Решение №ИП-08/20055 Решение по делу №08-395/2015 по признакам нарушения законода... от 29 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-395/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх.№ИП-08/20055 от 28.12.2015

Резолютивная часть решения оглашена: «9» декабря 2015г.

В полном объеме решение изготовлено: «23декабря 2015г.

 

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии        <…>-[…]

Члены Комиссии                   <…>-[…]

                                               <…>-[…],

рассмотрев дело № 08-395/2015 возбужденное по признакам нарушения пункта части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя «Тимер Банк» (ПАО) (420066, РТ, г. Казань, проспект Ибрагимова, д. 58, ИНН 1653016689) по доверенности (доверенность № 0504/395 от 07.12.2015)

Установила:

Согласно статье 33 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

По результатам проведения плановой выездной проверки (на основании приказа № 02/687-пр от 30.09.2015г.) «Тимер Банк» (ПАО) (420066, РТ, г. Казань, проспект Ибрагимова, д. 58, ИНН 1653016689) Управлением установлен факт распространения рекламы в эфире радиостанции с текстом «Весна! пора делать выгодные вклады…Вклад «Ваша выгода» от банка БТА-Казань…хорошие проценты, выгодные условия, проверенная надежность, Ваша выгода, Ваш банк БТА-Казань».

По данному факту Татарстанским УФАС России в отношении «Тимер Банк» (ПАО) было возбуждено дело № 08-395/2015 по части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела № 08-395/2015 Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц;  преследует строго заданные цели информирования: призвана формировать и поддерживать интерес к рекламируемому «товару».

Согласно части 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. И наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности выступает ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение и причиняет ущерб конкурентам.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ею воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способна привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и одновременно привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.

Введение в заблуждение является актом недобросовестной конкуренции и представляет собой действия, направленные на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента.

Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение реклама сообщает не «объективно неправильные (неверные) сведения», а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

Однако реакцию потребителей можно оценивать по-разному в зависимости от адресата. При оценке рекламы на способность ввести в заблуждение следует предполагать наличие определенного набора знаний и опыта адресатов рекламы исходя из среднего уровня, характерного, как правило, для существенной части потребительской аудитории. При этом правоприменительная практика исходит из того, что средний потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники, в том числе в вопросах медицины, страхования, финансирования и т.д.

Опасность возникновения финансовых потерь вследствие наступления неблагоприятных изменений, вероятность которых (потерь) неизвестна, обусловливают высокий уровень рисков для инвесторов. Не обладая достаточной информацией и специальными знаниями, непрофессиональные инвесторы могут неправильно оценить соответствующие риски, и, следовательно, заблуждаться относительно эффективности инвестиционной деятельности.

Под воздействием рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний в сфере банковской, страховой, инвестиционной деятельности у значительной части населения нашей страны не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах инвестирования и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 названного закона, несет ответственность рекламодатель.

Руководствуясь п.1  ч.2 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Решила:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в эфире радиостанции с текстом «Весна! пора делать выгодные вклады…Вклад «Ваша выгода» от банка БТА-Казань…хорошие проценты, выгодные условия, проверенная надежность, Ваша выгода, Ваш банк БТА-Казань», поскольку в ней нарушены требованияФедерального закона «О рекламе».

  1. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны