Постановление №ИП-05/9043 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 26 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу №А05-680/2015 об административном правонарушении в отношении ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр»

Исх.от 11.06.2015 №ИП-05/9043

[должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № А05-680/2015, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» (420049, РТ, г. Казань, ул. Ипподромная, д. 17; ОГРН 1061684096583 от 26.06.2006, ИНН/КПП: 1659065386/165901001, дата регистрации в качестве юридического лица – 26.06.2006) по факту осуществления хозяйствующим субъектом действий, недопустимых в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛ:

Татарстанским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело №05-301/2013 по признакам нарушения ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Основанием для возбуждения дела послужила проведенная в 2013 году плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК «ЖКХ Приволжского района» (далее – ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», ИНН 1659065386), расположенного по адресу: 420049, г. Казань, ул. Ипподромная, д. 17.

В ходе проведения проверки установлено, что между ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» заключен агентский договор от 30.06.2009г. №378, согласно которому ООО «Расчетный центр» за вознаграждение обязуется совершать начисление и сбор платежей от населения.

При этом сумма, оплачиваемая за оказанные услуги, исчисляется в процентах и зависит от размера расходов жильцов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Полагая, что установленный размер оплаты является экономически необоснованным и нарушает интересы граждан, Татарстанское УФАС России возбудило дело №05-301/2013.

В ходе рассмотрения дела №05-301/2013 установлено, что агентское вознаграждение, выплачиваемое управляющей организацией ООО «Расчетный центр» составляет 1.8% от суммы собранных за месяц платежей от населения,  при этом ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» взимает с жильцов фиксированную плату по строке счета-фактуры «Управление жилищным фондом», установленную Постановлением Исполнительного комитета г. Казани.

Следовательно, действия ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» не могут быть квалифицированы как нарушение ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашения, результатом которого явилось установление тарифов для населения.

Факт взимания ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» с граждан платы за управление жилищным фондом по тарифам, установленным Постановлением исполнительного комитета, а также бездействие ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений послужили основанием для выделения дела по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельное производство (Определение о выделении дела в отдельное производство исх.№РБ-05/10344 от 22.07.2014г., Приказ  исх.№ 02/282-к от 31.07.2014г.).

В ходе рассмотрения имеющихся в деле №05-301/2013 документов было установлено, что оплата за жилищно-коммунальные услуги осуществляется населением на расчетный счет ООО «Расчетный центр». В платежных документах (счета на оплату) за оказанные жилищно-коммунальные услуги (л/с 2753033171 от 01.2012г., л/с 2751 от 02.2013г.) в правом верхнем углу содержится сообщение: «Подтверждаю и прошу суммы оплаты перечислить на ООО Расчетный центр р/с 40702810900010001810 в ООО КБЭР Банк Казани к/с 30101810100000000844 БИК 049205844, ИНН 1659094210 по договору №378 от 30.06.2009 исполнитель: ООО УК ЖКХ Приволжского района адрес: ул. Ипподромная, 17 р/с 40702810700000000322 ООО КБЭР Банк Казани к/с 30101810100000000844 БИК 049205844, ИНН 1659065386». Таким образом, получателем платежей в счетах-фактурах указано ООО «Расчетный центр», и жильцы за оказанные ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» жилищные и коммунальные услуги обязаны перечислять денежные средства на расчетный счет ООО «Расчетный центр».

Таким образом, в действиях ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» установлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании собственникам помещений МКЖД, управление которыми осуществляет ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», требований о перечислении денежных средств за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет ООО «Расчетный центр».

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующих на заседании представителей ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», представителей ООО «Расчетный центр», участвующих в деле, изучив материалы дела №05-301/2013, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» является управляющей организацией перечня многоквартирных жилых домов (далее – МКЖД) г.Казани, следовательно, в соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жильцы в течение согласованного срока имеют возможность приобретать жилищные и коммунальные услуги только у вышеуказанной управляющей организации. Следовательно, положение ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» на рынке предоставления жилищных и коммунальных услуг по каждому МКЖД, управление которыми осуществляет ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», имеет признаки доминирования.

С целью установления доминирующего положения ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах. По результатам анализа составлен аналитический отчет, согласно которого доля ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» на рынке услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах управление которыми осуществляет ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», составляет 100 %.

По результатам рассмотрения материалов анализа состояния конкурентной среды и доводов ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», Комиссия установила, что ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» занимает доминирующее положение на локальных рынках предоставления услуг по содержанию и ремонту общего имущества в границах многоквартирного дома, деятельность ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» является управляющей организацией для потребителей ряда многоквартирных домов г. Казани (список таких домов размещён на официальном сайте Общества).

В соответствии с ч.1 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации (редакция от 02.07.2013г., действовавшая на момент издания Приказа №02/545-к от 13.11.2013г. о возбуждении дела) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» представило информацию (Таблица № 1 к письму исх. №5720 от 02.06.2014г.) о том, что с момента выбора в 2006 году управляющей организацией «УК «ЖКХ Приволжского района» общие собрания жильцов не проводились.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» представило копии протоколов от 1 сентября 2006 года о выборе способа управления многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «ЖКХ Приволжского района». В пункте 3 данных протоколов общее собрание собственников помещений решило принять условия договора управления многоквартирным домом в редакции проекта договора ООО «УК «ЖКХ Приволжского района».

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» была представлена типовая форма договора  с собственниками помещений от 2006 года (исх. №5720 от 02.06.2014г.).

Согласно п.5.3 данного договора, оплата услуг производится собственником путем уплаты денежных средств через Единый расчетный центр.

При этом в договоре не указана организационно-правовая форма, таким образом,  указание в договоре словосочетания «Единый расчетный центр» не означает ООО «Расчетный центр».

Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Расчетный центр» было образовано только 26 июня 2009 года.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» представило пояснения (исх. №6995 от 09.07.2014г.), согласно которым сообщило, что с начала момента управления многоквартирными домами прошло более 8 лет и договора управления были утеряны.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» представило несколько договоров управления (договор от 05.09.2013г. с гражданином,  проживающим по адресу: г. Казань, ул. Гараева д.2; договор от 18.09.2013г. с гражданином,  проживающим по адресу: г. Казань, ул. Гараева д.4; договор от 24.12.2012г. с гражданином,  проживающим по адресу: г. Казань, ул. Хади Такташ д.121; договор от 31.05.2012г. с гражданином,  проживающим по адресу: г. Казань, ул. Завойского д.6; договор от 28.12.2011г. с гражданином,  проживающим по адресу: г. Казань, ул. Актайская д.7), заключенных с собственниками помещений, управление которыми осуществляет ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» (исх. №13227 от 09.12.2013г.). В разделе 7 «Порядок расчетов» данных договоров, а именно в п.7.7 указано, что собственник (пользователь) вносит плату на расчетные счета управляющей организации, обслуживающих организаций, поставщиков услуг либо организации, уполномоченной на сбор коммунальных платежей по единому платежному документу.

Также ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» представило несколько договоров управления многоквартирными домами (договор №182 от 01.11.2007г. с ООО «Уют»; договор от 16.05.2012г. с ООО «Казань-Стройиндустрия»; договор №242 от 04.05.2012г. с ООО «КапиталДевелопмент»; договор №1103/Ф от 19.10.2011г. с Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» и др.).  Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что порядок расчетов в данных договорах не является единым.

Согласно п.7.3 договора №182 от 01.11.2007г. с ООО «Уют», наниматели и собственники помещений вносят плату на целевой расчетный счет МУП «Единый расчетный центр г. Казани».

Согласно п.3.3 договора от 16.05.2012г. с ООО «Казань-Стройиндустрия» и договора №242 от 04.05.2012г. с ООО «КапиталДевелопмент», оплата производится безналичным расчетом по платежному документу (счёт-фактуре), предоставляемому ежемесячно.

На официальном сайте ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» размещена типовая форма договора управления 2013 года с собственником помещения многоквартирного дома.

В разделе 7 «Порядок расчетов» данных договоров, а именно в п.7.7 указано, что собственник (пользователь) вносит плату на расчетные счета управляющей организации, обслуживающих организаций, поставщиков услуг либо организации, уполномоченной на сбор коммунальных платежей по единому платежному документу.

Таким образом, в договорах управления, заключенных ООО «УК ЖКХ Приволжского района» с собственниками помещений, ООО «Расчетный центр» не является стороной по договору и более того, вообще в договоре не упоминается.

Между ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» заключен агентский договор от 30.06.2009г. №378, согласно которому ООО «Расчетный центр» за вознаграждение обязуется совершать начисление и сбор платежей от населения.

Согласно п.2.1 агентского договора от 30.06.2009г. №378, заключенного между ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» (принципал) и ООО «Расчетный центр» (агент), агент открывает аналитический счет для учета поступивших от населения оплат за жилищно-коммунальные услуги и ведет его в разрезе услуг; формирует и осуществляет печать счетов-фактур на оплату населением жилищно-коммунальных услуг в течение пяти рабочих дней каждого месяца следующего за расчетным месяцем; организует сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги; отражает на лицевых счетах поступившие оплаты за жилищно-коммунальные услуги и др.

Согласно п.2.1.3 вышеуказанного агентского договора, собираемые ООО «Расчетный центр» денежные средства за оказанные ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» жилищно-коммунальные услуги поступают на целевой расчетный счет ООО «Расчетный центр».

Таким образом, вышеуказанным агентским договором установлено обязательство для собственников помещений по внесению денежных средств на расчетный счет ООО «Расчетный центр» - организации, которая не является стороной по договору управления, и которую собственники помещений не уполномочивали на сбор платежей.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с частями 2, 7 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за ЖКУ управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Таким образом, без учёта мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентского договора (от 30.06.2009г. №378) пришли к соглашению о том, что все собираемые агентами денежные средства за оказанные ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчётный счет управляющей организации, а на расчётный счет ООО «Расчетный центр» (п.2.1.3 Агентского договора).

Данная схема расчётов применяется ко всем собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», без принятия решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о перечислении платежей на расчётные счета иных организаций, то есть порядок внесения платы за ЖКУ, как существенное условие договоров управления многоквартирным домом, был установлен без воли собственников помещений многоквартирных домов.

На заседании Комиссии Татарстанского УФАС России представитель ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» сообщил, что согласно п.63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Однако данная норма права не позволяет ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» без решения общего собрания жильцов самостоятельно устанавливать схему расчетов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

В соответствии пунктом 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Следует также отметить, что в силу пункта 19 Правил к существенным условиям договора (содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения) относятся, в том числе, реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя (ООО «УК «ЖКХ Приволжского района»).

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с пунктом 69 Правил в платёжном документе указывается, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Согласно пункту 32 Правил исполнитель имеет право, в том числе:

- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт «а»);

- привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;

для доставки платежных документов потребителям;

для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подпункт «е»);

- осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «ж»).

С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона России от 19.09.2011 №454 (зарег. в Минюсте России от 16.11.2011 №22321), в графе платёжного документа «Получатель платежа» указываются банковские счета и банковские реквизиты исполнителей коммунальных услуг, и может быть указана также информация о ресурсоснабжающей организации в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Таким образом, в платёжном документе в графе «Получатель платежа» может быть указан либо расчётный счёт исполнителя коммунальных услуг, либо расчётный счёт ресурсоснабжающей организации, которым принято на общем собрании решение собственников помещений МКД вносить плату за отдельные жилищно-коммунальные услуги.

В материалах дела имеются копии платёжных документов ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» за оказанные жилищно-коммунальные услуги (л/с 2753033171 от 01.2012г., л/с 2751 от 02.2013г.).

В платежных документах (счета на оплату) за оказанные жилищно-коммунальные услуги (л/с 2753033171 от 01.2012г., л/с 2751 от 02.2013г.) в правом верхнем углу содержится сообщение: «Подтверждаю и прошу суммы оплаты перечислить на ООО Расчетный центр р/с 40702810900010001810 в ООО КБЭР Банк Казани к/с 30101810100000000844 БИК 049205844, ИНН 1659094210 по договору №378 от 30.06.2009 исполнитель: ООО УК ЖКХ Приволжского района адрес: ул. Ипподромная, 17 р/с 40702810700000000322 ООО КБЭР Банк Казани к/с 30101810100000000844 БИК 049205844, ИНН 1659065386», то есть получателем платежей указан ООО «Расчетный центр», и жильцы за оказанные ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» коммунальные услуги обязаны перечислять денежные средства на расчетный счет ООО «Расчетный центр».

Несмотря на тот факт, что в указанных платежных документах исполнителем жилищно-коммунальных услуг названо ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», получателем платежа в графе «Получатель платежа» указан ООО «Расчетный центр».

Проанализировав Агентский договор и на предмет соглашений нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к следующему.

Комплекс работ, которые осуществляет ООО «Расчетный центр» в рамках Агентского договора производится во исполнение договора управления многоквартирным домом. Следовательно, реализация Агентского договора не должна нарушать условий основного договора, которым является именно договор управления многоквартирным домом.

Так, Комиссией установлено и следует из материалов дела, что приём платежей за жилищно-коммунальные услуги, оказанные ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» в рамках договора управления многоквартирным домом, осуществляются на расчётный счёт ООО «Расчетный центр» на основании Агентского договора и финансируется в рамках этого договора.

Таким образом, именно Агентским договором навязывается собственникам помещений многоквартирных домов требование о перечислении денежных средств за  жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт ООО «Расчетный центр».

В силу пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Ограничение конкуренции происходит на рынке управления эксплуатацией многоквартирных домов в географических границах г. Казани, на котором существуют гражданские отношения между ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и его контрагентами, которым могут впоследствии навязываться невыгодные условия договора.

Так, по результатам проведенного Татарстанским УФАС России в 2010г. обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах Республики Татарстан, в границах города Казани в ведении управляющих организаций находится 3323 дома, что составляет 57.3% от общего объема жилищного фонда.

Согласно данному обзору, ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» входит в тройку наиболее крупных управляющих организаций в границах города Казани и занимает долю 21.3%.

Из аналитического отчета следует, что на товарном рынке, на котором совершено нарушение – на рынке услуг управления эксплуатацией жилищного фонда (услуг управления многоквартирными домами) на территории города Казани действует 41 хозяйствующий субъект. В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка являлся комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключённых договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к мнению, что,  реализуя рассматриваемые соглашения, ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» необоснованно требуют перечисления платы за ЖКУ лицам, не являющимся стороной договора управления многоквартирным домом.     

Таким образом, заключив Агентский договор ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр», по сути, договорились внести изменения в условия действующих договоров управления многоквартирными домами, заключённых между ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и его абонентами (потребителями услуг жилищно-коммунальных услуг), о порядке внесения размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 настоящего закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 30 настоящего закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также, если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 настоящего закона.

Доказательств, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции, Ответчики не предоставили. Комиссия Татарстанского УФАС России таких обстоятельств не установила.

Комиссия Татарстанского УФАС России исходила из того, что рассматриваемым соглашением между ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» была проигнорирована воля потребителя (собственников помещений многоквартирных домов) и, в частности, порядок внесения размера платы за жилищно-коммунальные услуги был определён без участия собственников помещений многоквартирных домов.

В результате таких действий собственникам помещений многоквартирных домов искусственно были созданы обязательства перед ООО «Расчетный центр», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, и который самостоятельно производил расчёты за исполнителя коммунальных услуг, требовал зачисления денежных средств за жилищно-коммунальные услуги на свои расчётные счета, в том числе и в судебном порядке, и никак не отвечал перед собственниками помещений многоквартирных домов за правильность осуществлённых расчётов и производимого начисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, действия ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр», выразившиеся в навязывании собственникам помещений МКЖД, управление которыми осуществляет ООО «УК «ЖКХ Приволжского района», требований о перечислении денежных средств за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет ООО «Расчетный центр» приводит к нарушению пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представителем ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» была представлена копия дополнительного соглашения к агентскому договору №378 от 30.06.2009г., согласно которого ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» пришли к согласию о расторжении вышеуказанного агентского договора с 31.05.2014г.

Таким образом, ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» добровольно устранили нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела №05-301/2013 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан решением от 24.10.2013г. исх.№РБ-05/16476 признала ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» (420049, г. Казань, ул. Ипподромная, д. 17, ИНН 1659065386) и ООО «Расчетный центр» (420110, г. Казань, пр. Победы, д.39, ИНН 1659094210) нарушившими пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета ООО «Расчетный центр».

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Совершение ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» действий, выразившихся в заключения соглашения о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета ООО «Расчетный центр», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Как установлено решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства №05-301/2013, действия по  заключения соглашения о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета ООО «Расчетный центр», совершались ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» и ООО «Расчетный центр» с 30.06.2009г (день заключения агентского договора №378 от 30.06.2009) по 31.05.2014г. (день расторжения данного договора).

Датой выявления административного правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела №05-301/2013 и создания Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, то есть 13.11.2013г.

Местом совершения ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» административного правонарушения является  г.Казань.

В силу части 1 статьи 14.32 КоАП РФ  заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручка  правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ №11132/11 от 13.12.2011 (резюме) при привлечении к административной ответственности по ст.14.31-14.32 КоАП РФ штраф исчисляется исходя из выручки правонарушителя за год, предшествующий году издания антимонопольным органом приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Примечание. Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно представленной ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» информации в форме справки за подписью генерального директора и главного бухгалтера общая сумма выручки Общества за 2012 год составила 102 216 000 рублей.

Одна двадцать пятая совокупного размера суммы выручки ООО «УК «ЖКХ Приволжского района»  от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2012 год составляет 4 088 640  рублей.

Таким образом, размер административного штрафа, налагаемого на ООО «УК «ЖКХ Приволжского района»  в качестве административного наказания за нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, не может составлять более 4 088 640  рублей.

Административное правонарушение совершено на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.  Сумма выручки ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» от реализации услуг, на рынке которых совершено правонарушение (услуг по управлению многоквартирными домами) составила за 2012 год <…> рублей, то есть не превышает 75% совокупного размера выручки от реализации всех видов услуг (составляет 61%).

Порядок расчета суммы штрафа установлен пунктом 4 Примечания к ст.14.31 КоАП РФ, в соответствии с которым за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, сумма административного штрафа (с учетом Методических рекомендаций ФАС России) составляет <…> рублей (без учета отягчающих и смягчающих обстоятельств).

В соответствии с пунктом 3 примечаний к статье 14.32 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.

Пунктом 4 примечаний к статье 14.32 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пунктами 1 и 2 примечания 3 к статье 14.31 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;

2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.

Согласно пункта 4 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено одно смягчающее обстоятельство – добровольное устранение  нарушения лицом антимонопольного законодательства; отягчающих административную ответственность обстоятельств  не установлено.

Таким образом, учитывая одно смягчающее обстоятельство, сумма административного штрафа снижается на <..> рублей и составит <..> рублей.

Решение о признании ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» нарушившим пункт 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» было изготовлено в полном объеме 24 октября 2014 года (исх. исх.№РБ-05/16476).

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ датой, с которой начинает исчисляться срок давности привлечения к ответственности, является  24 сентября 2014 года.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола, подтверждением чему является вернувшееся почтовое уведомление.

На составление и подписание протокола об административном правонарушении по настоящему делу, назначенное на 26 мая 2015 года, явился представитель ООО «УК «ЖКХ Приволжского района»  <…> (доверенность от 04.12.2014 №277).

Таким образом, факт совершения административного правонарушения ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» подтверждается протоколом по делу №А05-                           680/2015 об административном правонарушении от 29.05.2015, а также другими материалами дела.

ООО «УК «ЖКХ Приволжского района» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела №А05-680/2015, подтверждением чему является вернувшееся почтовое уведомление.

На рассмотрение протокола и материалов настоящего дела, назначенного на 09 июня 2015 года, явился представитель ООО «УК «ЖКХ Приволжского района<…> (доверенность от 04.02.2015 №25).

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статями ст.4.1, ст.14.32, ст.23.48, ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» (420049, РТ, г. Казань, ул. Ипподромная, д. 17; ОГРН 1061684096583 от 26.06.2006, ИНН/КПП: 1659065386/165901001, дата регистрации в качестве юридического лица – 26.06.2006)  виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ,  и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <…> рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (843) 238-19-46.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный   суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статьи   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны