Решение №ИП-04/9817 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 226-кз/2016 от 22 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е по делу №226-кз/2016 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Исходящий номер <...> ИП-04/9817 от 18.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе: <…> в присутствии представителей заказчика - <…>, в отсутствие представителей заявителя ООО «Фабрика интересных решений» о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Фабрика интересных решений» на действия заказчика - УФНС России по Республике Татарстан при проведении электронного аукциона №0111100009716000025 на предмет: «Поставка мебели типового формата для приема налогоплательщиков и рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков в помещениях территориальных органов ФНС России в Республике Татарстан»,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона №0111100009716000025, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 07.07.2016г.
Заказчик – УФНС России по Республике Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта – 12 989 402,33 руб.
Суть жалобы, заявитель считает, что аукционная документация размещена с нарушением требований норм действующего законодательства о контрактной системе.
Изучив материалы, о проведении данной закупки, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, частично обоснованным ввиду следующего.
1. Относительно довода заявителя, что в документации, заказчиком установлены излишние требования к предоставлению победителем аукциона обеспечения контракта, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Таким образом, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. Требования о предоставлении обеспечения контракта в бумажной форме в Законе о контрактной системе отсутствуют, следовательно, предоставление победителем аукциона обеспечения контракта подписанного электронной цифровой подписью является достаточным условием в части предоставления обеспечения для заключения контракта.
Однако, в пункте 15 Раздела I Информации об электронном аукционе установлено, что Участник аукциона, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения Контраста с сопроводительным письмом по адресу: 420111, г. Казань ул. Театральная, д. 13Л, каб. 216.
Таким образом, в документации, заказчиком установлены излишние требования к предоставлению победителем аукциона обеспечения контракта, следовательно заказчиком допущено нарушение требований части 6 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
2. Относительно довода заявителя, что в абзаце 4 пункта 15 Раздела 1 Информации об электронном аукционе указано, что Заказчик возвращает обеспечение исполнения контракта в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования. Однако, в предпоследнем абзаце этого же пункта указано, что Заказчик осуществляет возврат денежных средств в течение 10 календарных дней со дня получения письменного требования.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Ввиду того, что невозможно однозначно установить сроки возврата обеспечения исполнения контракта, следовательно, заказчиком нарушено требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
3. Относительно довода заявителя, что в пункте 8.1 Раздела 1 Информации об электронном аукционе указано, что оплата осуществляется в течение 10 рабочих дней после полной поставки. Однако, в пункте 2.6 проекта контракта указано, что оплата производится не позднее 20 дней с даты подписания Акта приемки-передачи товара.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, из проекта контракта и документации невозможно однозначно установить в какие сроки осуществляется оплата за поставленный товар, следовательно заказчиком нарушено требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
4. Относительно довода заявителя, что согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Разделе 2 Техническое задание документацией установлено, что товар должен соответствовать ГОСТ 16371-93 Мебель, технические условия. ГОСТ 16371-93 является не действующим с 01.01.2016 г. заменен на ГОСТ 16371-2014.
В ходе изучения технического задания аукционной документации, а также ГОСТа указанного в техническом задании Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в документации использован не действующий на территории Российской Федерации нормативный документ и отсутствует обоснование его использования.
Таким образом, установление указанных требований может повлечь за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе, следовательно, заказчиком допущено нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
5. Относительно довода заявителя, что согласно пункту 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер, выполняться с использованием стандартных характеристик и показателей товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Разделе 2 Техническое задание установлены завышенные требования к искусственному камню, которым облицованы части мебели, а именно:
Показатель |
Единица измерения |
Показатели твердости |
Метод проверки |
|
solid |
Granite |
|||
Предел прочности при изгибе, |
МПа |
не менее 70.1 не более 70.5 |
не менее 64,3 не более 64,8 |
ASTM D638 |
Плотность |
г/см3 |
не менее 1.75 не более 2,3 |
не менее 1.65 не более 2,5 |
ISO 1183 |
Твердость по Бринеллю |
Н/мм2 |
не менее 257 не более 265 |
не менее 239 не более 245 |
DIN EN ISO 2039-1 |
Водопоглощение по объему |
|
< 0,1% |
< 0,1% |
DIN EN 438 часть 12 |
Теплопроводность |
Вт/мК |
не менее 0.636 не более 0,728 |
не менее 0.55 не более 0,63 |
DIN EN 12664 |
Класс противопожарной защиты — трудновоспламеняемость |
|
B1 |
Din 4102-1 |
Согласно письменным пояснениям заявителя, предметом вышеуказанного аукциона является поставка мебели, а не материала, из которого мебель производится. Участниками закупки являются организации - производители мебели, а не производители искусственного камня, плитных, кромочных материалов, фурнитуры. Производители мебели не знакомы с подробностями производства искусственного камня и в данном случае не могут корректно заполнить первую часть заявки. В данной закупке товар, предполагаемый к поставке - мебель, искусственный камень не является основным составляющим компонентом мебели, следовательно, установление Заказчиком в техническом задании требований к мебели в соответствии с ГОСТом достаточно для производства, поставки и установки качественной мебели. Кроме того, требования, установленные Заказчиком, являются завышенными и излишними, так как не являются стандартными показателями, касающимися технических и качественных характеристик объекта закупки, также не понятно, каким образом Заказчик будет осуществлять приемку товара по выше установленным требованиям.
В ходе изучения технического задания аукционной документации, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что устанавливая данные требования, заказчик ограничивает круг участников закупки, а также создает преимущественные условия участия в аукционе некоторым из них, таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Относительно довода заявителя, что документацией установлены излишние требования к дизайну интерьеров типовых помещений, которые к характеристикам товара по аукциону на поставку мебели не имеют никакого отношения, например: «Использованные цвета в интерьере несут в себе позитивное и приятное общее визуальное восприятие. Цветовое интерьерное решение - выбран оптимальный вариант, когда стены, потолок, полы выдерживаются в светлой серо- белой гамме, а яркие цветовые акценты переносят на мебель, некоторые элементы освещения н интерьера, элементы навигации и информационно-маркетинговых коммуникаций», «Цветовая палитра интерьеров типовых офисов ФПС России для приема налогоплательщиков представляет неизменный набор определенных цветов. В основе концепции - цвета Государственного флага Российской Федерации с использованием дополнительных цветов и оттенков», «Указанные сочетания цветов формируют уникальный образ интерьеров. При этом соответствие принципам руководства обеспечивается, в том числе применением соответствующих шрифтов, цветной графики, фотоматериалов в общей стилистике».
Установленные требования к дизайну интерьера, что может вести участников закупки в заблуждение при формировании своих предложений, что является нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
7. Довод заявителя, что в техническом задании включены черно - белые скриншоты, по которым Участник, непонятно каким образом, должен определить цвета элементов мебели - белый, серый, оранжевый, синий и т.п. Также предлагается определить размеры поставляемого товара но черно-белым нечитаемым скриншотам, например страница 39, 37 аукционной документации.
Приводя в документации нечитаемые черно - белые иллюстрации. Заказчик в то же время ссылается на Приказ ФПС России от 08.04.2013г. №ММВ-7-10/143 «Об утверждении положения по организации и оформлению помещений ФПС России для приема и обслуживания налогоплательщиков». Однако, непонятно, какие факторы заставили Заказчика прикладывать черно-белые скриншоты и, одновременно, помешали ему приложить указанное.
Положение к аукционной документации в электронном виде, для точного определения потенциальными участниками закупки габаритных размеров мебели и применяемых цветовых решений.
Согласно пояснениям представителя заказчика, скри – шоты в документации носят дополнительный информационный характер, все требования к товарам, указанные в рисунках продублированы в описании, в том числе и в описании цветовых решений в разделе 3 технического задания, а именно: «Технические требования (требования к продукции), требования к качеству продукции (товара)», кроме того, описание цветовых решений сопровождается буквенным обозначением и цифровым указателем необходимого РАЛа используемого цвета.
Таким образом, довод заявителя, что в техническом задании включены черно - белые скриншоты, по которым Участник, непонятно каким образом, должен определить цвета элементов мебели - белый, серый, оранжевый, синий и так далее, является необоснованным.
8. Довод заявителя, что согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
В документации инструкция по заполнению заявки состоит из цитаты статьи 66 Закона о контрактной системе, однако, непонятно каким образом при заполнении заявки участнику трактовать символы встречающиеся в документации - «,», «;», «/». «-» и т.д.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки отсутствует, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
9. Относительно довода заявителя, что к показателям (акриловый камень) применяются избыточные характеристики, по другим показателям и товарам характеристик недостаточно для определения потребности Заказчика.
Так, например, по позиции «Дверь и перегородка у стойки сотрудника» непонятно, что конструктивно представляет из себя боковая конструкция, какой размер конструкции нужен Заказчику, если в документации указано (1595/860/0)х 1850х 100.
Невозможно определить, по позиции «Стул для налогоплательщика» Заказчику требуются оба вида стульев или какой-то один. По позиции «Стул администратора зала» невозможно определить характеристики мягкого стула, который приведен на черно-белой картинке без указания размеров и характеристик.
Таким образом, заказчиком установлены завышенных требовании к техническим характеристикам мебели, которые не носят объективный характер, а также в документации прописаны положения, которые не позволяют однозначно оценить условия проводимого аукциона, что приводят к ограничению круга участников закупки, создавая определенным участникам преимущественные условия.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
Исходя из вышеуказанного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «Фабрика интересных решений» на действия заказчика - УФНС России по Республике Татарстан №0111100009716000025 на предмет: «Поставка мебели типового формата для приема налогоплательщиков и рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков в помещениях территориальных органов ФНС России в Республике Татарстан», обоснованной.
2. Признать заказчика - УФНС России по Республике Татарстан нарушившим требования части 6 статьи 70, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Выдать заказчику – УФНС России по Республике Татарстан, оператору электронной площадки - ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.