Решение №ИП-08/19084 Решение по делу №08-287/2015 по признакам нарушения законода... от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-287/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. № ИП-08/19084 от 09.12.2015

Резолютивная часть решения оглашена: «13» ноября 2015г.

В полном объеме решение изготовлено: «27» ноября 2015г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии      

<…>-[…]

Члены Комиссии                   

<…>-[…],

<…>-[…],                                            

рассмотрев дело № 08-287/2015 возбужденное по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя ООО «АкадемПродук»,

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение ООО «АкадемПродукт» о проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в информационно-рекламном СМИ «Челны ЛТД» № 6 (1108) от 11 февраля 2015 информации под общим заголовком «Хлеб «Здоровье» о полезных свойствах хлеба «Здоровье» из пророщенного зерна пшеницы без муки и без дрожжей, а именно из текста рекламы следует:

«Хлеб «Здоровье»…все о хлебе «Здоровье» www.хлеб-здоровье.рф...Хлеб «Здоровье» из проросшего зерна пшеницы без муки и без дрожжей…уникальный продукт, в котором заключена вся сила ростка пшеницы!...Хлеб «Здоровье» из пророщенного зерна пшеницы при регулярном употреблении:

- нормализует обмен веществ;

- очищает организм от шлаков, канцерогенов и токсинов;

- стабилизирует и уменьшает сахар в крови при диабете;

- выводит избыток холестерина из крови, улучшает функцию кроветворения;

- предотвращает развитие онкологических заболеваний.

Хлеб «Здоровье» - экологически чистый продукт.

При изготовлении хлеба «Здоровье» зерно пшеницы проращивают по специальной технологии, когда пробуждаются все жизненные силы зерна.

Он дольше хранится, в нем сохраняются все полезные вещества, и поэтому обладает высокой пищевой ценностью.

Места продаж: «Метро», «Бахетле», «Эссен», «Челны Хлеб», «Камилла», «Подсолнух»».

Распространенная информация, содержащая описание свойств хлеба «Здоровье» и рекомендации к его использованию для перечисленных в тексте заболеваний, а также сведения о возможности приобретения продукта в определенном месте,  направлена на привлечение внимания к данной продукции, формирует и поддерживает к ним интерес и тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является предлагаемый к продаже товар – хлеб «Здоровье».

Из содержания приведенных рекламных текстов однозначно следует, что хлеб «Здоровье» оказывает положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладает лечебными свойствами, и тем самым формируется мнение потребителей рекламы о принадлежности таких товаров к лекарственным средствам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом данные о регистрации лекарственных препаратов вносятся в государственный реестр лекарственных средств (статья 27, статья 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).

Хлеб «Здоровье» отсутствуют в Государственном реестре лекарственных средств, что подтверждается дополнительно проведенным просмотром названного Реестра, находящегося в свободном доступе в сети Интернет, следовательно, указанный продукт лекарственным средством не является.

Анализ рассматриваемого рекламного текста показывает, что хлеб «Здоровье» характеризуется как продукт, обладающий лечебными свойствами, что не соответствует действительности, поскольку такими свойствами могут обладать только лекарственные средства, в качестве которых рекламируемые товары не зарегистрированы и поэтому не являются лекарственными средствами.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соотвествия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Одновременно, указание в рекламе хлеба «Здоровье», не являющегося лекарственным средством, на его лечебные свойства не допустимо в силу Закона.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Хлеб «Здоровье» в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию, не найден (распечатка из Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, имеется в материалах дела).

Таким образом, распространенная реклама хлеба «Здоровье» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поэтому является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона «О рекламе» - ООО «Текоя».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 настоящего Федерального закона «О рекламе» - ООО "Челны ЛТД".

Руководствуясь п.1  ч.2 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Решила:

1.Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в информационно-рекламном СМИ «Челны ЛТД» № 6 (1108) от 11 февраля 2015 информации под общим заголовком «Хлеб «Здоровье» о полезных свойствах хлеба «Здоровье» из пророщенного зерна пшеницы без муки и без дрожжей, поскольку в ней нарушены требованияпункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

  1. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны