Решение №ИП-08/13083 Решение по делу №08-185/2016 по признакам нарушения законод... от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение  по делу №08-185/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. № ИП-08/13083 от 15.09.2016

Резолютивная часть решения оглашена: «31» августа 2016г.

В полном объеме решение изготовлено: «14» сентября 2016г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии  <….>-[…];

Члены Комиссии              <…>-[…];

                                          <…>-[…],

рассмотрев дело № 08-185/2016 возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), в присутствии:

-  представителя ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ» (422980, РТ, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. К.Маркса, дом 49, офис 1, ОГРН: 1141677001531, Дата присвоения ОГРН: 09.10.2014) <….> (доверенность №4 от 01.08.2016г.),

Установила:

На основании приказов Татарстанского УФАС России № 01/175-пр, № 01/176-пр от 18 мая 2016г. проведена проверка по соблюдению антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района, Совета Камско-Устьинского муниципального района Республике Татарстан.

В процессе проведения проверки был проведен выездной мониторинг по Камско-Устьинскому муниципальному району Республики Татарстан.

В ходе проведения выездного мониторинга выявлено следующее.

По адресу: РТ, Камско-Устьинский муниципальный район, ул. Карла Маркса , 104, размещается рекламная конструкция с текстом следующего содержания: «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ; Выдача займов за 15 минут; 2 этаж», которая содержит признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», в части отсутствия наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги.

На основании вышеизложенного Управлением было возбуждено настоящее дело.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»  объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация об ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ», которая распространяется на конструкции с текстом следующего содержания: «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ; Выдача займов за 15 минут; 2 этаж», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к финансовым услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о выдаче денежных средств. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

При этом в своих письменных пояснениях директор ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ» указал на то, что наименование и реквизиты ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ» расположены в правом нижнем углу рекламной конструкции, а также приложил фотографию рекламной конструкции в качестве доказательства.

Комиссия, повторно изучив фотографии рекламной конструкции, пришла к выводу, что информация о наименовании юридического лица, оказывающего финансовые  услуги населению, присутствует в рекламе. Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю объективно воспринимать информацию о юридическом лице, оказывающего финансовые  услуги и тем самым лишает потребителя его  право на информацию, о том законно ли осуществляется оказание финансовых услуг.

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений о юридическом лице, оказывающего соответствующие услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе наименование организации, оказывающей финансовые услуги населению указано не верно, так как по состоянию на 31.08.2016г.  согласно выписке из ЕГРЮЛ, наименование юридического лица, которое рекламирует свои услуги – ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ», однако в рассматриваемой рекламе указано наименование юридического лица – ООО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ».

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация о наименовании юридического лица выполнена столь мелким шрифтом, что не позволяет потребителю объективно воспринимать информацию о юридическом лице, оказывающего финансовые  услуги и тем самым лишает потребителя его  право на информацию, о том законно ли осуществляется оказание финансовых услуг.

Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Кроме того, у потребителя рекламной информации заведомо не имеется времени, с учетом установленного в практике делового оборота «правила трех секунд», в соответствии с которым потребитель устанавливает содержание рекламного сообщения в течение непродолжительного времени равняющегося примерно 3-4 секундам.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Использованный ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ» в рекламном тексте шрифт должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий или использование специальных технических средств по разглядыванию какой-либо ее части.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написано полно наименование юридического лица, лишают возможности потребителя получить полный текст (информацию) рекламы.

Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы финансовых услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм законов указанное наименование юридического лица, являющегося существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанного рекламного материала является ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ» (422980, РТ, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. К.Маркса, дом 49, офис 1, ОГРН: 1141677001531, Дата присвоения ОГРН: 09.10.2014), согласно разрешению №4 на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования, выданное Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района.

Из положений части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель и рекламодатель, т.е. ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

Решила:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную по адресу: РТ, Камско-Устьинский муниципальный район, ул. Карла Маркса, 104 с текстом следующего содержания: «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ; Выдача займов за 15 минут; 2 этаж», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».
  2. Выдать ООО МФО «ЛЕТАЙ ДЕНЬГИ» (422980, РТ, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. К.Маркса, дом 49, офис 1, ОГРН: 1141677001531, Дата присвоения ОГРН: 09.10.2014) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны