Решение №ИП-04/9979 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе №Т04-187/2016 от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по жалобе №Т04-187/2016

ИП-04/9979 от 20.07.2016

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована  Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:<…>

в присутствии представителя заказчика - ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро» <…>, в присутствии представителя Страхового акционерного общества «ВСК» <…>, рассмотрев жалобу Страхового акционерного общества «ВСК»  на действия заказчика – ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро» при проведении запроса предложений №31603820026 на предмет «Добровольное медицинское страхование работников АО «Зеленодольское ПКБ»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении открытого запроса предложений №31603820026 на предмет: «Добровольное медицинское страхование работников АО «Зеленодольское ПКБ»» было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 27.06.2016г.   

Дата начала подачи заявок – 27.06.2016г.

Дата и время подведения итогов – 06.07.2016 17:00.

Дата и время рассмотрения заявок –          05.07.2016 09:00.

Суть жалоб, заявитель считает, что закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 223 – ФЗ от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закона о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закон о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро», а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пояснениям представителя заявителя, заказчиком в документации установлен критерий, а именно: «Количество филиалов/представительств на территории РТ в соответствии с Уставом от 45 и более – 30 баллов, от 25 до 45 – 15 баллов, менее 25 – 0 баллов», за который участнику закупки может быть присвоено максимальное количество баллов, который, по мнению заявителя,  не соответствует объему и предмету закупки и заведомо ориентирован на узкий круг страховщиков, имеющий наивысший показатель по установленному выше критерию.

Представитель заказчика пояснил, что количество филиалов страховой компании определено в документации исходя из удобства логистики обращения работников ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро» для оказания услуг добровольного медицинского страхования на территории Республики Татарстан.

В ходе изучения закупочной документации, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что наличие у победителя запроса предложений по сравнению с другими участниками количества филиалов/представительств не свидетельствует о наличии лучших условий исполнения конкретного контракта для нужд заказчика.

Таким образом, установленный заказчиком критерий по количеству филиалов/представительств не обеспечивает признание победителя, предложившего лучшие условия исполнения договора с точки зрения уровня квалификации в области оказания услуг, являющегося предметом запроса предложений, кроме того, создают необоснованные конкурентные преимущества узкой группе страховщиков, что не позволяет остальным участникам добросовестно конкурировать в ходе вышеуказанного запроса предложения.

Следовательно, довод заявителя, является обоснованным.

Кроме того, в пункте 17 информационной карты установлено: «Возможность Заказчика отказаться от процедуры запроса предложений в любое время, не нанося при этом ответственности перед участниками или третьими лицами за убытки, которые могут возникнуть в результате отказа от проведения запроса предложений», по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, установленные требования антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение участвовать в торгах, более того, противоречит основным целям Закона о закупках, таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений

При закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствоваться:

1) информационной открытостью закупки;

2) равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевой и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Вместе с тем, учитывая, что до получения уведомления антимонопольного органа, заказчиком закупка отменена, Комиссией принято решение предписание не выдавать.

Кроме того, в ходе заседания Комиссией Татарстанского УФАС выявлены нарушения Положения о закупках ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро», а именно:

В части 17.1.1 статьи 17 Положения о закупках ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро» установлено, заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в сроки и в порядке, указанном в документации о закупке.

По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение процедуры является нарушением статьи 1, части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закон о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Таким образом обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года № 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчиком в Положении о закупках не установлен минимальный срок для подписания договора, а именно не менее 10 дней с момента передачи договора заказчиком победителю закупки, связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля   со   стороны   антимонопольного   органа,  фактически   исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу Страхового акционерного общества «ВСК» на действия заказчика – ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро» при проведении запроса предложений №31603820026 на предмет «Добровольное медицинское страхование работников АО «Зеленодольское ПКБ»», обоснованной.

2. Признать заказчика -  ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро» нарушившим требования части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 17.1.1 статьи 17 Положения о закупках ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро».

3. Выдать заказчику – ОАО «Зеленодольское проектно – конструкторское бюро» предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны