Решение №ИП-04/7270 Решение по жалобе № Т04-93/2015 в отношении ОАО «Татавтодор» от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № Т04-93/2015 в отношении ОАО «Татавтодор»

Исх.№ИП-04/7270 от 14.05.2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

с участием представителей заказчика - ОАО «Татавтодор», в отсутствие заявителя - ООО «Бэст», рассмотрев жалобу ООО «Бэст» на действия заказчика – ОАО «Татавтодор» при проведении конкурса №31502230275 на предмет: «Право заключения договора на выполнение работ по изготовлению и монтажу 4 (четырех) быстровозводимых металло-тентовых балочных ангаров для хранения пескосоляной смеси для следующих филиалов ОАО «Татавтодор»: - Дрожжановский филиал (размер ангара 18х56 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Тюлячинский» Арского филиала (размер ангара 18х56 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Атнинский» Арского филиала (размер ангара 18х36 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Высокогорский» Пригородного филиала (размер ангара 18х36 м) – 1 шт. в соответствии с требованиями Задания на изготовление и монтаж быстровозводимых металло-тентовых балочных ангаров для хранения пескосоляной смеси (Приложении № 1 к Проекту договора (Часть 2 документации о закупке))»,

Установила:

17.04.2015 года на сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении конкурса №31502230275 на предмет: «Право заключения договора на выполнение работ по изготовлению и монтажу 4 (четырех) быстровозводимых металло-тентовых балочных ангаров для хранения пескосоляной смеси для следующих филиалов ОАО «Татавтодор»: - Дрожжановский филиал (размер ангара 18х56 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Тюлячинский» Арского филиала (размер ангара 18х56 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Атнинский» Арского филиала (размер ангара 18х36 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Высокогорский» Пригородного филиала (размер ангара 18х36 м) – 1 шт. в соответствии с требованиями Задания на изготовление и монтаж быстровозводимых металло-тентовых балочных ангаров для хранения пескосоляной смеси (Приложении № 1 к Проекту договора (Часть 2 документации о закупке))».

Заказчик - ОАО «Татавтодор».

Начальная цена лота – 13866480,00 руб.

Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам о дате регистрации юридического лица, а также указан товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент».

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Изучив представленные документы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе частично обоснованными, ввиду следующего.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Татавтодор», утвержденным Советом директоров ОАО «Татавтодор» 19.02.2015г.

Порядок проведения конкурса регулируется разделом 7 Положения о закупках.

В конкурсной документации заказчика установлено требование к товару «Тентовая ткань PANAMA 900».

Вместе с тем, ни Положением о закупках, ни Законом о закупках не установлено требование о сопровождении товарных знаков словами «или эквивалент».

Данное требование было установлено исходя из потребностей заказчика и не является ограничением числа участников закупки.

Таким образом, единый порядок проведения закупки устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в закупке и стимулирования такого участия, эффективного использования средств источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок и иных целях.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

На основании вышеизложенного, довод заявителя о неправомерном установлении требования к товарному знаку, является необоснованным.

Вместе с тем, Законом о закупках устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 (заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 3  Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам,

При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (п. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

Общие антимонопольные требования к торгам содержаться в Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников,

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом,

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов,

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Частью второй этой же статьи запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключённых по результатам таких торгов сделок недействительными.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В конкурсной документации заказчика установлено требование к участникам: «срок существования (регистрации) участника закупки на дату вскрытия конвертов с заявками должен быть не менее 1 (одного) года».

Требование о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее, чем один год до даты вскрытия конвертов, не является критерием определения качества услуг участника процедуры закупки, поскольку по данному критерию, возможно оценить лишь опыт и профессионализм работников хозяйствующего субъекта.

Заказчики и уполномоченные органы, руководствуясь действующим законодательством вправе самостоятельно определять как перечень определенных предусмотренных законодательством критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса, но не на стадии допуска участников к аукциону, а для определения квалификационных требований к участникам уже допущенных до аукциона.

Включение указанных требований будет являться законным и обоснованным только в виде установления их в качестве критериев оценки предложений участников закупки.

Установление же столь узкого ограничивающего критерия на стадии допуска участников к аукциону не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

Нарушение антимонопольного законодательства может быть выражено не только в наступлении неблагоприятных последствий в виде ограничения конкуренции, но и в возможности их наступления.

На основании вышеизложенного, данное требование к участникам является ограничением конкуренции, что нарушает требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Признать жалобу ООО «Бэст» на действия заказчика – ОАО «Татавтодор» при проведении конкурса №31502230275 на предмет: «Право заключения договора на выполнение работ по изготовлению и монтажу 4 (четырех) быстровозводимых металло-тентовых балочных ангаров для хранения пескосоляной смеси для следующих филиалов ОАО «Татавтодор»: - Дрожжановский филиал (размер ангара 18х56 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Тюлячинский» Арского филиала (размер ангара 18х56 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Атнинский» Арского филиала (размер ангара 18х36 м) – 1 шт.; - ДРСУ «Высокогорский» Пригородного филиала (размер ангара 18х36 м) – 1 шт. в соответствии с требованиями Задания на изготовление и монтаж быстровозводимых металло-тентовых балочных ангаров для хранения пескосоляной смеси (Приложении № 1 к Проекту договора (Часть 2 документации о закупке))» обоснованной в части.  

2. Признать заказчика – ОАО «Татавтодор» нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать заказчику – ОАО «Татавтодор» предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.       

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны