Решение №ИП-04/9461 Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т04-184/2016 от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т04-184/2016

Исх. ИП-04/9461 от 07.07.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

в присутствии представителей заказчика <”….”> г. Казани <”….”>; в отсутствии представителя заявителя  <”….”> рассмотрев жалобу <”….”> (<”….”>), на действия заказчика <”….”>  г. Казани  при проведении  запроса котировок № 31603656137 на предмет: «Проведение специальной оценки условий труда в цехе №1 и подразделениях: ИП, ОЭУ-10, участок-связи, ЦЗЛ, УВК, ОТК, ОМТС, ОМиС, ОАСУП, ОГТ, бухгалтерия, для нужд <”….”>.

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 31603656137 на предмет: «Проведение специальной оценки условий труда в цехе №1 и подразделениях: ИП, ОЭУ-10, участок-связи, ЦЗЛ, УВК, ОТК, ОМТС, ОМиС, ОАСУП, ОГТ, бухгалтерия, для нужд АО "Радиоприбор"»  было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www. etprf.ru 14.05.2016 года.

Заказчик - ОАО "Радиоприбор".

Документация о котировочной сессии «Проведение специальной оценки условий труда в цехе №1 и подразделениях: ИП, ОЭУ-10, участок-связи, ЦЗЛ, УВК, ОТК, ОМТС, ОМиС, ОАСУП, ОГТ, бухгалтерия»  утверждена должностным лицом ОАО <”….”>

Начальная (максимальная) цена контракта — 759 304,00 руб.

Суть жалобы – по мнению заявителя, заказчик необоснованно отклонил заявку заявителя.

Заслушав представителя заказчика, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.

С 01.01.2012г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке).

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки - положением о закупке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26. Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Радиоприбор», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Радиоприбор» от 26 сентября 2014г. протоколом №2, Комиссия отклоняет котировочные заявки,если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении и в документации о проведение котировочной сессии, или в случае несоответствия участника процедуры закупки требованиям , установленным в документации о проведении котировочной сессии.

Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

В соответствии с частью 10 «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ О КОТИРОВОЧНОЙ СЕССИИ» установленно,что  исполнитель оказывает следующие услуги:

- формирует необходимую нормативно-справочную базу для проведения специальной оценке условий труда ;

- совместно с представителями <”….”> готовит проект приказа об утверждении состава   аттестационной комиссии и графика аттестации;

- оказывает методическую и практическую помощь членам аттестационной комиссии со стороны <”….”>;

- выявляет на основе анализа причин производственного травматизма наиболее  травмоопасные участки, работы и оборудование;

- составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды,  показателей тяжести  и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте, исходя из характеристик технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, данных ранее проводившихся измерений показателей опасных и вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, жалоб работников  на условия труда;

- дает комплексную оценку существующих условий и содержания труда на рабочих местах. Оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Проводит инструментальные измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте. Лаборатория должна находиться в городе Казани.

Согласно протоколу расмотрения и оценки заявок на участие в электронной котировочной сессии № ЭКС-2016/_65_ от «23» мая 2016г. заявка <”….”> признана несоответствующей требованиям части V. Техническая часть документации о котировочной сессии:

 «…иметь лабораторию аккредитованную по месту нахождения в городе Казани …» (согласно МУК 4.1.2473-09 отборные пробы анализируются в день отбора), а лаборатория участника закупки находится в г. Уфа.

Комиссия Татарстанского УФАС приходит к следуюшему выводу.

В соответствии с пунктом 10 части 4 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в  документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

В техническом задании, заказчик устновил требование, что «Проводит инструментальные измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте. Лаборатория должна находиться в городе Казани.», тогда как  в заявке заявитель указал, что лаборатория участника закупки находится в г. Уфа следовательно заявка  несоответствала требованиям технической документации, следовательно довод жалобы не обоснован.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации о котировочной сессии требование о наличии у участника торгов лаборатории в г.Казани, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» требование к организации, проводящей специальную оценку условий труда, о регистрации юридического лица или наличии филиала или обособленного подразделения на определенной территории не предусмотрено.

Таким образом, установление данных квалификационных требований к участникам закупки противоречит части 1 статьи 1, части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку включение в технические условия указанных требований, объективно может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, не обладающими такими требованиями.

Наличие или отсутствие регистрации либо обособленного подразделения в виде филиала или представительства на города Казани, в данном случае, не влияет на достаточность материальных и людских ресурсов для исполнения договора оказания услуг по проведению специальной оценке труда. В частности, потенциальный участник процедуры закупки способен надлежащим образом исполнить условия договора без образования обособленных подразделений на территории Республики Татарстан.

Вышеуказанными действиями Заказчик создает участникам Запроса котировок, имеющим лаборатории в г.Казани, преимущественные условия участия в Запросе котировок, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, не имеющим лаборатории по проведению специальной оценки условий труда в г. Казани.

2.Согласно протоколу <”….”> комиссия Заказчика в пункте 8 ссылается на МУК 4.1.2473-09 согласно которых отборные пробы анализируются в день отбора.

Изучив документацию по закупке Комиссия Татарстанского УФАС России считает , что ссылка на данный документ МУК 4.1.2473-09 «Измерение массовых концентраций оксида и диоксида азота в воздухе рабочей зоны по реакции с реактивом Грисса-Илосвая методом фотометрии» незаконна, так как согласно пункту 1 МУК 4.1.2473-09:

«Методические указания по измерению массовых концентраций оксида азота и диоксида азота в воздухе рабочей зоны методом фотометрии предназначены для лабораторий «ФГУЗ ЦГиЭ», санитарных лабораторий промышленных предприятий при осуществлении контроля за содержанием оксида и диоксида азота в воздухе рабочей зоны, а также научно-исследовательских институтов и других заинтересованных министерств и ведомств».

Следовательно данный документ не применим для лабораторий, проводящих специальную оценку условий труда.

Кроме того, как указал заявитель проведение специальной оценки условий труда, что является предметом закупки, регламентируется Федеральным Законом № 426 от 28.12.2013г. "О специальной оценке условий груда", и методикой проведения специальной оценки условий труда.

Согласно статьи 12 пункта 5 Федерального Зак2она № 426 от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий груда" указано:

«Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно».

Кроме того комиссия заказчика определила методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а именно согласно МУК 4.1.2473-09, тем самым нарушила статью 12 пункт 5 Федерального Закона № 426 от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда".

Заявитель указал, что <”….”> аккредитована в Росаккредитации на измерение оксида азота, согласно МВИ массовых концентраций в воздухе рабочей зоны газоанализатором Ганг-4 , ФР 1.31.2012.12432 следовательно организация имеет право, проводить специальную оценку условий труда.

В рамках рассмотрения настоящей жалобы представители заказчика посянили, что на этапе заключения договора Заказчиком обнаружены ошибки в техническом задании, которые противоречили требованиям Федерального закона от 26.07.2016г № 135-Ф3 «О защите конкуренции» , а именно требование о место нахождении лаборатории в г. Казани.

На основание чего закупочная комиссия приняла решение отменить результаты протокола ЭКС- 2016/65 от «23» мая 2016 года и отказаться от проведения электронной котировочной сессии (протокол отказа от проведения электронной котировочной сессии №2 от 31.05.2016г).

Таким образом заказчик отменив закупку, устранил нарушения Федерального закона от 26.07.2016г № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Представители заказчика пояснили, что данная закупка готовится к размещению повторно с внесенными изменениями в техническое задание закупки.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации о Запросе котировок требование о место нахождении лаборатории в г. Казани и требования  о анализе отборочных проб солгасно  «Методических указаний»  МУК 4.1.2473-09, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которые приводят к отсутствию равноправия, справедливости, дискриминации и необоснованным ограничениям конкуренции по отношению к участникам закупки и предоставляют преимущественные условия отдельным участникам закупки.

Однако исходя из того заказчик отказался от проведения электронной котировочной сессии и отменил закупку Комиссия Татарстанского УФАС России решает предписание не выдавать.

3. Согласно  статьи 24 части 3 Положения о закупочной деятельности ОАО «Радиоприбор»  «Заказчик вправе, не позднее чем за один день до окончания срока подачи котировочных заяквок, отказаться от проведения котировочной сессии, разместив извещение об этом на Официальном сайте.

Согласно документации о котировочной сессии при «Проведение специальной оценки условий труда в цехе № 1 и подразделениях: ИП, ОЭУ-10, участок связи, ЦЗЛ, УВК, ОТК, ОМТС, ОМиС, ОАСУП, ОГТ, бухгалтерия» статьей  2.3. «Отказ от проведения котировочной сессии» так же установленно:

2.3.1.Заказчик, разместивший на сайте извещение о проведении электронной котировочной сессии, вправе отказаться от его проведения не позднее, чем за один день до даты окончания срока подачи заявок на участие в котировочной сессии.

2.3.2.Извещение об отказе от проведения электронной котировочной сессии размещается заказчиком, специализированной организацией в течение одного дня со дня принятия решения об отказе от проведения электронной котировочной сессии в порядке, установленном для размещения на официальном сайте извещения о проведении электронной котировочной сессии.

Однако протокол отказа от проведения электронной котировочной сессии составлен и размещен 31.05.2016г. после окончания срока подачи заявок на участие в котировочной сессии, тем самым заказчик нарушил документацию о котировочной сессии и  Положение о закупочной деятельности <”….”> в части возможности отказа от закупки.

4. В разделе  8 «Техническое задание» установленно,что срок оказание услуг с момента подписания договора:

- первый этап (проведение измерительных работ) – в течение 60 рабочих дней с момента подписания договора.

- второй этап (оформление результатов СОУТ и представление указанных результатов Заказчику на приемку) – не позднее «31» июля 2016 года.

Работу по оформлению результатов СОУТ предоставлять заказчику по каждому цеху (отделу) отдельно. После предоставления карт одного цеха (отдела) приступать к оформлению карт следующего цеха.

Указанные этапы работ Исполнитель может выполнить досрочно.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик проведением электронной котировочной сессии с датой рассмотрения заявок 23.05.2016г.ставит невыполнимые условия перед участниками котировочной сессии.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1.  Признать жалобу <”….”>  на действия заказчика – на действия заказчика АО «Радиоприбор» г. Казани  при проведении  запроса котировок № 31603656137 на предмет: «Проведение специальной оценки условий труда в цехе №1 и подразделениях: ИП, ОЭУ-10, участок-связи, ЦЗЛ, УВК, ОТК, ОМТС, ОМиС, ОАСУП, ОГТ, бухгалтерия, для нужд <”….”>, частично обоснованной.

2. Признать заказчика – <”….”> г. Казани нарушившим требования  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

3.Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны