Решение №ИП-08/12390 Решение по делу №08-129/2016 по признакам нарушения законода... от 6 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-129/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. №ИП-08/12390 от 01.09.2016

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии   <…>-[…];

Члены Комиссии              <…>-[…];

                                       <…>-[…];       

рассмотрев дело № 08-129/2016, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), в отсутствие:

- представителя ООО «Фаворит-Плюс» (423822, РТ, г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, дом 88 (62/4), этаж 4, оф. 402, ОГРН: 1021602018030), извещенного надлежащим образом;

- представителя ООО «Газета Единство» (423822, РТ, г. Набережные Челны, Проспект Набережночелнинский, 88,этаж 4,4, ОГРН: 1071650012730), извещенного надлежащим образом;

- представителя ООО «Детейлинг РУМ» (656016, Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, д. 43, ИНН: 2221222870), извещенного надлежащим образом;

- представителя ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» (656049, Алтайский край, г. Барнаул, Площадь им в.н. Баварина, 2, ИНН: 2222788604), извещенного надлежащим образом,

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступили сведения Отделения - Национального банка по РТ о результатах мониторинга средств массовой информации (вх. № 5707 от 23.05.2016г.) о фактах размещения в газете «Единство»
(выпуск от 16.05.2016 г. №19 (1095)) рекламы ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» с текстом следующего содержания: «Инвестируйте свои сбережения в автомобильный бизнес и российское автомобилестроение; ВЫСОКИЕ ПРОЦЕНТЫ! НАДЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ! ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ! ВОЗМОЖНОСТЬ ЧАСТИЧНОГО СНЯТИЯ», которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного Управлением было возбуждено настоящее дело.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация о финансовых услуга, оказываемых ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство», распространявшаяся в газете «Единство» (выпуск от 16.05.2016 г. №19 (1095)) с текстом следующего содержания: «Инвестируйте свои сбережения в автомобильный бизнес и российское автомобилестроение; ВЫСОКИЕ ПРОЦЕНТЫ! НАДЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ! ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ! ВОЗМОЖНОСТЬ ЧАСТИЧНОГО СНЯТИЯ», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к финансовым услугам - инвестициям, предоставляемым ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 28.03.2016г.) микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации, а также предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой организацией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой организации перед таким займодавцем  не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора.

Однако, в газете «Единство» (выпуск от 16.05.2016г. № 19 (1095)) размещена реклама финансовых услуг, оказываемых ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» о привлечении денежных средств, в которой отсутствует ограничение, предусмотренное статьей 12 Закона №151-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об их условии приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в опубликованной рекламе имеется нарушения требований части 7 статьи 5 Закона «О рекламе». При этом признаки нарушения пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе» не подтвердились, так как Комиссией установлено, что привлечение микрофинансовой организацией денежных средств в целом не запрещается, имеется ограничение только по объему привлекаемых средств, на основании чего Комиссия приходит к выводу о том, что в опубликованной рекламе нарушения требований пункта 1 статьи 7 Закона «О рекламе» отсутствуют.

В ходе рассмотрения настоящего дела в адрес Татарстанского УФАС России поступило письменное пояснение должностного лица ООО «Фаворит Плюс» <…> о том, что с 1 марта 2016 года ООО «Фаворит Плюс» не является издателем СМИ «Газета Единство».

Комиссией было установлено, что в настоящее время издателем СМИ «Газета Единство» является ООО «Газета Единство» (423822, РТ, г. Набережные Челны, Проспект Набережночелнинский, 88,этаж 4,4, ОГРН: 1071650012730).

Рассмотрение дела было отложено с целью привлечения ООО «Газета Единство» в качестве ответчика. В ходе дальнейшего рассмотрения дела от ООО «Газета Единство» поступили материалы, которые были приобщены к делу, а именно: копия договора № 44 от 12.05.2016г. на размещение спорной рекламы, согласованный макет и переписка с заказчиком рекламы, копия акта выполненных работ № 1056 о 20 июня 2016г.

Согласно договору №44 на оказание рекламных услуг от 12 мая 2016г. заказчиком спорной рекламы выступает ООО «Детейлинг РУМ», однако в спорной рекламе объектом рекламирования являются финансовые услуги, оказываемые ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».

Согласно Письму ФАС №АК/36350/16 от 31 мая 2016г. «О разъяснении отдельных положений федерального Закона «О рекламе» из определения  понятия рекламодателя, которое дано в  пункте 5 статьи 3 Закона «О рекламе» следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы.

Стоит отметить, что к договорам, заключаемым на распространение рекламы, применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сделках. Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Так, например, в случае если реклама размещается на основании договора, заказчиком рекламы по которому выступает физическое лицо - законный представитель юридического лица, или уполномоченный представитель юридического лица, и такого рода договор заключается в интересах юридического лица, то рекламодателем такой рекламы признается данное юридическое лицо, в том числе, поскольку в силу объекта рекламирования и обстоятельств распространения рекламы данное юридическое лицо заинтересовано в распространении рекламы.

Из вышеуказанного следует, что рекламодателями спорного рекламного материала являются ООО «Детейлинг РУМ» и ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».

На основании вышеизложенного ООО «Детейлинг РУМ» и ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство» были привлечены в качестве ответчиков по данному делу.

В ходе рассмотрения дела от должностного лица ООО «Газета Единство» поступило ходатайство о рассмотрения дела №08-129/2016 без участия представителя ООО «Газета Единство», а также ходатайство о приобщении к материалам дела выпуск газеты Единство (выпуск № 20 от 26 мая 2016г., выпуск №21 от 30 мая 2016г., выпуск № 22 от 06 июня 2016г., выпуск № 25 от 27 июня 2016г., выпуск № 26 от 04 июня 2016г.), подтверждающие тот факт, что в последующих выпусках спорная реклама не опубликовалась.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией установлено, что ООО «Газета Единство» в добровольном порядке устранено данное нарушение, в связи с чем основание для выдачи предписания отсутствует.

Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, т.е. ООО «Детейлинг РУМ» и ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Решила:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО Микрофинансовая организация «Региональное кредитное агентство», размещенную в газете «Единство» (выпуск от 16.05.2016 г. №19 (1095)) с текстом следующего содержания: «Инвестируйте свои сбережения в автомобильный бизнес и российское автомобилестроение; ВЫСОКИЕ ПРОЦЕНТЫ! НАДЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ! ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ! ВОЗМОЖНОСТЬ ЧАСТИЧНОГО СНЯТИЯ», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны