Определение №ИП-08 16782 Определение о возбуждении дела №08 - /2015 по призна... от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №08 -         /2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <….> -рассмотрев заявление о проверке соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения в газете «Метро» № 21 (176) от 08.06.2015 года в разделе «объявления» рекламы финансовых услуг, что имеет признаки нарушения части 13 статьи 28 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе»,

Установил:

В Управление поступило обращение гражданина (вх. № 1862/ж от 21.08.2015г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Метро» № 21 (176) от 08.06.2015 года в разделе «объявления» рекламы финансовых услуг следующего содержания: «Помощь в получении денег… под залог недвижимости…от 16% годовых…с любой кредитной историей…216-62-95…8-9600-879-897».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в газете «Метро» № 21 (176) от 08.06.2015 года в разделе «срочные объявления» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Проанализировав федеральные законы, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций, ФАС России пришло к выводу о том, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14 о рекламе финансовых услуг, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.

Из положений частей 6 и 7 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 13 статьи 28 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель - ООО «Успех-пресс».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

Определил:

1. Возбудить производство по делу №08 -       /2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело №08-         /2015 к рассмотрению на  19 ноября 2015 года в 15 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

3. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» ООО «Успех-пресс» (420073, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 31/42, ИНН 1660124237).

4. ООО «Успех-пресс» в срок до 13 ноября 2015 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

4.1. учредительные документы;

4.2. договор на размещение, распространение вышеуказанной рекламы, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение;

4.3. свидетельство регистрации СМИ.

4.4. информацию о должностных лицах, ответственных за размещение данной рекламы (ФИО, место работы, должность, копию документа о назначении на должность, должностную инструкцию, копию страниц паспорта, содержащих информацию о Ф.И.О., годе и месте рождения, месте жительства или месте пребывания).

4.5. письменные пояснения по доводам, изложенным в данном определении, при наличии возражений представить нормативное и документальное их обоснование.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны