Решение №ИП-08/12390 Решение по делу №08-129/2016 по признакам нарушения законода... от 6 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по делу №08-129/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Исх. №ИП-08/12390 от 01.09.2016
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <…>-[…];
Члены Комиссии <…>-[…];
<…>-[…];
рассмотрев дело № 08-129/2016, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), в отсутствие:
- представителя ООО «Фаворит-Плюс» (423822, РТ, г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, дом 88 (62/4), этаж 4, оф. 402, ОГРН: 1021602018030), извещенного надлежащим образом;
- представителя ООО «Газета Единство» (423822, РТ, г. Набережные Челны, Проспект Набережночелнинский, 88,этаж 4,4, ОГРН: 1071650012730), извещенного надлежащим образом;
- представителя ООО «Детейлинг РУМ» (656016, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, д. 43, ИНН: 2221222870), извещенного надлежащим образом;
- представителя ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» (656049, Алтайский край, г. Барнаул, Площадь им в.н. Баварина, 2, ИНН: 2222788604), извещенного надлежащим образом,
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступили сведения Отделения - Национального банка по РТ о результатах мониторинга средств массовой информации (вх. № 5707 от 23.05.2016г.) о фактах размещения в газете «Единство»
(выпуск от 16.05.2016 г. №19 (1095)) рекламы ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» с текстом следующего содержания: «Инвестируйте свои сбережения в автомобильный бизнес и российское автомобилестроение; ВЫСОКИЕ ПРОЦЕНТЫ! НАДЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ! ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ! ВОЗМОЖНОСТЬ ЧАСТИЧНОГО СНЯТИЯ», которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе».
На основании вышеизложенного Управлением было возбуждено настоящее дело.
В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация о финансовых услуга, оказываемых ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство», распространявшаяся в газете «Единство» (выпуск от 16.05.2016 г. №19 (1095)) с текстом следующего содержания: «Инвестируйте свои сбережения в автомобильный бизнес и российское автомобилестроение; ВЫСОКИЕ ПРОЦЕНТЫ! НАДЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ! ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ! ВОЗМОЖНОСТЬ ЧАСТИЧНОГО СНЯТИЯ», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к финансовым услугам - инвестициям, предоставляемым ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 28.03.2016г.) микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации, а также предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой организацией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой организации перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора.
Однако, в газете «Единство» (выпуск от 16.05.2016г. № 19 (1095)) размещена реклама финансовых услуг, оказываемых ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» о привлечении денежных средств, в которой отсутствует ограничение, предусмотренное статьей 12 Закона №151-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об их условии приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в опубликованной рекламе имеется нарушения требований части 7 статьи 5 Закона «О рекламе». При этом признаки нарушения пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе» не подтвердились, так как Комиссией установлено, что привлечение микрофинансовой организацией денежных средств в целом не запрещается, имеется ограничение только по объему привлекаемых средств, на основании чего Комиссия приходит к выводу о том, что в опубликованной рекламе нарушения требований пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе» отсутствуют.
В ходе рассмотрения настоящего дела в адрес Татарстанского УФАС России поступило письменное пояснение должностного лица ООО «Фаворит Плюс» <…> о том, что с 1 марта 2016 года ООО «Фаворит Плюс» не является издателем СМИ «Газета Единство».
Комиссией было установлено, что в настоящее время издателем СМИ «Газета Единство» является ООО «Газета Единство» (423822, РТ, г. Набережные Челны, Проспект Набережночелнинский, 88,этаж 4,4, ОГРН: 1071650012730).
Рассмотрение дела было отложено с целью привлечения ООО «Газета Единство» в качестве ответчика. В ходе дальнейшего рассмотрения дела от ООО «Газета Единство» поступили материалы, которые были приобщены к делу, а именно: копия договора № 44 от 12.05.2016г. на размещение спорной рекламы, согласованный макет и переписка с заказчиком рекламы, копия акта выполненных работ № 1056 о 20 июня 2016г.
Согласно договору №44 на оказание рекламных услуг от 12 мая 2016г. заказчиком спорной рекламы выступает ООО «Детейлинг РУМ», однако в спорной рекламе объектом рекламирования являются финансовые услуги, оказываемые ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».
Согласно Письму ФАС №АК/36350/16 от 31 мая 2016г. «О разъяснении отдельных положений федерального Закона «О рекламе» из определения понятия рекламодателя, которое дано в пункте 5 статьи 3 Закона «О рекламе» следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.
При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.
Стоит отметить, что к договорам, заключаемым на распространение рекламы, применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сделках. Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Так, например, в случае если реклама размещается на основании договора, заказчиком рекламы по которому выступает физическое лицо - законный представитель юридического лица, или уполномоченный представитель юридического лица, и такого рода договор заключается в интересах юридического лица, то рекламодателем такой рекламы признается данное юридическое лицо, в том числе, поскольку в силу объекта рекламирования и обстоятельств распространения рекламы данное юридическое лицо заинтересовано в распространении рекламы.
Из вышеуказанного следует, что рекламодателями спорного рекламного материала являются ООО «Детейлинг РУМ» и ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».
На основании вышеизложенного ООО «Детейлинг РУМ» и ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» были привлечены в качестве ответчиков по данному делу.
В ходе рассмотрения дела от должностного лица ООО «Газета Единство» поступило ходатайство о рассмотрения дела №08-129/2016 без участия представителя ООО «Газета Единство», а также ходатайство о приобщении к материалам дела выпуск газеты Единство (выпуск № 20 от 26 мая 2016г., выпуск №21 от 30 мая 2016г., выпуск № 22 от 06 июня 2016г., выпуск № 25 от 27 июня 2016г., выпуск № 26 от 04 июня 2016г.), подтверждающие тот факт, что в последующих выпусках спорная реклама не опубликовалась.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией установлено, что ООО «Газета Единство» в добровольном порядке устранено данное нарушение, в связи с чем основание для выдачи предписания отсутствует.
Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, т.е. ООО «Детейлинг РУМ» и ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Решила:
- Признать ненадлежащей рекламу ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство», размещенную в газете «Единство» (выпуск от 16.05.2016 г. №19 (1095)) с текстом следующего содержания: «Инвестируйте свои сбережения в автомобильный бизнес и российское автомобилестроение; ВЫСОКИЕ ПРОЦЕНТЫ! НАДЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ! ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ! ВОЗМОЖНОСТЬ ЧАСТИЧНОГО СНЯТИЯ», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
- Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.