Решение №ИП-08/12920 Решение по делу №08-188/2016 о нарушении законодательства Ро... от 14 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-188/2016 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. №ИП-08/12920 от 13.09.2016

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии        <…> –[…];

Члены Комиссии                    <…> – […];

                                                 <…> – […],

рассмотрев дело № 08-188/2016, возбужденное по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии (отсутствии):

- представителя ОАО «ТАТМЕДИА» по доверенности № <…> –<…>, извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА

В ходе мониторинга средств массовой информации на соблюдения требования законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан установлен факт распространения в газете «Волжские Зори» №87 (9006) от 27.12.2015г., рекламы с текстом: «3 декабря в ДК Камское Устье Не пропустите!!! Только 1 день!!! СКИДКИ 50% на !ВСЕ!;…Действует кредит-0% первый взнос!*кредит предоставляется ОТП банком № лицензии 2766 от 25 мая 2015!!!», имеющей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

СМИ «Волжские зори» действует на основании свидетельства о регистрации СМИ, дата: Эл №ФС77-47523 от 30.11.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредителем СМИ «Волжские зори» является АО «ТАТМЕДИА».

Из вышеуказанного следует, рекламораспространителем является ОАО «ТАТМЕДИА».

В связи с указанными обстоятельствами, Управлением было возбуждено настоящее дело (определение о возбуждении дела №08-188/2016 (исх.№ИП-08/11469 от 17.08.2016).

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных ответчиком и лицами, участвующими в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе определено, что объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе определено, что товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара в течение определенного срока, о других условиях его приобретения, в том числе в течении определенного времени.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Информация, распространявшаяся в газете «Волжские Зори» № 87 (9006) от 27.11.2015г, с текстом: «3 декабря в ДК Камское Устье Не пропустите!!! Только 1 день!!! СКИДКИ 50% на !ВСЕ!;…Действует кредит-0% первый взнос!*кредит предоставляется ОТП банком № лицензии 2766 от 25 мая 2015!!!», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым и реализуемым соответствующими рекламодателями, а именно к товарам-шубам, реализуемым в том числе по скидке и по кредиту, предоставляемому ОТП банком.

Исходя из содержания рекламы следует, что для приобретения товаров-шуб, реализуемых ИП <…> возможно оформление кредита на условиях: 0% первоначальный взнос.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является как реализация ИП <…> товаров-шуб, так и оказание неким ОТП банком финансовых услуг, по предоставлению кредита на приобретение данных товаров.

При этом, как следует из текста рекламы полного наименования лица, в том числе организационно-правовой формы, оказывающего финансовые услуги, а именно предоставление кредита на приобретение товара-шубы не содержится.

В рассматриваемом случае обозначение «ОТП банк» указанной в рекламе может вызвать у потребителя неоднозначные представления, о лице, оказывающем финансовые услуги, так как аббревиатура «ОТП» можно расшифровать как отделение какого-либо банка.

Кроме того, как следует из текста рекламы иных условий предоставления кредита (срок кредита, стоимость кредита (% ставка), величина предоставляемых денежных средств и т.п.), влияющих на величину расходов или доходов, которые понесут потребители, воспользовавшийся кредитом, в рассматриваемой рекламе не содержится.

Поскольку рассматриваемая реклама предоставления кредита направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 38 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, а именно наименование лица, предоставляющего финансовые услуги- кредита на приобретение товаров, реализуемых ИП <..> а также всех условий предоставления кредита на приобретение товаров, реализуемых ИП <…> которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при том, что в рекламе сообщается о величине первоначального взноса, может ввести в заблуждение потребителей, следовательно, не соответствует части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 4 и Определения о возбуждении дела №08-188/2016 от 16 августа 2016 года (исх.№ИП-08/11469 от 17.08.2016г.) у АО «ТАТМЕДИА» (газета «Волжские Зори»), были запрошены документы и материалы, необходимые для рассмотрения настоящего дела.

В рамках рассмотрения дела № 08-188/2016 АО «ТАТМЕДИА» представило договор на размещение в газете «Волжские Зори» рекламного материала № 70 от 03 августа 2015 г.

СМИ «Вожские зори» действует на основании свидетельства о регистрации СМИ, дата: Эл №ФС77-47523 от 30.11.2011, выданным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредителем СМИ «Волжские зори» является АО «ТАТМЕДИА».

Из письменных объяснений, представленных представителем АО «ТАТМЕДИА», следует, что специалист по рекламе филиала АО «ТАТМЕДИА» РГ «Волжские Зори» утвердила макет рекламного модуля в № 87 газеты « Волжские Зори» от 27 ноября 2015 года, предоставленного ИП <…>.

В соответствии с рекомендациями рекламного отдела АО «ТАТМЕДИА» в модуле была указана лицензия банка, который предоставляет кредиты и размещено примечание, что покупатели, при оформлении покупки, должны консультироваться с продавцом.

В колонтитуле четвертой полосы написано «Реклама, объявления, разное», поэтому в самом модуле слово реклама не вставлено. После замечания рекламного отдела АО «ТАТМЕДИА» стали вставлять слово «реклама» непосредственно в рекламный модуль.

Однако представленные пояснения не исключает наличие в рекламе нарушения части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, так как наличие в рекламе указаний сведений о лицензии не восполняет информацию, необходимую для размещения в рекламном материале, в соответствии с требованиями части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама в газете «Волжские Зори» №87 (9006) от 27.12.2015г., с текстом: «3 декабря в ДК Камское Устье Не пропустите!!! Только 1 день!!! СКИДКИ 50% на! ВСЕ!;…Действует кредит-0% первый взнос!*кредит предоставляется ОТП банком № лицензии 2766 от 25 мая 2015!!!», размещена с нарушением части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе», в части отсутствия в рассматриваемой рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, а именно наименование лица, предоставляющего финансовые услуги- кредита на приобретение товаров, реализуемых ИП <…>, а также всех условий предоставления кредита на приобретение товаров, реализуемых ИП <…>, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при том, что в рекламе сообщается о величине первоначального взноса, что может ввести в заблуждение потребителей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006г., Комиссия

РЕШИЛА

1.Признать рекламу, размещенную в газете «Волжские Зори» №87 (9006) от 27.11.2015г. с текстом следующего содержания: «3 декабря в ДК Камское Устье Не пропустите!!! Только 1 день!!! СКИДКИ 50% на !ВСЕ!;…Действует кредит-0% первый взнос!*кредит предоставляется ОТП банком № лицензии 2766 от 25 мая 2015!!!», не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе», в части отсутствия в рассматриваемой рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, а именно наименование лица, предоставляющего финансовые услуги- кредита на приобретение товаров, реализуемых ИП <…>, а также всех условий предоставления кредита на приобретение товаров, реализуемых ИП <…>, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при том, что в рекламе сообщается о величине первоначального взноса, что может ввести в заблуждение потребителей.

2.Выдать ОАО «ТАТМЕДИА» (420066, РТ, г. Казань, ул. Декабристов предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно о прекращении распространения в газете «Волжские Зори», вышеуказанной рекламы, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе»

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                               <…>

Члены Комиссии                                                                          <…>

                                                                                                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны