Решение №ИП-08/3704 Решение по делу №08-17/2016 от 21 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-17/2016

Исх. №ИП-08/3704

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии       <…>-[…]

Члены Комиссии                   <…>-[…]

                                             <…>-[…]

 

рассмотрев дело № 08-17/2016, возбужденное по признакам нарушения пункта 5 части 1, части 3 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Многопрофильная клиника «Медел» (420029, РТ, г. Казань, Сибирский тракт, д. 34, корпус 5; ИНН 1660126185),

 

в присутствии:

- представителя ООО «Многопрофильная клиника «Медел»

- коммерческого директора ООО «Многопрофильная клиника «Медел»

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании распоряжения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) от 18.12.2015г. за № 02/836-пр, антимонопольным органом проведена внеплановая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ИнтерМедиаГруп Казань» (420021, РТ, г. Казань, ул. Г. Камала, д. 41, ИНН 1655151980), осуществляющего деятельность по изготовлению печатных изданий средств массовой информации (издание газет (код 22.12)).

Проверка начата 21 декабря 2015 года, окончена 30 декабря 2015 года.

По итогам проведения настоящей проверки установлен факт распространения в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 47 (1121) от 27.11.2015 г. рекламного объявления с текстом следующего содержания: «MEDEL многопрофильная клиника Уникальные методы лечения Какая родинка опасна? Какие образования бывают? Все образования можно разделить на доброкачественные, пограничные и злокачественные… ОЧЕНЬ ВАЖНО! Вы заметили новообразование на коже или увеличение имеющихся родинок, пигментных пятен, изменение цвета и текстуры кожных покровов, зуд, жжение, покалывание, изъявление или их постоянное травмирование, кровотечение. В таких случаях желательно сразу обратиться к врачу-дерматологу Клиники «МЕДЕЛ». После осмотра врач проведет дополнительные методы обследования (дерматоскопия, гистологическое исследование), что позволит увидеть поверхностные слои кожи, а также глуюину поражения образования… чтобы определить правильную тактику дальнейшего лечения. Какой способ выбрать? Способов удаления новообразований в наше время достаточно много… Самое главное значение имеет, конечно, степень оснащенности клиники и выбор врача… При удалении в Клинике «МЕДЕЛ» для получения оптимального эстетического результата может потребоваться использование сразу нескольких способов удаления и даже разных видов лазеров… Запись к врачу-дерматологу Клиники «МЕДЕЛ» по тел. (843) 520-20-20… ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА», которое имеет признаки нарушения пункта 5 части 1, части 3 статьи 24 Закона «О рекламе».

Согласно части 3 статьи 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 2-5 части 1 статьи 24 распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе»  реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Из представленных документов ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» следует, что указанная реклама распространялась на основании договора на размещение рекламы № 499 от 1 июля 2014 г., заключенного между ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (Исполнитель) и ООО «Многопрофильная Клиника «Медел» (Заказчик).

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»  объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, распространявшаяся в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 47 (1121) от 27.11.2015 г. содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 6 статьи 38 закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае – ООО «Многопрофильная клиника «Медел» (420029, РТ, г. Казань, Сибирский тракт, д. 34, корпус 5; ИНН 1660126185).

На основании изложенного, Управлением 11 февраля 2016г. возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе №08-17/2016.

29 февраля 2016г. ООО «Многопрофильная клиника «Медел» представило запрашиваемые Определением о возбуждении дела документы: договор на размещение рекламы №499 от 01.07.2014г., счет на оплату №470120 от 24.11.2015г.,  платежное поручение №602 от 27.11.2015г., счет-фактура №19379 от 27.11.2015г., акт о выполненных работах от 27.11.2015г., информация о должностном лице, ответственном за размещение рекламных объявлений. Макет объявления разрабатывался коммерческим директором клиники – Салахутдиновым Ленаром Ринатовичем. Данная реклама размещалась только в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 47 (1121) от 27.11.2015 г., более не распространялась.

На рассмотрении дела представитель ООО «Многопрофильная клиника «Медел» не согласилась с указанными нарушениями законодательства о рекламе. В соответствии с пояснениями общества рассматриваемое рекламное объявление не содержит утверждения, предположения о наличии тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья у потребителей рекламы.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела № 08-17/2016, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектами рекламирования являются сама многопрофильная клиника «Медел», а также медицинские услуги оказываемые клиникой. Из содержания приведенного рекламного текста однозначно следует, что любые новообразования на коже (в том числе и доброкачественные) очень опасны, «такие образования, а также липомы, атеромы обязательно надо удалять, чтобы они не привели к предраковым, или пограничным, состояниям кожи», «ОЧЕНЬ ВАЖНО! Вы заметили новообразование на коже или увеличение имеющихся родинок, пигментных пятен, изменение цвета и текстуры кожных покровов, зуд, жжение, покалывание, изъявление или их постоянное травмирование, кровотечение. В таких случаях желательно сразу обратиться к врачу-дерматологу Клиники «МЕДЕЛ»При удалении в Клинике «МЕДЕЛ» для получения оптимального эстетического результата может потребоваться использование сразу нескольких способов удаления и даже разных видов лазеров…», тем самым  у потребителей рекламы формируется мнение о наличии злокачественных образований, необходимости обращения к специалистам данной клиники.

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе»  реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

По смыслу требования комментируемой нормы, упоминание симптомов заболевания с предположением о наличии заболевания также является нарушением законодательства о рекламе. Следует также отметить, что под данный запрет подпадает непосредственное предположение наличия какого-либо заболевания у потребителя рекламы, и без упоминания симптомов. 

Согласно части 3 статьи 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 2-5 части 1 статьи 24 распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Таким образом, реклама, распространенная ООО «Многопрофильная клиника «Медел», содержит признаки нарушения пункта 5 части 1, части 3 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Вместе с тем Комиссией также учитывается тот факт, что статья 24 Закона «О рекламе» «Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения» направлена на охрану жизни и здоровья населения Российской Федерации, на реализацию положений Конституции Российской Федерации, которая признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь — самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20). Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 6 статьи 38 закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 24 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В данном случае – ООО «Многопрофильная клиника «Медел» (420029, РТ, г. Казань, Сибирский тракт, д. 34, корпус 5; ИНН 1660126185).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального   закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения   законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Многопрофильная клиника «Медел» с текстом: «MEDEL многопрофильная клиника Уникальные методы лечения Какая родинка опасна? Какие образования бывают?..», размещенную в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 47 (1121) от 27.11.2015 г., поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 1, части 3 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание ООО «Многопрофильная клиника «Медел» (420029, РТ, г. Казань, Сибирский тракт, д. 34, корпус 5; ИНН 1660126185) не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны