Решение №ИП-08/11930 Решение по делу №08-109/2016 о нарушении законодательства Ро... от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-109/2016 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. №ИП-08/11930 от 25.08.2016

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии        <…> –[…];

Члены Комиссии                    <…> –[…];

                                              <…> –[…];

рассмотрев дело №08-109/2016 по признакам несоответствия рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк», размещенной на сайте https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-#newwindow=1&q=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C ч. 1 и п.2 ч.2 ст. 28 Закона «О рекламе», в части отсутствия в рекламе наименования лица оказывающего финансовые услуги по предоставлению кредита и в части отсутствия в рекламе условий оказания финансовой услуги по предоставлению кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита, срок кредита), при условий, что в ней сообщается только стоимость кредита (процентная ставка 15,4% годовых) в присутствии (отсутствии):

- представитель АО «КБ «Локо-Банк» не явился, извещен.

- представителя ООО «ГУГЛ» по доверенности – <…> (доверенность от 25.01.2015г. №б/н);

- представителя Google Inc. по доверенности -  <…> (доверенность от 25.09.2015г. №б/н),

Установила:

В Татарстанское УФАС России поступило обращение гражданина (вх.№685/ж от 25.04.2016г.) о фактах распространения в поисковике Google, по адресу: https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C, ненадлежащей рекламы финансовой услуги по предоставлению Локо-Банк кредита на любые цели от 15,4% годовых.

По результатам рассмотрения указанного обращения и представленных документов, Управлением установлено, что на вышеуказанном сайте размещена реклама финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк».

Как следует из вышеуказанной рекламы, в нем содержится лишь одно условие предоставления кредита, а именно стоимость кредита – 15,4% годовых, других условий, а равно полное наименование лица, с указанием его организационно правовых форм, предоставляющего кредит, не указаны.

Факт распространения вышеуказанной рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк», подтверждается распечаткой сайта от 25.04.2016г.:

https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C.

Из смысла содержания вышеуказанной рекламы, следует, что неопределенному кругу потребителей Локо-Банк может быть предоставлен кредит на любые цели стоимостью от 15,4% годовых за пользование денежными средствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 38 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, вышеуказанная реклама финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк», размещенная на вышеуказанном сайте Google содержит признаки нарушения п.2 ч. 2 ст. 28 Закона «О рекламе», в части отсутствия в ней условий оказания финансовой услуги по предоставлению кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита, срок кредита), при условий, что в ней сообщается только стоимость кредита (процентная ставка 15,4% годовых).

В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело (определение о возбуждении дела №08-109/2016 от 11 мая 2016 года (исх.№ИП-08/6584 от 11.05.2016г.)).

Письмо от 28.06.2016г. исх.№АД/43688/16 ФАС России наделило Татарстанское УФАС России полномочиями по рассмотрению настоящего дела.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных лицами, участвующими в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему

Комиссией определением о возбуждении дела №08-109/2016 от 11.05.2016г. у ООО «ГУГЛ» и АО «КБ «Локо-Банк» были запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения настоящего дела.

Письмом от 30.05.2016г. вх.№5987 ООО «ГУГЛ» представило запрошенные документы и материалы.

Письмом от 06.06.2016 вх.№6183 АО «КБ «Локо-Банк» представило запрошенные документы и материалы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В настоящем случае объектом рекламирования выступают финансовые услуги по предоставлению кредита на любые цели на условиях от 15,4% годовых (стоимость кредита).

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Согласно письменным пояснениям АО «КБ «Локо-Банк» от 06.06.2016г. вх.№6183 следует, что спорная реклама содержало активную гиперссылку с переходом на сайт lockobank.ru, где содержится все условия предоставления кредита.

По мнению общества, спорную рекламу, размещенную на сайте google.ru нельзя рассматривать в отрыве от сайта lockobank.ru.

Интернет-реклама – реклама, размещенная в сети Интернет, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей, - рекламный носитель. Виды этой рекламы - баннеры, текстовые блоки, байрики, минисайты, Interstitials. Такая реклама обычно имеет ссылку непосредственно на сайт рекламодателя (вторая ступень).

Баннер – один из преобладающих форматов интернет-рекламы. Представляет собой графическое изображение, аналогичное рекламному модулю в прессе, но способное содержать анимированные элементы, а также являющееся гиперссылкой на веб-страницу с подробным описанием продукта или услуг.

Гиперссылка – это часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе либо на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном компьютере или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта. Главное отличие гипертекста от обычного текста заключается в том, что в обычном тексте ссылки пассивны, то есть носят декларативный характер (ссылку можно выписать на листочек, чтобы потом в библиотеке, магазине или Интернете найти нужный материал).

Вместе с тем ссылки в гипертекстовом документе активны – мышиный щелчок заставляет браузер загрузить новый документ (или другую часть текущего) автоматически, без участия пользователя.

Таким образом, при активации (нажатии) на баннер -рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк», размещенной на сайте https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-#newwindow=1&q=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C пользователь сети Internet автоматически, без каких-либо дополнительных действий с его стороны, переходит на страницу официального сайта АО «КБ «Локо-Банк» (lockobank.ru), по которому размещены условия кредита,.

По мнению Комиссии, данные факты не могут являться основанием для признания рассматриваемой рекламы, как соответствующей требованиям Закона о рекламе, в части наличия в ней условий оказания финансовой услуги по предоставлению кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита, срок кредита), при условий, что в ней сообщается только стоимость кредита (процентная ставка 15,4% годовых), в связи со следующим.

В рассматриваемой рекламе, размещенной на сайте: google.ru условия предоставления кредита, отсутствует.

При этом, реклама-баннер в данном случае хоть и имеет гиперссылку, но не может отвечать критериям доступности той информации, которая должна быть в рекламе.

Сам переход на сайт АО «КБ «Локо-Банк» (lockobank.ru),по гиперссылке рекламы на сайте: google.ru может свидетельствовать о создания рекламным-баннером на сайте: google.ru заинтересованности у потребителя и желание воспользоваться рекламой и товаром, предлагаемым соответствующим рекламодателем: в данном случае АО «КБ «Локо-Банк», что в соответствии с понятием рекламы и объектом рекламирования, приведенными в статье 3 Закона о рекламе, свидетельствует об исполнении рекламным-баннером, размещенным на сайте: google.ru своей функции и задачи, в части привлечения внимание к объекту рекламирования: финансовой услуге по выдаче кредита от АО «КБ «Локо-Банк».

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, реклама сама по себе, какой бы она не была, и где бы, не размещалась, не может создать и вызвать у потребителя чувства принятия конкретного решения воспользоваться рекламируемой услугой либо приобрести рекламируемый товар, реклама, как было отмечено выше, является инструментом создания внимания к объекту рекламирования.

Кроме того, как видно из распечатки сайтаhttps://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-#newwindow=1&q=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C от 25.4.2016г. заявитель в поисковике ввел поиск слов «кредит Казань», по результатам которого поисковик вывел результаты поиска, а также отобразил рассматриваемую рекламу АО «КБ «Локо-Банк». То есть, заявитель не искал именно финансовые услуги, предоставляемые АО «КБ «Локо-Банк».

При этом, размещение АО «КБ «Локо-Банк» единственного условия предоставления кредита, который более выгоден для восприятия потребителем направлено  на привлечения внимания потребителя именно к финансовой услуге АО «КБ «Локо-Банк», среди аналогичных услуг, предоставляемых иными кредитными организациями у которых имеется наиболее полные условия предоставления кредита, что также видно из распечатки сайта google.ru.

Исходя из представленных распечаток от 25.04.2016г. следует, что в рекламе финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк», размещенная на сайте Google по адресу: https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82+%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C, других условий влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица не содержаться.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 38 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, вышеуказанная реклама финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк», размещенная на вышеуказанном сайте Google содержит нарушения п.2 ч. 2 ст. 28 Закона «О рекламе», в части отсутствия в ней условий оказания финансовой услуги по предоставлению кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита, срок кредита), при условий, что в ней сообщается только стоимость кредита (процентная ставка 15,4% годовых).

Представители ООО «ГУГЛ» по существу рассматриваемого дела изложили позицию общества, изложенной в письме от 30.05.2016г. вх.№5986 о несогласии вменяемому правонарушению, и что признаки нарушения Закона о рекламе в рамках настоящего дела содержаться в действиях рекламодателя.

В ходе заседания Комиссии представитель ООО «ГУГЛ» поддержало позицию общества, изложенной в письменных пояснениях от 30.05.2016г. вх.№5987, и озвученных устно в ходе заседания Комиссии, состоявшегося 08.06.2016 года, в том числе о том, что в рассматриваемая  реклама не содержит нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе, в части отсутствия полного наименования лица (в данном случае АО «КБ «Локо-Банк») оказывающего финансовые услуги, так как обозначение «Локо-Банк» указанной в рекламе у потребителя ассоциируется именно с АО «КБ «Локо-Банк», а не с какой- либо другой организацией, имеющей схожее название, так как иной организации в Российской Федерации с подобным названием не зарегистрировано.

Кроме того, по мнению представителя ООО «ГУГЛ», указанные доводы подтверждается судебной практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации (дело А70-4304/2013: определение ВАС РФ от 11.04.2014г. №ВАС-4042/14) и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (дело А70-8887/2013: постановление от 29.05.2014г.).

По результатам анализа приведенных представителем ООО «ГУГЛ» доводов, Комиссия приходит к выводу об их обоснованности, так как обозначение «Локо-Банк» принадлежит единственному юридическому лицу, зарегистрированному на территории Российской Федерации, а именно: АО «КБ «Локо-Банк», услуги которого и рекламируется в спорной рекламе. Данный факт также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Комиссия соглашается с позицией ООО «ГУГЛ», что наименование лица, оказывающего финансовую услугу, указано в общеупотребительном, понятном для обычного потребителя виде. Отсутствие при этом указания организационно-правовой формы лица, оказывающего финансовую услугу не искажает смысла информации и не вводит потребителей в заблуждение.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в рекламе отсутствует нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно письменным пояснениям АО «КБ «ЛОКО-Банк» от 06.06.2016 вх.№6183 спорная реклама в сервисе AdWords на сайте google.ru размещалась через посреднический договор №ИГД-14-00026 от 25.02.2014г., заключенный между АО «КБ «ЛОКО-Банк» и ООО «Инструменты Генерации Дохода».

Однако объектом рекламирования, и лицом, определявшим объект рекламирования в рассматриваемой рекламе, являлся именно АО «КБ «ЛОКО-Банк», что также следует из пунктов 1.1 договора №ИГД-14-00026 от 25.02.2014г.

Исходя из вышеуказанной рекламы следует, что кредит предоставляется АО «КБ «Локо-Банк» (111250 г. Москва, Госпитальная ул., дом 14; ИНН 7750003943; КПП 775001001), следовательно, рекламодателем указанной рекламы является АО «КБ «Локо-Банк».

Следовательно, рекламодателем в рассматриваемой рекламе является АО «КБ «ЛОКО-Банк».

Согласно пояснениям АО «КБ «ЛОКО-Банк», общество осуществляет деятельность на территории всей Российской Федерации.

Вышеуказанная реклама размещена на сайте Google с использованием сервиса AdWords. Договор на размещение рекламы в сервисе AdWords заключается на стандартных условиях оказания рекламных услуг.

В соответствии с названными условиями оказания рекламных услуг, стороной по данному договору является ООО «Гугл», с местом нахождения по адресу: Российская Федерация, 115035, Москва, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7.

Владельцем доменного имени в сети Интернет: google.ru является Google Inc. (Гугл Инк: 1600 Амфитиатр Парквей, Маунтин Вью, Калифорния, 94043, США (в штате Делавер: 2711, Сентервиль Роуд, офис 400 Уилмингтон, ДЭ 19808, США)), которому также принадлежит система (сервис) AdWords и который управляет данной системой (сервисом).

ООО «ГУГЛ» является перепродавцом рекламного пространства, принадлежащего компании Google Inc и осуществляет вспомогательные функции применительно к сервису AdWords в России, в том числе заключает договора с клиентами сервиса AdWords.

Технические надстройки фильтрации (модерации) рекламных объявлений, процедуру приостановки и блокировки доступа клиентов к сервису AdWords определяет Google Inc.

Таким образом, рекламораспространителем рекламы в сети Интернет, в частности на сайте google.ru является Google Inc. (Гугл Инк: 1600 Амфитиатр Парквей, Маунтин Вью, Калифорния, 94043, США (в штате Делавер: 2711, Сентервиль Роуд, офис 400 Уилмингтон, ДЭ 19808, США)).

На основании изложенного Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам, относительно рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк, размещенной в сети Интернет в поисковике (на сайте): google.ru:

- данная реклама не соответствует требованиям п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе, в части отсутствия в рекламе условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита), при условии, что в ней сообщается только процентная ставка;

- рекламодателем данной рекламы является АО «КБ «Локо-Банк» (111250 г. Москва, Госпитальная ул., дом 14; ИНН 7750003943; КПП 775001001);

- рекламораспространителем данной рекламы является Google Inc. (Гугл Инк: 1600 Амфитиатр Парквей, Маунтин Вью, Калифорния, 94043, США (в штате Делавер: 2711, Сентервиль Роуд, офис 400 Уилмингтон, ДЭ 19808, США; адрес для корреспонденции: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 7)).

На заседании Комиссии доказательного опровержения выводов Комиссии Татарстанского УФАС России, не установлено.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 и частей  6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

Решила:

1) Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк» размещенной и распространявшейся в сети Интернет на территории Российской Федерации в поисковой системе Google посредством сервиса «Google AdWords» нарушающей требования п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» в части отсутствия в рекламе условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита), при условии, что в ней сообщается только процентная ставка.

2) Выдать АО «КБ «Локо-Банк» (111250 г. Москва, Госпитальная ул., дом 14; ИНН 7750003943; КПП 775001001) предписание о прекращении нарушения п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», а именно прекратить размещение в сети Интернет на территории Российской Федерации в поисковой системе Google посредством сервиса «Google AdWords» рекламы финансовой услуги по предоставлению кредита со следующим заголовком «Кредит от 15,4% годовых-lockobank.ru» с текстом «Кредит наличными на любые цели! Заполнить онлайн заявку. Отделения и банкоматы: Локо-Банк» без наличия полных условий оказания финансовой услуги по предоставлению ипотечного кредита, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (сумма кредита, валюта кредита, комиссия за предоставление кредита).

3) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                              <…>

Члены Комиссии                                                                          <…>

                                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны