Определение №ИП-08/12678 Определение о возбуждении дела №08 - 205/2016 по признакам н... от 8 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОпределение о возбуждении дела №08 - 205/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Исх. №ИП-08/12678 от 07.09.2016
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> - […], рассмотрев заявление о проверке соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») по факту размещения в газете «Единство» (выпуск №30 (384) от 04.08.2016г.) рекламного объявления с текстом следующего содержания: «Помощь в получении кредита, ЛЮБЫЕ СУММЫ –Под низкий % -Помощь безработным, судимым 8-919-691-50-80,АО «Кредит Европа Банк», АО УралСиб, АО СКБ-Банк, ИП <…>, ОГРН: 311165005300031»,
УСТАНОВИЛ:
В Управление поступили сведения Отделения - Национального банка по РТ о результатах мониторинга средств массовой информации (вх. №9700 от 29.08.2016г.) по факту размещения в газете «Единство» (выпуск №30 (384) от 04.08.2016г.) рекламного объявления с текстом следующего содержания: «Помощь в получении кредита, ЛЮБЫЕ СУММЫ –Под низкий % -Помощь безработным, судимым 8-919-691-50-80,АО «Кредит Европа Банк», АО УралСиб, АО СКБ-Банк, ИП <…>, ОГРН: 311165005300031», которое содержит признаки нарушения ч. 13 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ (далее – Закон «О рекламе»). Графическое изображение рекламы представлено ниже:
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе») дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, распространявшаяся в газете «Единство» (выпуск №30 (384) от 04.08.2016г.), с текстом следующего содержания: «Помощь в получении кредита, ЛЮБЫЕ СУММЫ –Под низкий % -Помощь безработным, судимым 8-919-691-50-80,АО «Кредит Европа Банк», АО УралСиб, АО СКБ-Банк, ИП <…>, ОГРН: 311165005300031» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Статьей 28 Закона «О рекламе» установлены требования к рекламе финансовых услуг, финансовой деятельности.
Согласно позиции ФАС России, системный анализ финансового и банковского законодательства позволяет сделать вывод, что под финансовой деятельностью понимается, в частности, деятельность лиц (лица), в первую очередь, профессиональных участников рынка финансовых услуг, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Из рекламы, указанной в обращении, следует, что объектом рекламирования выступают услуги по выдаче займов, о чем свидетельствуют используемые в рекламном материале фразы: «Помощь в получении кредита, ЛЮБЫЕ СУММЫ –Под низкий % -Помощь безработным, судимым …»
При этом также в рекламе содержится указание на оказание консультационных услуг, вместе с тем, из рекламы следует, что консультационные услуги по возможности приобретения кредитов или займов являются одним из объектов рекламирования.
Соответственно, в вышеуказанной рекламе объектом рекламирования выступают как финансовые, так и консультационные услуги.
Исходя из выходных данных газеты Управлением установлено, что учредителем и издателем газеты «Единство» является ООО «Газета Единство» (423822, РТ, г. Набережные Челны, проспект Набережночелнинский, д.88 (62/4),этаж 4, оф. 404; ИНН 1650159047, дата регистрации: 01.06.2007г.).
Таким образом, данная реклама направлена на привлечения внимания потребителей именно к финансовым услугам, оказываемым ИП <…>, а именно к услугам по предоставлению им денежных средств (займов) под залог недвижимости.
Из смысла содержания вышеуказанной рекламы, следует, что ИП <…> предоставляет денежные средства (займы) под залог недвижимости.
Таким образом, вышеуказанная реклама рекламирует услуги по предоставлению денежных средств (займов) под залог недвижимости, то есть является рекламой финансовых услуг, связанных с предоставлением денежных средств (займов).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ («О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Управлением установлено, что ИП <…> не является кредитной организацией, а также не является микрофинансовой организацией (не состоит в реестре МФО), не состоит в сельскохозяйственном и кредитном кооперативе, а также не осуществляет деятельность ломбарда.
Таким образом, Управлением установлено, что ИП <…> не является организацией, осуществляющей профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
Согласно ч.13 ст.28 Закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.
Таким образом, распространение вышеуказанной рекламы с текстом следующего содержания: «Помощь в получении кредита, ЛЮБЫЕ СУММЫ –Под низкий % -Помощь безработным, судимым 8-919-691-50-80,АО «Кредит Европа Банк», АО УралСиб, АО СКБ-Банк, ИП <…>, ОГРН: 311165005300031» имеет признаки нарушения ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе».
Исходя из выходных данных газеты Управлением установлено, что учредителем и издателем газеты «Единство» является ООО «Газета Единство» (423822, РТ, г. Набережные Челны, проспект Набережночелнинский, д.88 (62/4),этаж 4, оф. 404; ИНН 1650159047, дата регистрации: 01.06.2007г.).
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу №08 -205 /2016 по признакам нарушения ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе».
2. Назначить дело №08-205 /2016 к рассмотрению на 28 сентября 2016 года в 10 часов 20 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
3. Признать лицами, участвующими в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального Закона «О рекламе» ООО «Газета Единство» (423822, РТ, г. Набережные Челны, проспект Набережночелнинский, д.88 (62/4),этаж 4, оф. 402; ИНН 1650159047, дата регистрации: 01.06.2007г.). Явка обязательна.
4. ООО «Газета Единство» в срок до 19 сентября 2016 года представить в Татарстанское УФАС России следующие документы:
- договоры на размещение, распространение вышеуказанной рекламы с приложением подтверждающих документов об исполнении данного договора, а именно счетов, платежных поручений, актов выполненных работ;
- оригинал газеты «Единство» (выпуск от 04.08.2016 г. №30(384));
- всю имеющуюся информацию о лице (почтовый адрес (в случае, если с данным лицом ведется переписка по почте), адрес электронной почты, по которой ведется переписка с данным лицом, телефоны должностных лиц указанного общества, с которыми поддерживается (поддерживалась) связь), с которым заключен (-ы) договор (-а) на размещение вышеуказанной рекламы;
- письменное объяснение по факту распространения вышеуказанной рекламы;
- иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений.
В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.
Председатель Комиссии <…>