Решение №ИП-08/12528 Решение по делу № 08-167/2016 по признакам нарушения законод... от 8 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-167/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. № ИП-08/12528 от 05.09.2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее также Управление, Татарстанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии      <…>;

Члены Комиссии                 <…>,  <…>,

 

рассмотрев дело №08-167/2016 в отношении КПК «Камский Сберегательный Фонд» (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 63, корпус 92, офис (квартира) 169; факт. адрес: 423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Р. Беляева, д. 92/63, кв. 169; ИНН 1650294470, дата регистрации: 08.10.2014г.) по факту распространения в газете «Metro» выпуск №23 от 20.06.2016г. на 1 странице рекламного объявления КПК «Камский Сберегательный Фонд» следующего содержания: «Камский Сберегательный Фонд… ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6 % годовых… Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА…», которая содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

в присутствии:

           - представителя КПК «Камский Сберегательный Фонд» по доверенности –(Доверенность б/н от 08.08.2016г.),

          

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) на рассмотрение поступило обращение Прокуратуры Республики Татарстан (Вх. №7024 от 27.06.2016г.) по факту распространения в газете «Metro» выпуск №23 от 20.06.2016г. на 1 странице рекламного объявления КПК «Камский Сберегательный Фонд» следующего содержания: «Камский Сберегательный Фонд… ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6 % годовых… Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА…» с недостоверной информацией.

Согласно статье 7 Федерального закона от 2.12.1990г. №395-I «О банках и банковской деятельности» ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. В Российской Федерации отсутствует кредитная организация с названием «Татбанк». Таким образом, указанная реклама имеет признаки нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 названного закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В целях установления рекламодателя, Управлением был направлен запрос информации в адрес издателя газеты – ООО «Успех-пресс». В ответ на указанный запрос, ООО «Успех-пресс» направило договор №299 на оказание рекламных услуг от 23.12.2015г., заключенный с Кредитным потребительским кооперативом «Камский Сберегательный Фонд», приложение к договору, акт №1056 от 20.06.2016г., счет на оплату №523 от 16.06.2016г., дополнительное соглашение №2 к договору №299 от 23.12.2015г.

Таким образом, рекламодатель рассматриваемого рекламного объявления – КПК «Камский Сберегательный Фонд» (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 63, корпус 92, офис (квартира) 169; факт. адрес: 423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Р. Беляева, д. 92/63, кв. 169; ИНН 1650294470, дата регистрации: 08.10.2014г.).

В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело.

 15 августа 2016 г. КПК «Камский Сберегательный Фонд» направил в адрес Управления запрашиваемые документы (Вх. № 9057 от 15.08.2016г.).

На рассмотрении дела 19 августа 2016г. представитель КПК «Камский Сберегательный Фонд» по доверенности пояснил, что фраза «мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА», используемая в рекламе, подразумевает наличие положительных отзывов о данном кредитном кооперативе на информационном сайте www.tatbank.ru. Макет рекламы разработан сотрудниками редакции газеты «Metro», согласованный и подписанный сторонами макет отсутствует. Однако размещение рассматриваемой рекламы оплачено, претензии со стороны рекламодателя – КПК «Камский Сберегательный Фонд» отсутствуют, что подтверждается материалами дела, а именно актом № 1056 от 20.06.2016г., счетом на оплату № 523 от 16.06.2016г.  Кроме того на заседании Комиссии представитель ответчика согласился, что использование в рекламном объявлении слова «ТАТБАНК», может вызвать у потребителей ассоциации именно с кредитной организацией, так как отсутствует ссылка на Интернет-сайт  www.tatbank.ru, а также нет упоминания, что имеются положительные отзывы, положительный рейтинг о КПК «Камский Сберегательный Фонд» на указанном сайте.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела № 08-167/2016, заслушав пояснения ответчика, пришла к следующим выводам.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, распространяема в газете «Metro» выпуск №23 от 20.06.2016г. на 1 странице следующего содержания: «Камский Сберегательный Фонд… ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6 % годовых… Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА…» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатной продукции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Согласно статье 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается. Согласно части 7 статьи 5 названного закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из разъяснений п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» следует, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представителя о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойств.

В тексте рекламы имеется указание «Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА». Исходя из письменных пояснений ответчика, «ТАТБАНК» – это сайт www.tatbank.ru, на котором публикуются отзывы о банках, финансовых организациях Республики Татарстан. Однако как видно из текста рекламы, в рекламном объявлении отсутствует ссылка на вышеуказанный сайт, нет упоминания, примечания, где можно ознакомиться с соответствующими документами. Таким образом, у потребителя создается впечатление, что деятельность КПК «Камский Сберегательный Фонд», а также услуги оказываемые кооперативом одобрены (имеют положительный прогноз) некой финансовой организацией ТАТБАНК. Следовательно, такая дополнительная информация привлекает особое внимание потребителя, побуждает желание воспользоваться финансовыми услугами («принимаем сбережения под 20,6% годовых») КПК «Камский Сберегательный Фонд».

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Поскольку распространенная реклама услуг КПК «Камский Сберегательный Фонд» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама КПК «Камский Сберегательный Фонд» следующего содержания: «Камский Сберегательный Фонд… ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6 % годовых… Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА…» нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель, т.е. КПК «Камский Сберегательный Фонд».

В ходе рассмотрения дела ответчиком в адрес Управления документов, материалов о прекращении распространения рекламы с рассматриваемым содержанием, либо о приведении содержания рекламных материалов в соответствие с требованиями законодательства о рекламе не направлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пп. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006г., Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу КПК «Камский Сберегательный Фонд» следующего содержания: «Камский Сберегательный Фонд… ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ под 20,6 % годовых… Мы имеем положительный прогноз от ТАТБАНКА…», размещенную в газете «» выпуск №23 от 20.06.2016г. на 1 странице, не соответствующей требованиям Закона «О рекламе».

2.ВыдатьКПК «Камский Сберегательный Фонд» (423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, д. 63, корпус 92, офис (квартира) 169; факт. адрес: 423800, РТ, г. Набережные Челны, ул. Р. Беляева, д. 92/63, кв. 169; ИНН 1650294470, дата регистрации: 08.10.2014г.) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны