Решение №ИП-04/7005 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 146-кз/2016 от 31 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 146-кз/2016 от 13.05.2016 года                                                                                                     

Исх. номер <...> ИП-04/7005 от 18.05.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителей уполномоченного органа – МКУ «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани» - <…> заказчика  – МКУ «Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – <…> в отсутствии представителя ООО «Стройинвест», о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) жалобу ООО «Стройинвест» на действия уполномоченного органа – МКУ «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани», государственного заказчика – МКУ «Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» при проведении электронного аукциона №0811300008316000777 на предмет: «Первоочередные работы по завершению реконструкции объекта «Комплекс зданий городской Думы»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0811300008316000777 на предмет: «Первоочередные работы по завершению реконструкции объекта «Комплекс зданий городской Думы» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 15.04.2016 года.

Уполномоченный орган – МКУ «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани».

Заказчик – МКУ «Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».

Начальная (максимальная) цена контракта — 83095876.00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, положения аукционной документации содержат нарушения норм действующего законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.

Заслушав представителей заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, частично обоснованными ввиду следующего:

1. Относительно довода заявителя что участникам аукциона необходимо иметь лицензию при осуществлении монтажных работ автоматической установки пожарной сигнализации.

В соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» из перечисленных в аукционной документации работ деятельность по монтажу автоматической установки обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. Таким образом, заказчиком были объединены в один лот лицензируемые и нелицензируемые виды работ.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Из статьи 447 ГК РФ следует, что договор может быть заключен двумя способами: путем проведения торгов и без проведения торгов. При этом ни ГК РФ, ни Федеральный закон № 44-ФЗ не содержат положений, исключающих применение названной нормы кодекса к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов.

Таким образом, в техническом задании аукционной документации предусмотрены работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации, в соответствии с законодательством данный вид работ подлежит лицензированию. В связи с тем, что работы, требующие наличие лицензии по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации не являются самостоятельным объектом закупки, однако влияют на безопасность жизни и здоровье людей, следовательно заказчику целесообразно в проект контракта заложить условия о привлечении субподрядных фирм, обладающих необходимой лицензией, для выполнения работ, подлежащих лицензированию.

Учитывая вышеизложенное, довод заявителя является обоснованным частично.

2. Относительно довода о содержании в документации избыточного требования к участникам закупки, не связанного с предметом контракта.

В соответствии с  частью 1 статьи 31 закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Документацией об электронном аукционе предусмотрены единые требования к участникам закупки, в том числе пункт 16.3.6 предусматривает: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Исходя из изложенной формулировки участник закупки обязан декларировать наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты. Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

3. Относительно довода о содержании в проекте контракта  распределения экономии.

Статьей 710 Гражданского кодекса от Российской Федерации в договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность уменьшения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объемов работ по соглашению сторон.

4. Относительно довода что проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

По результатам изучения аукционной документации Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, пунктом 6.10 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия пункта 2.2.3 о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

Вместе с тем, в результате проведения выборочной внеплановой  проверки Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее:

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.  При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно документации электронного аукциона, в частности раздел 16.3.1 установлено, к участникам аукциона предъявляется, в том числе, требования о наличии: «Свидетельство о допуске СРО к выполнению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии с Приказом Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 г. N 624, Раздел III – 2.4 – Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов»; 3.1 – Механизированная разработка грунта; 12.10 – Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования; 15.1 – Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации; 15.2 – Устройство и демонтаж системы отопления; 15.4 –Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха; 15.5 – Устройство системы электроснабжения; 15.6 – Устройство электрический и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений; 23.6 – Монтаж электрических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации; 24.14 – Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Согласно письму Минэкономразвития от 30.10.2015г. №Д28и-3289 как и разъяснениям ФАС от 30.11.2010г. №АЦ/42183 об установлении требования о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства законом предусмотрена возможность использования альтернативного варианта, а именно установление требования наличия допуска на организацию работ. 

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Из толкования указанного положения законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части соответствия выполняемых подрядчиком работ, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать работы.

Согласно пункту 1.3 проекта контракта подрядчик обязуется выполнять работы в соответствии с ГОСТ, СНиП, СаНПиН, ТСН и иными обязательными и обычно предъявляемыми требованиями согласно гражданскому законодательству.

Однако из технического задания, невозможно определить каким именно требованиям, ГОСТ, СНиП, СаНПиН, ТСН должны соответствовать работы.

Таким образом, из документации о закупке невозможно определить исчерпывающий перечень нормативных актов, которым должны соответствовать работы, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение при формировании своей заявки, что является нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе.

Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком нарушены требования описания объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия уполномоченного органа – Муниципальное казенное учреждение «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани», заказчика – Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» при проведении электронного аукциона №0811300008316000777 на предмет: «Первоочередные работы по завершению реконструкции объекта «Комплекс зданий городской Думы», частично обоснованной.

2. Признать в действиях уполномоченного органа – Муниципальное казенное учреждение «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани»,  заказчика – Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать уполномоченному органу – Муниципальное казенное учреждение «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани», заказчику – Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», оператору электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»  предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны