г.

Дата окончания приема заявок – 07.04.2016 17:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 07.04.2016 17:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 350 000,00 рублей.

3. Извещение о проведении запроса котировок  №31603512326 на предмет: «Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО «Казанская ярмарка»» было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 04.04.2016г. 

Дата начала подачи заявок – 04.04.2016г.

Дата окончания приема заявок – 07.04.2016 17:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 07.04.2016 17:00.

Начальная (максимальная) цена договора – 627 000, 00 рублей.

Суть жалобы: по мнению заявителя, закупки проведены с нарушением норм действующего законодательства.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 223 – ФЗ от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закона о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закон о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках ОАО «Казанская ярмарка», утвержденного решением совета директоров ОАО «Казанская ярмарка» (протокол №2/15 от 30.10.2015г.), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

В ходе изучения технического задания котировочной документации по вышеуказанным открытым запросам котировок установлены требования на оказание услуг по интерьерной печати.

Согласно разделу 3.1 технического задания котировочной документации, установлено: «- Заявки, предназначенные к изготовлению, отправляются по электронной почте на адрес Исполнителя. Исполнитель своими силами доставляет результаты Работ на объект Заказчика в срок не более трех часов от поступления заказа и по адресу, указанным Заказчиком.  Предоставление продукции только в  рулонах завернутых на трубу (без заломов, без складок)

- Исполнитель обязан безвозмездно исправить по требованию Заказчика все указанные недостатки, ухудшившее качество работы, в течение 2-х часов и 3-х часов с учетом доставки с момента обнаружения дефектов. В случае несоблюдения сроков предоставления готовой продукции, услуги не оплачиваются и договор будет  прерван в одностороннем порядке

- В случае возникновения «внеплановых»  заданий, Заказчик вправе потребовать присутствия Исполнителя и вызвать его на территорию Заказчика. Исполнитель обязан прибыть на территорию Заказчика в течение 1 часа после получения информации в устной форме или письменной по электронной почте

- Время оказания услуг: в рабочие, праздничные и выходные дни вне зависимости от времени и условий доставки работы. Дата, время и место доставки готовой продукции определяются Заказчиком», данные требования, установленные заказчиком, по мнению заявителя, противоречат требованиям Законодательства о закупках, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

Согласно пояснениям представителя ООО «3 АРТ Компани», услуги  Интерьерной печати с высоким разрешением на рулоновых материалах  могут составлять до 500 кв. метров разового заказа, технически выполнить разовый заказ в 500 кв. метров за 3 часа  не представляется возможным, ввиду того, что данное требование подразумевает собой определенное расстояние, которое необходимо будет преодолеть участнику закупки и выполнить работы, не более трех часов от поступления заказа физически невозможно.

Таким образом, в ходе изучения технического задания закупочной документации, Комиссия  Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанные требования установленные заказчиком являются заведомо невыполнимыми, приводят к ограничению конкуренции и нарушают требования пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, довод заявителя является обоснованным.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссией Татарстанского УФАС выявлены нарушения в Положении о закупках ОАО «Казанская ярмарка».

1. В пунктом 68.5 раздела 68 Положения о закупках ОАО «Казанская ярмарка» установлено, срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор не должен превышать срока, указанного в документации о закупке.  

По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение  процедуры является нарушением статьи 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закон о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Таким образом обжалование в антимонопольном органе  в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года № 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчиком в Положении о закупках не установлен минимальный срок для подписания договора, что позволяет заключить договор сразу же после опубликования протокола подведения итогов торгов, в связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля   со   стороны   антимонопольного   органа,  фактически   исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

2. В соответствии с пунктом 67.2.25 раздела 67 Положения о закупках ОАО «Казанская ярмарка»,  осуществляется закупка на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;

67.2.26. наличие срочной необходимости в товарах, работах, услугах, в связи с чем проведение иных процедур нецелесообразно;

67.2.27. продукция может быть получена только от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) и отсутствует ее равноценная замена, в том числе заключение договора с лицом, производящим закупаемую продукцию в условиях естественной монополии;

67.2.29. при приобретении дополнительных работ или услуг, не включенных в первоначальный проект договора, но не отдаляемых от основного договора без значительных трудностей и необходимых виду непредвиденных обстоятельств;

67.2.33. осуществляется закупка на оказание услуг по организации питания в учреждениях социального обслуживания населения и учреждениях начального и среднего профессионального образования;

67.2.36. необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика и ограниченный объем предлагаемой закупки по сравнению с первоначальными закупками (не более 30 % первоначального объема в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям с сохранением начальных цен за единицу продукции), разумность цены и непригодность товаров или услуг, альтернативных рассматриваемым;

67.2.38. закупки товаров и иных активов по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), когда такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени.

Таким образом, заказчик выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) на свое усмотрение, исходя из своего субъективного мнения, а не исходя из наиболее выгодных предложений участников, в том числе о цене контракта. Такой выбор заказчика приводит к коррупционным рискам.

Это противоречит основным целям Закона о закупках, таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Действия по заключению договоров с единственными поставщиками, в отмеченных выше пунктах Положения заказчика, являются антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение участвовать в торгах, более того отсутствует экономия денежных средств.

При закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствоваться:

1) информационной открытостью закупки;

2) равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевой и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО <…> на действия заказчика – ОАО «Казанская ярмарка» при проведении открытых запросов котировок на предмет: «Оказание услуг печати на пленке самоклеющейся Orajet или эквивалент для ОАО «Казанская ярмарка»» (извещение №31603512438), «Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО «Казанская ярмарка»» (извещение №31603512303), «Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО «Казанская ярмарка» ((извещение №31603512326), обоснованной.

2. Признать заказчика -  ОАО «Казанская ярмарка» нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать заказчику – ОАО «Казанская ярмарка» предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны